Слайд 1Становление методики развития речи как науки
Швайко М.М.
64-д
Слайд 2Содержание:
1.Развитие речи детей в зарубежной педагогике
А.Ян Амос Коменский (1592-1672)
Б.Швейцарский педагог Иоганн
Генрих Песталоцци (1746-1827)
В.Фридрих Фребель (1782-1852)
2.Развитие методики в России
А.К.Д. Ушинский (1824 – 1870)
Б.Педагогическая теория Е.И. Тихеевой(1867-1943)
Слайд 3Развитие речи детей в зарубежной педагогике
Ян Амос Коменский (1592-1672), большое внимание
уделяя развитию речи. В книге «Материнская школа» (Коменский Я.А. Материнская школа. – Избр.пед.соч.в 2-х томах. М., 1980. – гл.8.) он пишет о том, что человеку от природы присущи разум и речь, этим человек отличается от животного, поэтому разум и речь надо развивать. Реализуя принцип наглядности он создал первое наглядное пособие для матери и книгу с картинками для детей «Мир чувственных вещей в картинках» по обучению речи и грамоте.
Слайд 4Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827).
Он выдвигает три основные задачи:
• обучение
звуку;
• обучение слову, или средство ознакомления с теми или иными предме5тами;
• обучение речи, или умение ясно выражаться относительно предметов, ставших нам известными.
Решающее значение в методике Песталоцци приобретают следующие моменты:
а) развитие речи на жизненном материале – при условии систематизации этого материала;
б) неразрывная связь речи с наблюдением с одной стороны и с мышлением – с другой;
в) закономерная последовательность в освоении ребенком элементов речи – от простого к сложному.
Слайд 5Фридрих Фребель (1782-1852)
Новое: - принцип развития (творческая деятельность человека);
- выдвигает интеллектуальную
функцию речи (ф-ция осмысления);
- раскрывает значение речи в плане социального общения;
- выделяет возрастные периоды:
• грудной возраст – до 2-3 лет,
• детский возраст – до 7 лет,
• ранний школьный – с 7 до 10 лет,
• отрочество.
Слайд 6Развитие методики в России
К.Д. Ушинский (1824 – 1870)
1. Ушинский о происхождении языка
и сущности развития речи у детей.
2. Ушинский о значении родного языка в развитии ребенка.
3. Ушинский о целях работы по развитию речи у детей.
4. Учебная книга «Родное слово» - практическое воплощение теоретических положений разработанных Ушинским.
5. Ушинский о развитии речи детей в период до школы.
Слайд 7Педагогическая теория Е.И. Тихеевой(1867-1943)
1. Е.И. Тихеева – сторонница и последовательница взглядов К.Д.
Ушинского.
2. Е.И. Тихеева о роли родного языка в развитии личности ребенка.
3. Основные теоретические положения методики развития речи детей, разработанные Е.И. Тихеевой.
4. Разделы работы по развитию речи детей.
5. Тихеева Е.И. о развитии ребенка в первые годы жизни.
6. Характеристика занятий по «Живому слову».
Слайд 8Литература:
Елкина Н.В. «Методика развития речи»