Слайд 1Технология деятельностного метода как основа построения занятия внеурочной деятельности Технологическая карта
занятия как эффективный способ организации внеурочной деятельности
Слайд 2ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР ФГОС ООО
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования -
их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Слайд 3ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР ФГОС ООО
Поставленная задача требует перехода к новой системно -
деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Слайд 4ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Применение современных педагогических технологий предполагает гарантированный результат достижения учебных целей.
Наметить диагностируемые результаты (формирование структурных компонентов самоорганизации учебной деятельности) можно, используя технологическую карту образовательного процесса.
Слайд 5ПЕДАГОГИКА
Технологическая карта — это способ графического проектирования занятия, таблица, позволяющая структурировать
занятие по выбранным педагогом параметрам. Такими параметрами могут быть этапы занятия, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность педагога и деятельность обучающихся.
Слайд 6ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс
и во внеурочной деятельности, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений, универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку педагога к занятию.
Слайд 7ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Конструирование универсального инструментария - технологической карты направлено на достижение результатов,
заявленных в стандартах ФГОС второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.
Слайд 8МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ
имеет статус документа;
записан весь процесс;
указаны операции, их составные
части;
названы материалы;
перечислено оборудование;
указаны инструменты;
обозначены технологические режимы;
рассчитано время;
определён квалификационный
статус исполнителей.
Слайд 92 АСПЕКТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
1. Логикофилософский аспект
использования технологических карт направлен на то, чтобы сформировать самостоятельную учебную деятельность, формирующую интеллектуальные способности. Это отражено по вертикали в виде конкретных форм деятельности учащихся.
2. Философско-педагогический аспект заключается в персонификации образования и связан с дифференциацией. Это отражено по горизонтали. На пересечении – деятельность обучающихся и педагога.
Слайд 10АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
Сущность педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в
использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для обучающегося по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологич ность и обобщенность информации.
Слайд 11СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ЗАНЯТИЯ
І) блок целеполагания
(что необходимо сделать, воплотить);
ІІ) инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
ІІІ) блок организационно – деятельностный (структуризация на действия и операции).
блоки, соответствующие идее технологизации
учебного процесса:
Слайд 12I. БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Материалом, подлежащим преобразованию в процессе познавательной деятельности
на занятии, является проблема, определяемая программой учебной дисциплины.
ЦЕЛЬ – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств.
Анализ целенаправленной деятельности предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.
(Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983).
Слайд 13ЛИЧНОСТНОФОРМИРУЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Личностноформирующая направленность занятия.
Этот компонент формулируется через понятия, характеризующие феномен
личности: как можно использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов, идеалов, ценностей, установок, убеждений, мировоззрения, направленности личности – всего того, во имя чего человек живёт, познаёт, действует.
Каждый предмет и каждая тема занятия обладают своими возможностями формирования личности ребёнка.
Слайд 14
II. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК
ЗАДАЧА – данная в определённых
условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.
Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.
Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.).
Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.
Слайд 15II. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК
ОПЕРАЦИЯ – единица деятельности, способ выполнения действия, определяемый условиями
наличной (внешней или мысленной) ситуации.
Понятие операции введено А.Н. Леонтьевым и используется при изучении относительно законченных и, как правило, автоматизированных перцептивных, моторных, мнемических и интеллектуальных актов, входящих в состав того или иного действия.
(Психология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990).
Слайд 16ТИП ЗАНЯТИЯ
Тип занятия определяется его сущностными целями и задачами, а не
стремлением к зрелищности, вытесняющей правду образовательного процесса. Он играет не самодовлеющую роль, а служебную, и в этом его ценность.
Учебно - методический комплекс
1. Источники информации
2. Оборудование.
3. Дидактическое сопровождение.
4. Материалы для познавательной деятельности ученика.
Слайд 17III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК
Технологическая карта выступает как форма плана занятия, она позволяет
скоординировать работу педагога и обучающихся на занятии, чётко её структурировав по субъектам, действиям, операциям, объектам, времени.
Она отражает одновременную работу разных субъектов, увязывая их деятельность с целевой установкой занятия.
Слайд 20ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Слайд 21ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Слайд 23ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА В ДЕЙСТВИИ
В предлагаемых технологических картах большое внимание уделяется воспитательной
составляющей. Обучающиеся 5-7 классов достаточно развиты интеллектуально, чтобы воспринимать такие понятия, как «патриотизм», «национальное самосознание», «семья», «труд», «ответственность», «уважение к людям», «виды профессий» и «профессиональное самоопределение», поэтому личностные результаты планируются на каждом занятии конкретно, неформально, и возможность их достижения прослеживается в описании хода занятия.
Слайд 24ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА В ДЕЙСТВИИ
Диагностика результатов занятия.
Педагог использует самые разнообразные оперативные
методы контроля знаний, соотнося оценку их уровня с заданной целью занятия таким образом, чтобы каждый ученик увидел всё пространство образовательного маршрута занятия, успешно пройденные его этапы и те пункты, к которым необходимо вернуться при завершении работы. На этом этапе может оказаться плодотворной и самодиагностика деятельности обучающегося, самостоятельное соотнесение результата деятельности с целью занятия и вывод о задачах для самостоятельной работы.
Слайд 25ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА В ДЕЙСТВИИ
Из ранее сказанного следует, что педагогу необходимо только
воспользоваться технологи ческой картой, чтобы:
- осознать алгоритм работы на занятии от введения до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на занятии и соотнести изучаемый материал с последующим;
- оценить воспитательные возможности занятия;
- определить возможность реализации межпредметных связей;
- определить виды УУД, которые формируются на изучаемом материале;
- соотнести результат с целью обучения.
Слайд 26ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА В ДЕЙСТВИИ
Технологическая карта позволит вам:
-
реализовать стандарт образования;
- понять и в системе применить введенные термины по формированию у обучающихся универсальных учебных действий;
- сформировать целостную картину мира за счет реального использования межпредметных связей;
- определить уровень раскрытия материала и соотнести его с материалом, изучаемым в дальнейшем;
- индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс;
- раскрыть творческий потенциал обучающихся.
Слайд 27ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА В ДЕЙСТВИИ:
Технологическая карта позволит вам:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго
поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от планирования занятия к проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Слайд 28ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
Источники:
Конструирование технологической карты урока [http://vashpsixolog.ru/index.php/work-with-teaching-staff-school-psychologist/56-education-advice-for-teachers/893-designing-technology-map-lesson]
Методическая карта урока. Методические рекомендации/Зайцева И.И.
–Педагогическая мастерская. Все для учителя. 2013
Максимова Юлия Юрьевна Технологическая карта как средство формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности у учащихся начальной школы [http://festival.1september.ru]
http://prosv.ru/umk/nachalnaya-shkola
Максимова Юлия Юрьевна Мороз Н.Я., доцент кафедры психологии, педагогики и частных методик УО и «ВОГ ИПК и ПРР и СО» технологическая карта урока: научно-методическое пособие. – Витебск: УО "ВОГ и ПРР и СО", 2012.
Чернышова Н.С., Данилина В.М. Школа России Уроки просвещения Технология: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М «Просвещение», 2013
http://www.openclass.ru
http://ru.wikipedia.org