Слайд 1Сухлоев Михаил Петрович
доцент кафедры информационных технологий
РИПК и ППРО,
кандидат
педагогических наук
«Современные педагогические технологии»
Опорный конспект слушателя ППРО:
_______________________________
_______________________________
_______________________________
Слайд 3Условия эффективного дистанционного учебного процесса:
1. Сетевой компьютерный класс.
2. Доступ на
всех компьютерах к интернет
3. Папка на одном из компьютеров для доступа к раздаточным материалам и помещения в нее файлов с выполненными заданиями слушателей.
4. Временная возможность на всех компьютерах установки программ.
5. Желательно установить программу доступа ко всем экранам компьютеров в классе на компьютере со скайпом.
Слайд 4Современные педагогические технологии
Цель освоения программы данного модуля - сформировать теоретическую
методологическую основу для осуществления методического конструирование в профессиональном обучении.
Педагогическая технология — это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А.Сластенин).
В педагогической литературе встречаются понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Они соотносятся, очевидно, также как и категории: педагогика, образование и обучение.
Слайд 5Книга по ИД
http://myefe.ru/mybook/product/razrabotka-uchebnyh-materialov-dlya-interaktivnoj-doski-fgos-cd-rom.html
Слайд 6Интерактивность - от английского interactive (взаимодействующий).
Чаще всего говорят об интерактивном
режиме работы пользователя
с компьютером. По существу, это означает поочередные «высказывания» каждой из сторон.
В наиболее обобщенном виде обучение начиналось с передачи знаний от учителя к ученикам. Греческим философом V века до н. э. вместо монологической формы подачи учебного материала была предложена диалоговая форма обучения как более действенная, приносящая больший образовательный результат.
Кто первый предложил нам интеракт?
Возможно это был ____________!
Слайд 8 Проблемно-ориентированное
_______________
Уровни проблемности:
1. Преподаватель формирует проблемную ситуацию и сам ее …
2.
3.
4.
Слайд 9Продуктивная, деятельностная
Реализация объяснительно-иллюстратиной технологии (меньше текста больше иллюстраций) в
педагогике определена как реализация …
Автор …
от
к
Учебная деятельность по Эльконину и …
заключается в преобразовании учебного материала
Инструментарий преобразования – компетенции (анализ и его антоним … и др.
Результат преобразования – субъективно-новое знание или индивидуальный образовательный продукт, познавательные компетенци
Слайд 10
От наглядности к учебной деятельности
Преобразование учебного материала
Слайд 11Методологическое обоснование.
От наглядности к учебной деятельности
Преобразование учебного материала
До преобразования
Состояние 1
После
преобразования
Состояние 1
Слайд 12Подготовка учебного задания
Студент – прямое преобразование
Преподаватель -
Слайд 13Наглядность
Учебная деятельность
Состояние 1
Состояние 2
Состояние 2
Принцип, задача
Методологическое основание
компетенции
Преобразование УМ
Слайд 15 Методы продуктивизации:
- Скрыть
- Исказить
- Свернуть (в экспериментальную установку)
Ян Амос Коменский – незнание основа мудрости
Слайд 16Инструментарий формирования продуктивного состояния учебного материала
-
Редактор уроков интерактивной доски
Smart Notebook
-
Word + Power Point + Paint + Flash Play
Слайд 17Источники учебных материалов:
http://window.edu.ru - Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам«
http://www.school-collection.edu.ru -
Cайт "Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов«
http://fcior.edu.ru - Сайт "Федерального центра информационно-образовательных ресурсов" (ФЦИОР)
http://www.school.edu.ru - Образовательный портал
http://www.rgups.ru/pages.php?id=157
Слайд 18Электронные образовательные ресурсы: онлайн библиотека
Студенческий информационный портал Гарант-Студент
http://edu.garant.ru/garant/gs/
Научно-техническая библиотека РГУПС
http://lib.rgups.ru/
Электронно-библиотечная система "Лань"
http://e.lanbook.com/books/
Электронно-библиотечная система ibooks
http://ibooks.ru/home.php?routine=reading
Электронно-библиотечная система МИИТ
http://library.miit.ru/miitb.php
Электронная онлайн-библиотека студента "КонсультантПлюс"
http://www.consultant.ru/sys/download_books/
Электронная библиотека экономической и деловой литературы
http://www.aup.ru/library/
Классика
http://www.klassika.ru/
Материалы русской истории
http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm
Русская виртуальная библиотека
http://www.rvb.ru/
Некоммерческая электронная библиотека
«ImWerden»
http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru/
Слайд 19Дорогие друзья!
Мы представляем вам Единую Коллекцию цифровых образовательных ресурсов для учреждений
общего и начального профессионального образования.
Единая Коллекция создается в ходе проекта "Информатизация системы образования", реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации.
Формирование Коллекции происходит в несколько этапов. Сейчас в коллекции размещены наборы цифровых ресурсов к отдельным главам учебников, тематические коллекции. Единая Коллекция ежедневно пополняется новыми цифровыми образовательными ресурсами.
Слайд 20В настоящее время ведется разработка ИУМК по русскому языку, физике, математике,
английскому языку, естествознанию, биологии, экологии, истории, географии, искусству, а также ИУМК для начальной школы.
Формирование Единой Коллекции осуществляется на основе комплексной оценки качества рассматриваемых ресурсов, их соответствия Федеральному базисному учебному плану, Примерным программам начального, основного и среднего (полного) общего образования, современному отечественному и международному опыту.
Мы будем благодарны Вам за конструктивную критику и предложения, которые сформируются у Вас в процессе работы с Коллекцией. Ваше участие поможет создать эффективные наборы цифровых образовательных ресурсов на базе современных технологий.
Слайд 21Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические
коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
Подключение всех школ России к Интернету в рамках Приоритетного национального проекта "Образование" сделает доступными ресурсы коллекции для всех образовательных учреждений.
Цифровые образовательные ресурсы Единой Коллекции помогут сделать учебный процесс в современной школе интересным и эффективным.
В единой коллекции планируется размещение инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК), которые будут ориентировать учителя на использование современных методов обучения и образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, на активное использование ИКТ в учебном процессе.
Слайд 28Практика:
1. Найти ресурс (добраться)
2. Просмотреть и в момент просмотра скопировать адрес
и сохранить как ссылку (при условии постоянного доступа к Интернет)
3. Скачать ресурс
4. Разархивировать
5. Выбрать необходимый файл, если это флэш-анимация, рисунок, текст или презентация перенести его в папку с материалами урока. ( в остальных случаях по обстоятельствам)
Примеры из физики 11 класс
Слайд 29Федеральный центр информационных образовательных ресурсов
ФЦИОР
ЭОР НП
электронные образовательные ресурсы нового поколения
ОМС плеер
Один
раз инсталлируете и забываете о нем
Слайд 33Рассмотрим примеры уже закачанные на этот компьютер
Слайд 34Региональный ЦОР
ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ
«ЛУЧШЕЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ»
1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее положение определяет цели и задачи конкурса, сроки и порядок его проведения, условия участия, процедуру подведения итогов и награждения победителей.
Организатор конкурса: Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (РО ИПК и ПРО).
1.1 Цели проведения конкурса.
Проведение конкурса способствует реализации следующих целей:
стимулирование внедрения современных информационных технологий в образование, развитие ИКТ-активности педагогов;
выявление и обобщение передового педагогического опыта информатизации образования в регионе;
создание и развитие качественных информационных ресурсов;
формирование регионального банка цифровых образовательных ресурсов (ЦОР);
оказание поддержки педагогам-новаторам;
авторизация педагогической деятельности и развитие навыков самопрезентации инновационной деятельности в области применения ИКТ.
Слайд 354.4 Требования к конкурсным материалам.
К участию в Конкурсе принимаются авторские разработки,
включающие следующие основные элементы:
Электронное приложение к уроку на электронном носителе (презентации, дидактические материалы, разработки для интерактивной доски, макет рабочей тетради учащегося и др.);
Сценарий урока и методическое руководство;
Карточка ресурса (Приложение 2).
Методическое руководство к уроку включает:
описание целей урока, особенностей содержания учебного материала, используемых педагогических средств (приемов, методов, педагогических технологий), программного и технического обеспечения, критерии и технологии оценивания результатов учебной деятельности и эффективности урока;
раскрытие нового дидактического качества – какие универсальные учебные действия (УУД) будут актуализированы у учащихся на уроке, при использовании данного электронного приложения.
Макет рабочей тетради учащегося как инструмент учебной деятельности может содержать: указания к пошаговым действиям учащихся, таблицы для заполнения данными, оси координат для построения графиков, строки для суждений, умозаключений, выводов и др. На конкурс представляется два варианта рабочей тетради (до и после выполнения заданий).
Карточка ресурса заполняется в электронном виде и помещается на компакт-диск вместе с остальными материалами. Карточка ресурса необходима для формирования регионального банка цифровых образовательных ресурсов.
Слайд 36В основе лазерной технологии лежит использование двух инфракрасных лазеров, расположенных на
верхней кромке доски, которые отслеживают движущийся по поверхности маркер. Лазерные сканеры, принимая отраженный сигнал от нанесенных на маркерах ободков, определяют точное положение маркера. Эта технология используется в ИД компании PolyVision.
Электромагнитная технология основана на передаче электронных сигналов с пишущего устройства, которым может быть либо специальный электронный карандаш, либо вложенные в электронные держатели маркеры.
Кроме того, ИД могут быть прямой и обратной проекции. Существуют также интерактивные насадки для плазменных мониторов, превращающие их в сенсорные плазменные экраны.
При прямой проекции проектор светит «снаружи», со стороны докладчика.
В досках обратной проекции проектор расположен за прозрачным интерактивным экраном в специальном корпусе
Слайд 37Типы досок – разные, но общим знаменателем является фиксация координат Х,
У - места взаимодействия
с изображением для команд «выбрать», «рисовать», «захват объекта и перемещение» и др.
Слайд 382.2. Программное обеспечение различных моделей. Общий знаменатель – редактор уроков
Главная
проблема разнообразия моделей – программное обеспечение (ПО) к ним.
Каждое ПО имеет свой редактор уроков
и, соответственно, свое расширение файла
при сохранении. В результате методическое взаимодействие учителей по обмену опытом
стало проблематичным. Один из вариантов
выхода из данной ситуации апробирован специалистами РО ИПК и ПРО. Он заключается
в использовании на всех моделях одного и того же программного обеспечения.
Слайд 40Общим знаменателем всех редакторов интерактивных досок являются функции набора текста, рисования,
формирования постраничной (аналогично слайдам) записи всего созданного на ИД.
Имеются также специфические функции:
- непрерывная запись происходящего на доске,
как показала практика, не приносящая необходимого
эффекта;
- формирование объекта, с инструментом формирования
«захват экрана», при этом объектом может быть
всё – текст, слово, буква и др.;
- захват и перемещение объекта.
- коллекции объектов для использования при подготовке
уроков по всем предметным областям.
Слайд 41Для выбора редактора, на базе которого мы будем осваивать технологии интерактива,
приведем результаты опроса, проведенного на сайте «Открытый класс» (http://www.openclass.ru/multipolls/34378)
в рамках конкурса «Новые педагогические практики
с использованием нового оборудования» (25.08.2009)
«Какую модель интерактивного оборудования вы используете?»
SmartBoard 62%
InterwriteBoard 23%
StarBoard 15%
Интерактивная приставка MIMIO 7%
Интерактивный проектор EIKI 3%
PolyVision 3%
ActivBoard 2%
Интерактивный проектор Kindermann 2%
Panaboard 1%
Communicator (Sahara Interactive) 1%
Penbord (Sahara Interactive) 0%
Слайд 42Текстовые возможности редактора интерактивной доски
Рассмотрим возможности работы над текстом,
которых
нет в редакторе Word, – текст как объект.
Апробируем форматирование, изменение кегля
и перемещение
Слайд 43
1. Текстовый режим вызывается активизацией (нажатие стилусом на доску или клик
мыши) кнопки меню "А"
2. Определяем место предполагаемого набора текста и вызываем редактор текста нажатием на поверхность ИД или подводим курсор к предполагаемому месту набора и фиксируем нажатием на левую кнопку мыши.
3. Набор текста может производится непосредственно на ИД, при вызове виртуальной клавиатуры, или с натуральной клавиатуры.
4. Практику осваивания возможности набора и трансформации текста проведем на примере выполнения задания №1
Слайд 44Графика редактора интерактивной доски
Редактор интерактивной доски аналогичен редактору Paint. Некоторые инструменты
в нем отсутствуют, но другими он превосходит аналог: богаче набор линий, есть художественное перо, а главное – формирование объектов. Именно формирование объектов позволяет разрабатывать учебные познавательные задания
и задания на актуализацию необходимых знаний посредством анализа, синтеза, классификации, последовательности, соответствия и др.
Слайд 45 Графика редактора интерактивной доски
Инструменты графики представляют собой стандартный набор, характерный
графическим редакторам:
Использование пера разберем на примере подготовки задания по теме «Целое и части или анализ и синтез»
Задание №2
Слайд 46Вариант пером:
Клонируйте страницу и проведите анализ.
Клонируйте еще раз и проведите
синтез.
Ниже приведен пример того, что должно получиться.
Перейдите на чистую страницу и выполняйте.
(Сохраните файл с именем "Задание3выполнено")
Анализ
Синтез
Слайд 47Графика редактора интерактивной доски
Использование инструмента «Фигуры» разберем на том же примере
, в котором подготавливается учебный материал для анализа и синтеза:
Задание №1 (В папке «Портфолио» открываем «МОДУЛЬ 2», «Задание»
Слайд 48Задание №4
Сформируйте домик из фигур.
Клонируйте страницу и проведите анализ.
Клонируйте еще
раз и проведите синтез.
Ниже приведен пример того, что должно получиться.
Перейдите на чистую страницу и выполняйте.
Сохраните файл с именем "Задание4выполнено"
Слайд 49Графика редактора интерактивной доски
К графическому инструментарию относится «Захват
экрана»
Наличием четырех режимов данный инструмент выгодно отличается от аналогичных в других редакторах.
Задание №3 Продуктивизация учебного материала методом искажения
Слайд 50Так же, как и в редакторе Power Point, конспект урока либо
задания или иллюстративный учебный материал можно располагать последовательно на отдельных страницах (слайдах). Особенность редактора ИД заключается в функции клонирования страниц.
В дидактическом плане данная функция реализует тиражирование учебной ситуации, когда она имеет несколько вариантов продолжения (решения).
Практика – Задание №4
2.5. Презентационные возможности
редактора интерактивной доски
Слайд 512.6. Коллекции учебных материалов
Этот ресурс есть в редакторах
всех моделей
ИД. При этом набор образовательных объектов в каждом редакторе свой, что позволяет заимствовать объекты из разных редакторов.
Для практики возьмем поиск
в коллекции материалов
по теме из химии «Азот
и его соединения». Данный материал находится в каталоге «Essentials for Educators»
и далее – в подкаталогах «Science and Technology», «Chemistry», «Elements».
( В папке «Портфолио», «МОДУЛЬ2», «Задание5» Окройте пустую страницу и на нее поместите объекты из своей предметной области
Слайд 52Вложения
Боковая закладка «Вложения» представляет собой контейнер
для файлов с материалами,
которые будут необходимы
в пределах данной разработки. Вызов этих материалов производится по ссылке. Такое включение подгружаемых материалов в файл редактора убирает проблемы переноса материалов из одного компьютера в другой.
Осваивание боковой закладки проведем на примере дополнения иллюстрации звуковым сопровождением Задание №6 оснащено необходимыми файлами.
В задании №11 вам предлагается сформировать аналогичный пример из своей предметной области.
Слайд 53По форме представления выделяем информацию:
статическую – текст, графика;
динамическую –
учебное видео и анимации;
интерактивную – виртуальные лаборатории.
А также новые классы программных средств учебного назначения, имеющие определенную структуру:
интерактивные наглядные пособия;
интерактивные плакаты;
интерактивные карты;
интерактивные задания.
Таким образом, выделяем два основания для рассмотрения конкретных приемов и методов продуктивизации – содержание знания и формы его представления в существующей дидактической базе
Слайд 543.2.1. Изложение нового материала
с использованием статического
объяснительно-иллюстративного материала
на электронных
носителях
Продуктивизация проводится
методом исключения информационных блоков
Объяснительно-иллюстративный материал от конспекта отличается тем, что в конспекте вы свободны, исключение проводится пропуском материала, в иллюстрации необходим другой механизм исключения.
Основные этапы:
1. Анализ на предмет наличия структурных единиц, которые студенты в проблемно-ориентированном варианте могут воспроизвести сами.
2. Продуктивизация
3. Разработка учебного задания
Слайд 55Методические указания по созданию проблемного поля
1. Из объяснительно-иллюстративного материала
нужно удалить все объяснения.
2. Исключить некоторые детали, особенно те,
которые учащиеся на основе имеющихся знаний
и логических операций могут воспроизвести
или сгенерировать самостоятельно.
3. Изменить иллюстративный или текстовый
материал – разделить на отдельные объекты
и нарушить порядок их представления.
Выполняя эти действия, мы проводим преобразование источника знания, выращивая пространство для учебной деятельности.
Слайд 56Технологические особенности исключения информации из имеющегося материала рассмотрим на примере из
Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
для учреждений общего и начального профессионального образования по теме
«Полное отражение». Выбираем фрагмент урока, отнесенный к закреплению в форме лекции, используем ресурс «Полное отражение
(№ 196898)».
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ a264ef20-1bc1-6b33-a205-66c432ef342/00147373292004991.htm.
Задание №7
Слайд 583.2.3. Продуктивизация учебного материала – последовательность по качеству
Выбирая учебный материал для
продуктивизации,
мы проектируем продуктивный учебный процесс,
т. е. определяем по каким признакам учащийся будет сравнивать объекты и на этой основе формировать последовательность, может ли учащийся самостоятельно выявить эти признаки.
Откройте папку «Задания» и редактор Notebook. Из папки
файл «Задание 8» переместите на рабочее поле редактора, выполните поставленное задание с активизацией кнопки «ЗАНОВО».
Технологически это интерактивная флэш-анимация. Методически же это учебное задание по проверке знаний,
а не по их самостоятельному добыванию. Заложенная
в этой анимации автоматическая проверка блокирует
процесс аналитического подхода (развития компетенций) и должна быть исключена
Слайд 59Продуктивизация методически:
Метод продуктивизации – искажение. Так как взаимосвязь выражается последовательностью расположения
элементов,
то и продуктивизировать нужно нарушением или искажением
этой последовательности.
В выбранной теме определение признаков может дать учитель.
Другой вариант – предложить учащимся самостоятельно
выявить признаки на основе сравнения сходства и различия представленных видов.
Учебное задание, соответственно, будет иметь вид:
«На основе анализа сходства и различия представленных видов предложите признаки, по которым воспроизведите последовательность развития человека и обоснуйте свой вариант ответа»
Слайд 60Выбирая учебный материал для продуктивизации, мы проектируем продуктивный учебный процесс, т.е.
определяем, по каким признакам учащийся будет сравнивать объекты и на этой основе самостоятельно формировать последовательность
Слайд 61Методологические знания:
Здесь и далее мы будем выделять методологические знания
по
классификации Лернера, с помощью которых учащиеся порождают образовательный продукт, как один из основных результатов нашей деятельности.
Запроектированная нами учебная деятельность состоит из нескольких этапов:
1. Визуальное наблюдение.
2. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
3. Выбор оснований и критериев для сравнения.
4. Сравнение.
5. Предметная деятельность по выстраиванию последовательности.
6. Обоснование в виде суждений. При этом одни учащиеся придадут им форму
категорических, а другие – условных.
Таким образом, основные УУД в данной учебной деятельности – это анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных),
выбор оснований и критериев для сравнения, суждение. Если рассматривать
с позиции способов умственных действий (СУД) по классификации Селевко,
то спектр действий будет шире
Слайд 62Продуктивизация технологически
Уход от флеш-анимации производится переносом учебного материала из браузера
в редактор интерактивной доски с помощью
инструмента «Захват экрана» («фотоаппарат») в режиме «Захват прямоугольной области».
Переход к состоянию «факты» производим тем же инструментом «Захват экрана» в том же режиме «прямоугольная область».
Производим захват каждого рисунка без переноса на новую страницу.
Далее на полученной копии активизируем меню и выбираем команду «Вырезать».
Переходим на новую страницу, на рабочем поле правой клавишей мыши активизируем контекстное меню и выбираем команду
«Вставить». Аналогично переносим все рисунки, т. е. формируем поле независимых, свободно перемещаемых объектов – состояний
человека в его эволюционном развитии.
Объекты (рисунки) располагаем хаотически или в последовательности, не соответствующей эволюционному развитию человека.
Исходную страницу удаляем.
Помещаем учебное задание: «На основе выделенных вами признаков проведите сравнение представленных рисунков, воспроизведите правильную последовательность развития человека и обоснуйте свой ответ».
Созданную страницу клонируем несколько раз, чтобы учащиеся могли реализовать несколько версий решения учебной задачи.
Слайд 633.2.4. Продуктивизация учебного материала классификационной структуры
Из словаря иностранных слов Крысина Л.П.
«КЛАССИФИКАЦИЯ, и, ж. [фр. classification < лат. —
см. класс2].
1. мн. нет. Распределение тех или иных объектов
по классам в зависимости от их свойств.
2. Система соподчиненных понятий в какой-нибудь отрасли знания, составленная на основе учета свойств объектов
и закономерных связей между ними.»
Классификация – один из способов познания. В продуктивном варианте можно предложить учителю обозначить признаки
и способ деятельности – сравнение, а учащиеся сами проводят классификацию и получают образовательный продукт в виде выделенных классов объектов. Более высокий уровень продуктивизации учебного процесса может быть организован, когда учащимся самим, на основе анализа представленных объектов, предлагается определить сходные черты
и на этой основе произвести классификацию.
Продуктивизацию учебного материала проводим методом искажения информации
Слайд 64Классификация присутствует во всех предметных областях, необходимо только желание ее найти.
Слайд 653.2.5. Преобразование учебного материала
с взаимосвязями частей и целого
Один из основных
способов изучения окружающей природы (живой и неживой) и созданий рук человеческих – это способ изучения целого через его части.
Проблемно-ориентированное, деятельностное, продуктивное изучение нового материала в форме познания можно организовать на основе анализа (и синтеза) как операции деления целого
на части и исследования взаимосвязей этих частей и целого.
Анализ от греч. analysis - разложение :
1) расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы;
анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов
в единое целое).
2) Синоним научного исследования вообще.
3) В формальной логике – уточнение логической формы
(структуры) рассуждения
Слайд 66Интерактивная доска и ПО к ней предоставляют уникальную возможность произвести анализ
в соответствии с определением,
т.е. расчленением.
Продуктивизация методически
Предлагаем два варианта формирования заданий
с использованием анализа.
В первом варианте учитель подготавливает объект для анализа,
т.е. делит его на элементы, затем собирает и предоставляет учащемуся в виде целого, где не просматривается границ
его частей. Тогда деятельность учащегося по разделению заключается в выделении уже подготовленных частей объекта
и обозначении характеристик свойств, значений этих структурный элементов познаваемого объекта.
Во втором варианте учащийся должен сам определить структуру объекта и произвести его разделение на части. Предварительно учащимся должен быть освоен инструмент редактора интерактивной доски – «Захват экрана»
Слайд 67Продуктивизация технологически
Изображение цветкового растения возьмем
из коллекции редактора уроков интерактивной доски
Слайд 68Исключение информации о названии частей цветкового растения производим их закрашиванием в
цвет фона. Для этого выбираем инструмент «Перо» и устанавливаем белый цвет. Далее производим закрашивание названий этим пером
Слайд 69
Закрашивание является вторым слоем, и его нужно объединить с рисунком цветкового
растения. Для этого инструментом «Захват экрана» производим захват («фотографирование») цветкового растения. Результат переносим на новую страницу, а первую страницу удаляем. Дополняем объект исследования учебным заданием.
Слайд 70Учебная деятельность
Учащимся представляется объект исследования и ставится учебная задача.
С учащимися обсуждаются
способы деятельности. Излагается анализ как метод познания целого через его разделение на части и поиска взаимосвязи целого и части, одной части с другой. Источником методологических знаний (по Гальперину) и логических универсальных учебных действий с точки зрения стандартов второго поколения является учитель.
С точки зрения продуктивного обучения – это знания, которые являются инструментом
в производстве индивидуального образовательного продукта, т.е. продуктивные знания.
Учащимся предлагается произвести физическое расчленение целого на части инструментом
«Захват экрана».
После выявления нескольких решений проводится коллективное обсуждение этих решений
на предмет выявления наиболее эффективного. Вариант такого решения может иметь вид.
Напомним: здесь нет верного или неверного решения, – есть только более или менее эффективные.
Слайд 713.2.6. Изложение нового материала с использованием
в качестве источника знаний
репродуктивных
презентаций
Презентация к уроку с красочными иллюстрациями и анимациями реализует первый уровень проблемности – создание проблемных ситуаций, которые разрешались последовательным дополнением информационных блоков. Теперь у нас имеется возможность подняться на ступеньку выше и реализовать второй уровень проблемности. Для этого необходимо продуктивизировать презентационный источник знания удалением части элементов, которые поэтапно встраивались в видеоряд без последующего заполнения.
Что это дает? Это обеспечивает возможность предложить
учащимся найти решение и самостоятельно внести его
в изображение средствами ИД.
Рассмотрим пример – фрагмент изложения темы «Условия равномерного прямолинейного движения или покоя»
(в репродуктивной транскрипции – Первый закон Ньютона)
Слайд 72Исходный учебный материал с реализацией
первого уровня проблемности
Слайд 73Продуктивизированный учебный материал
Слайд 753.2.7. Изложение нового материала
с использованием учебного видео
Учебное видео на
сегодня имеет некоторое оживление в связи
с переходом на цифровой формат и показом через компьютер.
В любом учебном материале (источнике знания) имеются репродуктивные и продуктивные элементы.
Рассмотрим процесс продуктивизации учебного видео
на примере учебного видеофрагмента с компакт-диска с записью различных физических опытов «ФИЗИКА. Мультимедийный курс. VII-IX классы» ООО «Руссобит Паблишер» (CD-R) 2004/435 www.russobit-m.ru.
Так как видеофильм необходимо воспроизводить через проигрыватель, входящий в комплект ПО Smart, то файл видеофрагмента находим через меню «Обзор» на компакт-диске,
в данном случае: D:\program files\Russobit\ФизикаVII-IX\data\data/017.AVI. Тема видеофрагмента – «Кипение при пониженном давлении». Проведем его методологический анализ.
Слайд 77Технология подготовки учебного материала
Подготавливаются стоп-кадры с заданиями до проведения урока.
Слайд 80Результаты учебной деятельности:
Слайд 833.2.8. Формирование учебного задания на основе материалов программного комплекса «Интерактивные плакаты»
В
связи с появлением в школах России интерактивных досок
начали разрабатываться программные комплексы специально
для использования на данном учебном оборудовании.
На сегодня утвердились названия таких программных комплексов: «Интерактивные плакаты», «Интерактивные наглядные пособия», «Интерактивные творческие задания», «Интерактивные географические карты» и др.
Интерактивные плакаты предназначены для использования
на втором этапе урока – «изложение нового материала»,
что следует из описания, прилагающегося к ним.
«Интерактивные плакаты применяются при работе учителя
у доски с классом. Это так называемая фронтальная работа. Примеры: учитель ведет монолог и иллюстрирует свой рассказ, учитель на основании материала ставит вопрос и обсуждает
с классом, возможно также дополнительно: учитель вызывает ученика к доске для решения задачи или ответа на вопрос (остальные наблюдают или обсуждают) и т.д. »
Слайд 85Предлагаемая продуктивизация с переносом учебного материала в редактор интерактивной доски.
Слайд 86Выводы
Итак, первое, что дает перенос в редактор интерактивной доски, – это
возможность анализа.
Второе – средство захвата любого участка изображения
и его выделения в самостоятельный объект,
что вносит дополнительный элемент преобразования
учебного материала.
Третье – сохранение результатов учебной деятельности
Слайд 873.2.9. Формирование учебного задания на основе интерактивных наглядных пособий
Перенос
учебного материла из программного комплекса «Интерактивные наглядные пособия в редактор интерактивной доски позволяет подняться
от наглядности к учебной деятельности.
Методологически многослойность представляется следующей схемой:
Слайд 88Формирование продуктивного состояния знания
мы предлагаем произвести исключением
демонстрации следующего слоя
и разработкой
учебного задания по выявлению взаимосвязей
в проблемно-ориентированном варианте.
При этом предыдущий слой копируем
в редактор интерактивной доски,
дополняем его учебным заданием,
методологическими знаниями для решения и др.
Слайд 903.2.10. Формирование понятий на основе выявления сходного и неизменного в явлениях
и предметах
«Понятие — способ категоризации элементов и демонстрации характера существующих между ними взаимосвязей. В задаче на формирования понятий (concept learning task) определенные признаки стимулов связываются друг
с другом в соответствии со специфическим правилом. Некоторые задачи формирования понятий требуют от испытуемых обнаружения признаков, некоторые – обнаружения правила, а некоторые – и того и другого».
Формируем понятие через признаки (характеристики, свойства) Задание №11
.
Слайд 91Рассмотрим пример формирования понятия «квадрат». Исходное условие: учебник на данном занятии
не привлекается, т.е. доступ
к репродуктивному источнику знаний по теме «Квадрат» исключен.
Слайд 92Возможный результат учебной деятельности
Слайд 933.2.11. Виртуальные лаборатории
на интерактивной доске
Напомним современную транскрипцию второго этапа урока:
«Формирование понятий и способов действий». Под способами действий
в учебном процессе понимаются способы познания изучаемых явлений
и процессов. Ядром способов познания являются способы умственных действий (СУД) и универсальные учебные действия (УУД)
Методические и технологические особенности продуктивизации
Компьютерным моделированием изучаемого явления или процесса информация
о взаимосвязях скрывается или сворачивается. Потенциально она присутствует
в экспериментальной установке, но может быть извлечена только через познавательную экспериментальную деятельность. Соответственно, в рамках метода преобразования
это не метод исключения информации и не метод искажения информации, а метод, который в первом модуле был определен как метод свертывания информации.
Метод свертывания информации применяется к репродуктивной информации
о явлениях и процессах природы и заключается в разработке виртуальной
или реальной экспериментальной установки, моделирующей данное явление
или процесс.
Продуктивизация выявления причинно-следственных связей организуется предложением их большего количества, чем реализуемых в нашем мире,
т.е. скрытием реализуемых причинно-следственных связей среди множества возможных, которые порождают учащиеся в ходе «мозгового штурма»
Слайд 94Выявление причинно-следственных связей.
Элемент технологической карты (ТК) учебной деятельности
Слайд 95В «INTERNET EXPLORER»
СУД, УУД:
Наблюдение, эксперимент, анализ, гипотеза
В РЕДАКТОРЕ ИД
Слайд 96
СуД, УУД, компетенции
Эксперимент, анализ данных, категорические суждения
Причинно-следственная связь имеет место быть,
если событие «а» вызывает событие «б»
и наоборот
Слайд 97Выявление закономерности
Зависимость ускорения от силы имеет хорошую виртуализацию, абсолютно идентичную
натурному эксперименту, на компакт диске «Лабораторные работы по физике» 9 класс издательства «Дрофа».
Для разработки математического аппарата исследования фотографируем инструментом «Захват экрана» установку в исходном состоянии и в редакторе ИД вносим дополнения
В Internet Explorer В редакторе интерактивной доски
Слайд 98Технологическая карта (ТК) разрабатывается в редакторе интерактивной доски или переносится в
него из других источников, что дает возможность вносить любые дополнения.
Если одновременно на экране нет возможности разместить экспериментальную установку и технологическую карту,
то они по очереди вызываются из строки состояния
Слайд 99Вывод:
Рассмотренные приемы и методы продуктивизации учебного материала способствуют реализации компетентностного подхода
и повышению качества учебного процесса.
Скажи мне и я забуду
Покажи мне и я запомню
Дай мне сделать и я пойму