Слайд 1СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа Блиновой Дарьи СД1А16/08
Слайд 2ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется
определенным стилем исполнения. В общем смысле понятие «стиль» подразумевает наличие некоей устойчивой системы способов и приемов осуществления деятельности. Эта система является стабильной чертой, проявляющейся в различных условиях, при которых приходится выполнять данную деятельность
-Cтиль педагогической деятельности включает в себя стиль управления, стиль саморегуляции, когнитивный стиль учителя и стиль общения.
Слайд 3
Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие по меньшей мере трех факторов:
а) индивидуально-психологических особенностей
субъекта этой деятельности — учителя (преподавателя), включающих индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности;
б) особенностей самой деятельности;
в) особенностей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.). В педагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъектно-субъектномвзаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающегося, эти факторы соотносятся также: а) с характером взаимодействия; б) с характером организации деятельности; в) с предметно-профессиональной компетентностью учителя; г) с характером общения.
Слайд 4ВИДЫ СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Стили педагогической деятельности прежде всего подразделяются на три
общих вида: авторитарный, демократический и либерально-попустительский . Приведем их описание данное А.К.Марковой.
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся , не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. При авторитарном стиле силы учеников направлены на психологическую самозащиту , а не на усвоение знаний и собственное развитие. Главными методами воздействия такого учителя являются приказ, поучение. Для учителя характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость. Учителя с этим стилем руководства главное внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют.
Слайд 5
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске
знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений,учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба.У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения.Для таких учителей характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.
Слайд 6
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию
и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.
Слайд 7ЧЕТЫРЕ ТИПА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО МАРКОВОЙ И НИКОНОВОЙ:
1. Эмоционально-импровизационный
(ЭИС) — ориентация преимущественно на процесс обучения. Объяснение нового материала учитель строит логично, интересно, но часто отсутствует обратная связь с учениками.
Во время опроса учитель обращается к большому числу учеников, в основном сильных, которые интересуют его. Опрашивает их в быстром темпе, задает не формальные вопросы, но мало дает им говорить. Не дожидается, пока они сформулируют ответ сами.
Для учителя этого стиля характерно недостаточно адекватное планирование урока. Он не любит закреплять пройденный материал, проверять письменные работы. Недостаточно контролирует знания учащихся.
Высокая оперативность, большое разнообразие методов обучения. Практикует коллективные обсуждения. Интуитивность и неумение анализировать результаты своей деятельности.
Слайд 8
2. Эмоционально-методичный (ЭМС) — ориентация и на процесс, и на результат
обучения. Адекватно планирует процесс обучения, высокооперативен, поэтапно отрабатывает весь учебный материал. Работает и с сильными, и со слабыми учащимися. Умеет контролировать знания учащихся. Закрепление и повторение осуществляется регулярно. Часто меняет виды работы на уроке, зачастую проводит коллективные обсуждения. Стремиться заинтересовать детей особенностями самого предмета, а не развлечениями.
Преобладает интуиция
Слайд 9
3. Рассуждающий-импровизационный (РИС) — ориентация и на процесс, и на результат
обучения. Представляем типичного флегматика. Для него характерно очень тщательно планирование материала до урока. Менее изобретателен в методах обучения, не всегда обеспечивает высокий темп работы, редко практикует коллективные обсуждения. Меньше говорит сам, предпочитая слушать учащихся. Менее чувствителен к изменениям ситуации на уроке
Слайд 10
4. Рассуждающий-методичный (РМС) — меланхолический — ориентация на результат обучения. Адекватное
планирование материала, консервативность в использовании методов обучения, высокая методичность. Очень малый набор методов обучения, предпочтение репродуктивной деятельности. Редкое проведение коллективных обсуждений. Ориентация на слабых учеников. Для этого стиля характерна рефлексивность.
Слайд 11
Отношения в педагогическом процессе
Возникающие в школе конфликты из-за острой неудовлетворенности потребностей
детей в позитивных отношениях со взрослыми, играют значительную роль в формировании черт характера ребенка и в перестройке его личности. А. С. Макаренко считал, что ...они сеют разочарование, гибель характеров, подавленность, скрытые и открытые протесты, воровство, пьянство, хулиганств, то, что называют девиантным (отклоняющимся) и делинкветным поведением (поведение на гране правонарушений и противоправное поведение)
УЧИТЕЛЬ ОКАЗЫВАЕТ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ВАЖНЫХ СТОРОН ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА: НЕВРОТИЗМ, ТРЕВОЖНОСТЬ, РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-МОРАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ОСВОЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ПОЭТОМУ ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ — ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПРОБЛЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.
ОН ДОВОЛЬНО СИЛЬНО ВЛИЯЕТ НА УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ПРИСПОСОБЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ.
Слайд 12
Дети склонны предпочитать учителей, обладающих следующими характеристиками:
• человеческие качества — доброта, жизнерадостность,
уравновешенность, дружеская расположенность, умение понять и доверять, уважение к личности и человеческому достоинству, толерантность, тактичность, чувство юмора;
• организационные качества — демократичность, коллегиальность и сотрудничество, справедливость, последовательность, честность, стремление помочь, энтузиазм, ответственность;
• деловые качества — знание своего предмета, умение заинтересовать, умение ясно и интересно объяснять;
• внешний вид —хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
Слайд 13ПОДВЕДЁМ ИТОГИ:
Взаимоотношения учителя и учащихся никогда не остаются нейтральными к результатам
воспитания и обучения. Так характер взаимоотношений с учителем на уроке чутко воспринимается учениками, неуверенными в себе, застенчивыми, малообщительными, слабоуспевающими. Такие дети совсем по-иному чувствуют себя, когда замечают, что их суждениям учитель уделяет внимание, отдает должное их стараниям, радуется их успехам, огорчается неудачам. Поддерживая в учащихся чувство собственного достоинства, учитель скорее добивается от них прилежной и ответственной работы.
Взаимоотношения учителя и учащихся оказывают разностороннее влияние и на самого учителя. От характера отношений с учащимися зависит степень удовлетворенности учителя своей работой, его отношение к профессии, стремление совершенствовать свое педагогическое мастерство.
Слайд 14ЛИТЕРАТУРА
http://www.studfiles.ru/preview/4468403/
http://webkonspect.com/?room=profile&id=4327&labelid=53572
http://studme.org/46494/pedagogika/otnosheniya_pedagogicheskom_protsesse
http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00153182_0.html