Слайд 1Создание художественного образа с использованием нетрадиционных
материалов и техник
Слайд 2формирование знаний о нетрадиционных и традиционных материалах и техниках; формирование умений
создавать образ окружающей действительности на основе применения нетрадиционных техник изображения.
Цель занятия:
Слайд 3«Как плохой инструмент не стимулирует к определенным достижениям в музыке, так
и бедный изобразительный материал не дает ребенку соответствующих импульсов в работе»
Художник-педагог Я.Башилов
Слайд 4
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные
приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе,
чтобы у детей не создавалось шаблона
Слайд 6ЗНАЧЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК
1) возможность сделать задуманный образ более выразительным
2) развитие психических
процессов (воображение)
3) знакомство с новыми техниками, материалами, способами
4)поддержание интереса к изобразительной деятельности
Слайд 7
«НИТКОГРАФИЯ»
Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка
и графика (последнее от «grafo» — «пишу, черчу, рисую», вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи)
То есть, «пишу, черчу, рисую ниткой»
Главная задача художника-ниткографиста: найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках.
Слайд 8
Возраст: с 3-х лет, но в совместной
со взрослым деятельности.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины.
Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются кистью.
Слайд 9
«ВИТРАЖ»
от фр. vitre
от лат. vitrum— оконное стекло стекло
Витраж — произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Слайд 11
В работе с дошкольниками можно активно
использовать витражную технику в двух направлениях: роспись витражными красками и аппликации с использованием витражной пленки.
Но в целях безопасности не используется стекло, а предлагается старшим детям пентапринт, а младшим готовые пластиковые формочки.
Слайд 12 «КЛЯКСОГРАФИЯ»
Кляксография – это нетрадиционный вид рисования заключающийся
в нанесение на бумагу нужных «клякс» и в дальнейшем ее доработка до узнаваемого художественного изображения.
Слайд 13Кляксография обычная
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая
ложечка.
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Слайд 14
Кляксография с трубочкой
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке,
пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Слайд 16 «МОНОТИПИЯ»
Слово «монотипия» состоит из двух греческих. «Monos»
— один, «typos» — отпечаток. Нахождение в случайном отпечатке знакомого образа.
Монотипия
предметная пейзажная
Слайд 17
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого
цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Слайд 18 «ПАЛЬЦЕВАЯ ЖИВОПИСЬ»
– один из способов изображать
окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом.
Слайд 19
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки
с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Слайд 20 «РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ»
Возраст: от шести лет.
Средства выразительности: цвет.
Материалы:
плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь, соль.
Способ получения изображения: Выполняем сначала рисунок простым карандашом. Раскрашиваем акварельными красками небольшой участок рисунка. Посыпаем солью. Соль впитывает лишнюю воду и прилипает к листу. Лишнюю соль стряхиваем. Продолжаем работу в том же духе до конца.
Слайд 21 «РИСОВАНИЕ
МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ»
– нетрадиционная техника рисования.
Слайд 22Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет.
Материалы: гуашь, шампунь или
жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки), бумага
Способ получения изображения:
- взять мелкую баночку, приготовить в ней раствор из гуаши, воды и шампуня (1:1), по консистенции он должен быть, как жидкая сметана.
- опустить в смесь трубочку для коктейля, дунуть таким
образом, чтобы получилась шапка из мыльных пузырей.
- взять лист бумаги, осторожно опустить его на мыльные
пузыри, как бы перенося их на бумагу.
Слайд 23 «ГРАТТАЖ»
Способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или
острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники – техника царапания.
Слайд 24Черно-белый граттаж:
Возраст: от 5 лет.
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Слайд 25Цветной граттаж:
Возраст: от 6 лет
Материалы: масляная пастель, парафин, черная
гуашь или тушь, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребёнок сначала закрашивает лист полностью разноцветной масляной пастелью, немного сверху проходится парафином и после заливает лист черной гуашью. Рисунок процарапывает острым предметом, можно использовать зубочистку.
Слайд 27
Возраст: с 4 лет
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: поролоновая
губка, гуашь, палитра со
штемпельной подушкой.
Техника выполнения: прижать поролон к штемпельной подушке с краской; нанесите оттиск на бумагу; примечание: для изменения цвета берутся другие цвета,
поролон, и штемпельная подушка
Слайд 29Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев
(желательно опавшие), гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Слайд 31Возраст: от 3-4 лет.
Средства выразительности: цвет
Материалы: медовые акварельные краски, альбом, кисть,
вода и разрезанный целлофановый кулек.
Способ получения изображения: с помощью кисти нанести акварель на лист, а затем целлофановым кульком создать на нем узор. Кистью нужно работать быстро, чтобы краски на бумаге не успевали подсыхать.
На центр рисунка накладываем разрезанный кулек, пальцы смачиваем водой и различными вращающими движениями, с помощью морщинок, формируем узоры. Кулек должен прилипнуть к бумаге с рисунком, а в морщинках должна собраться акварель с водой. В этих местах узор стает светлее.
Слайд 32Оттиск печатками из овощей и фруктов
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: пятно,
фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Слайд 33Тычок жесткой полусухой кистью.
Возраст: любой.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть,
гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Слайд 34Восковые мелки + акварель
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно,
фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Слайд 35Свеча + акварель
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно,
фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.