Технологии рефлексии в педагогическом процессе презентация

Содержание

Рефлексия- от лат. обращение назад, отражение. Рефлексия в педагогике- это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин

Слайд 1 Технологии рефлексии

в педагогическом процессе

Слайд 2Рефлексия- от лат. обращение назад, отражение.
Рефлексия в педагогике- это

процесс и результат
фиксирования участниками
педагогического процесса состояния своего развития,
саморазвития и причин
этого.

2


Слайд 3Обучение на основе рефлексируемого опыта
Психологи: Д.Боуд, Р. Кеог и Д. Уокер


«Смысл образовательного
пути – рефлексия»

Фазы процесса обучения

3


Слайд 4 Обращение к опыту как фиксация

происходившего без анализа
или интерпретации.
Обращение к чувствам и переживаниям,
сопровождающим опыт,
их образная констатация.
Повторное обращение к опыту,
его переосмысление для формирования
теоретических принципов, выступающих
как гипотезы.
Представление конкретного опыта,
«выросшего» в результате рефлексии
пережитого, обретение нового опыта.

Фазы процесса обучения

4


Слайд 5Формы рефлексии
Ретроспективная – выявление и
воссоздание схем, средств и

процессов,
имевших место в прошлом.
Проспективная – выявление и
корректировка схем и средств
возможной будущей деятельности.
Интроспективная – контроль,
корректировка или усложнение
мыслительных процессов в ходе
реализации деятельности.

(по Ладенко И.С.)

5


Слайд 6Формы рефлексии
(по Ладенко И.С.)
Ретроспективная – осмысление.
Проспективная – проектирование.
Интроспективная

– регулирование
деятельности «здесь и сейчас».

6


Слайд 7Компоненты рефлексии
Педагог
Деятельность
учащихся
Своя
педагогическая
деятельность
Педагогическое
взаимодействие
Учащийся
Своя
деятельность
Деятельность
педагога
Педагогическое
взаимодействие
7


Слайд 8Функции рефлексии /по С.С. Кашлеву/
Проектировочная-моделирование, целеобразование.
Организаторская-организация продуктивной
деятельности и взаимодействия.
Коммуникативная-общение педагога и
воспитанника.
Смыслотворческая-формирование

в сознании участников пед. процесса смысла
их деятельности.

8


Слайд 9Функции рефлексии /по С.С. Кашлеву/

Мотивационная- определение направленности
характера, результативности деятельности и
взаимодействия учителя

и учащихся.
Коррекционная- побуждение участников пед.
процесса к корректировке своей деятельности
и взаимодействия.

9


Слайд 10Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития
Сферы:
Эмоционально-чувственная(положительные,
или отрицательные эмоции-радость, огорчение,
чувство разочарования, успех…..
Потребностная-пассивное,

или активное
состояние, появилось ли стремление, желание
к деятельности, к саморазвитию….
Мотивационная-насколько деятельность
оказалась личностно значимой, внешние
и внутренние мотивы.

10

/по С.С. Кашлеву/


Слайд 11Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития
Сферы:
Сфера интересов-какие интересы появились,на что они направлены,

уровень интереса…
Сфера ценностных ориентаций-что явилось
личностной ценностью, как обогатился спектр
ценностей, в чем проявилась ценность…
Деятельностная сфера-какую деятельность
это взаимодействие провоцирует, какую
корректирует, от какой заставляет отказаться,
насколько обогащает опыт деятельности…

11

/ по С.С. Кашлеву /


Слайд 12 Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития
Сферы:
Гностическая сфера-что

произошло со
знаниями (произошло ли их наращивание,
углубление, систематизация), что нового узнал…
Сфера сознания-произошло ли осознание своей деятельности, осознает ли себя субъектом
деятельности/взаимодействия, как изменилась
«Я-концепция» (система представлений о себе),
самооценка своей деятельности…
Сфера умений-какие умения приобрел/не
приобрел, как изменился уровень умений…

12

/ по С.С. Кашлеву /


Слайд 13 Компоненты рефлексии 2.Определение причин и причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития

Возможные причины:
успешность деятельности

/взаимодействия;
смена видов деятельности;
интересное содержание;
благоприятная атмосфера общения;
возможность творчества;
полилог;
диалог;

13

/по С.С. Кашлеву/


Слайд 14Компоненты рефлексии 2.Определение причин и причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития

Возможные причины:
личностная

ценность;
значимость обсуждаемых проблем, или
осуществляемой деятельности;
инновационные педагогические технологии



14

/по С.С. Кашлеву/


Слайд 15 Компоненты рефлексии 3. Оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия.
Мнение

о степени, уровне своего развития и влиянии на него отдельных компонентов педагогического взаимодействия (содержания, деятельности, общения,педагогических технологий); установление самим субъектом качества, степени, уровня развития, качества реализованного взаимодействия.

15

/по С.С. Кашлеву/


Слайд 16 Компоненты рефлексии 3. Оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия
Критерии

оценки- компоненты состояния
развития (эмоциональное состояние,
состояние мотивов, деятельности и т.д.).

16

/по С.С. Кашлеву/


Слайд 17Технологии рефлексии 1. Рефлексивный круг
Все участники взаимодействия садятся в круг.
Педагог задает алгоритм

рефлексии:
-расскажите о своем эмоциональном состоянии
по ходу урока и в его конце;
-что нового вы узнали, чему научились;
-каковы причины этого;
-как вы оцениваете свое участие в уроке
(внеклассном деле).
Участники высказываются по кругу в соответствии
с заданным алгоритмом. Педагог своим
высказыванием завершает рефлексивный круг.

17

/ по С.С. Кашлеву /


Слайд 18Технологии рефлексии 2. Рефлексивная мишень



10
5
0
Деятельность
учащегося
Содержание
Деятельность
педагога
Форма,
методы
После заполнения мишени, педагог вывешивает

ее
и делает краткий анализ.

18

/по С.С. Кашлеву/


Слайд 19Технологии рефлексии Рефлексивная мишень



10
5
0
Желание работать
Понимание
материала
Настроение
на уроке

1
2
3
4
1
2
3
4
1
1
2
2
3
3
4
4
Работоспособность
19


Слайд 20 Технологии рефлексии

«Мини-сочинение»

Возможные темы:
«Я-в уроке, урок-во мне».
Варианты- «Мое участие», «Мой вклад в урок», «Значение урока для меня» и т.д.
«Мои мысли о своем участии в деле».
«Как я оцениваю результаты мероприятия».
«Что мне дал этот урок».

20

/по С.С. Кашлеву/


Слайд 21Технологии рефлексии Ключевое слово
С чем ассоциируется содержание урока, мероприятие, деятельность педагога и

т.д.

«Зарядка»
Оценка деятельности, или ее компонента
производится с помощью условных движений.

«Анкета-газета»
Оценка выражается на большом листе бумаги в виде рисунков, карикатур, стихотворных строк, пожеланий, вопросов, прозаических текстов-статей и т.д.

21

/по С.С. Кашлеву/


Слайд 22Технологии рефлексии
«Заверши фразу»
Во

время занятия я научился
/почувствовал, приобрел и т.д./….
Игра заставила меня задуматься….
На занятии мне особенно понравилось….
Обращение с природой для меня-это…

«Цепочка пожеланий»

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

22

/ по С.С. Кашлеву /


Слайд 23Технологии рефлексии
«Острова»
Бермудский
треугольник
о. Грусти
О. удовольствия
о.Тревоги
о.Просветления
о. Воодушевления
О.Неопределенности
о. Недоумения
о.Радости
23
/по С.С.

Кашлеву/

Слайд 24Технологии рефлексии
«Острова»
Бермудский
треугольник
о. Грусти
о. удовольствия
о.Тревоги
о.Просветления
о. Воодушевления
о.Неопределенности
о. Недоумения
о.Радости
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
13
12
14
15
16
17
24


Слайд 25

Технологии рефлексии

«Рефлексивный ринг»
Каждый из участников состоявшегося
дела приглашается в круг, рефлексируя
итоги и ход дела по заданному алгоритму:
-эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний;
-причины состояния;
-оценка прошедшего дела и т.д.
После рассказа-рефлексии участника, другие
обращаются к нему с вопросами, углубляя рефлексию. На ринг можно приглашать и пару
учащихся-они обмениваются вопросами между собой, а затем отвечают на вопросы группы.

25

/по С.С. Кашлеву/


Слайд 26Спасибо за внимание!
Фото Пугачев Е.П.
г. Вихоревка


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика