Слайд 1Социальное воспитание личности в коллективе по системе С.А Макаренко
«Воспитать человека -
значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость »
С.А. Макаренко
Слайд 2Жизнь и деятельность А.С. Макаренко
А.С. Макаренко родился 13 марта 1888г. в
г. Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. В 1905г. он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педагогическими курсами. Работая учителем русского языка, черчения и рисования в двухклассном железнодорожном училище в пос. Крюкова Полтавской губернии по окончании училища, Макаренко стремился осуществить прогрессивные педагогические идеи. Он установил тесные связи с родителями учеников, пропагандировал идеи гуманного отношения к детям, уважения их интересов, пытался ввести труд в школе.
Слайд 3В течение восьми лет напряжённого педагогического труда и смелых новаторских поисков
методов воспитания Макаренко создал замечательное воспитательное учреждение, прославившее советскую педагогику, носившее имя М. Горького с 1926г.
С 1928 по 1935гг. Макаренко руководил организованной харьковскими чекистами коммуной им. Ф.Э. Дзержинского. В 1935г. Антона Семёновича перевели на работу в Киев. Вскоре после этого коммуна была закрыта.
Шестнадцать лет руководил Антон Семёнович Макаренко колонией имени М. Горького и коммуной имени Ф.Э. Дзержинского. За эти годы воспитательную школу в его коллективах прошли около трёх тысяч детей.
Слайд 4Воспитание в коллективе и через коллектив
Большая заслуга А.С. Макаренко заключалась в
том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Главную задачу воспитательной работы Макаренко видел в правильной организации коллектива. Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.
Слайд 5Важнейшие принципы педагогической теории и практики А.С. Макаренко
А.С. Макаренко считал, что
чёткое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности.
К распространённому в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна «требовательная любовь», который является одним из основных принципов Макаренко, проходящий через всю его педагогическую систему.
Макаренко доказывал, что любой советский ребёнок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания.
Слайд 6В любом воспитательном учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не
на прошлое, звать их вперёд, открывать им радостные реальные перспективы.
И по этой важнейшей работе можно написать целую методику и работа эта должна организовываться по «системе перспективных линий».
Уважение к личности ребёнка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А.С. Макаренко.
Слайд 7Воспитание в коллективе и через коллектив
Большая заслуга А.С. Макаренко заключалась в
том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Главную задачу воспитательной работы Макаренко видел в правильной организации коллектива. Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.
Воспитание в коллективе и через коллектив - это центральная идея его педагогической системы, которая проходит через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания. А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям советской педагогики и способствовали формированию творческой целеустремлённой личности. Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде - объединении.
Слайд 8Он подчёркивал, что коллектив - часть советского общества: «через коллектив каждый
входит в общество».
Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность.
Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива - «все за одного, один за всех». Хотя этот принцип не исключает и применения принципа «индивидуального воздействия» - т.е. непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.
Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперёд. Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определённой целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, даёт глубокое удовлетворение.
Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать своё руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива.
Такова в кратких словах сущность «системы перспективных линий» А.С. Макаренко, являющейся одной из частей его учения о воспитании и коллективе. Правильно осуществляемая в педагогической практике, она будит у воспитанников уверенность в их силах, поднимает их чувство собственного достоинства, развивает волю и настойчивость, поддерживает бодрость и жизнерадостность и побуждает коллектив стремиться к новым достижениям.
Слайд 9Роль детского коллектива в развитии личности
Детский коллектив - основная база накопления
детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом.
Слайд 10Воспитательный коллектив - это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация
коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.
Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.
Слайд 11Взаимодействие детей в коллективе
Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена
информацией, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и планирования будущего.
На деятельностном уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов (театральная постановка, выставка игрушек для малышей и т.п.), в корректировке действий, направленных на достижение общих целей.
Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совместные переживания, отношения симпатий или антипатий между членами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы.
Слайд 12Характеристика особенности детского коллектива на разных возрастных этапах;
1. Адаптация личности в
коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Привнеся с собой в коллектив все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя в полной мере, прежде чем не освоит действующие в группе нормы (учебные, нравственные и др.) и способы деятельности, которыми владеют другие члены группы.
Индивидуализация. Порождается противоречием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации. К примеру, попавший в новый коллектив подросток сначала осматривается, усваивает принятые среди членов группы нормы общения, лексику, общие интересы и стремления, затем он мобилизует свои внутренние ресурсы на то, чтобы «заявить» о себе в коллективе, проявить свою индивидуальность (начитанность, спортивные достижения) и вызвать интерес к своей личности.
Интеграция личности в коллективе. Коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность, в свою очередь, устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив.
Слайд 13Каждая из фаз социального развития личности в коллективе имеет серьезные последствия
для ее становления и возможностей самореализации. К примеру, неумение личности преодолеть трудности адаптации в коллективе может привести к развитию неуверенности в себе, в своих возможностях, а также к обидчивости и конфликтности поведения. Неспособность проявить свою индивидуальность в коллективе может стать причиной личностных деформаций, негативизма, агрессивности, неадекватной самооценки.
Фазы адаптации, персонализации и интеграции многократно переживаются личностью в результате вхождения в новые коллективы. Свою позитивную роль в развитии личности коллектив проявит в полной мере при условии успешного прохождения субъектом всех фаз, что приводит к развитию общественной направленности и формированию субъектной позиции личности в общении и сотрудничестве с другими людьми.
Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности.
Слайд 14Колония имени Горького
В 1920 году Макаренко принял предложение Полтавского губернского отдела
народного образования организовать и возглавить колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Работе с трудными детьми он посвятил 16 лет своей жизни, и она связана с колонией имени Горького и коммуной имени Дзержинского, которые помогли окончательно оформиться педагогической системе Макаренко.
В течение 3-4 лет он создал образцовое воспитательное учреждение - трудовую колонию имени А.М. Горького.
Главное, что определило успех начинаний Макаренко, - это убеждённость в том, что воспитанники колонии всё-таки люди, и относиться к ним нужно соответствующе. В колонии никто никого насильно не держал. За нарушение распорядка полагалось изгнание. Большинство подростков, какими бы отпетыми преступниками ни были, осознавали необходимость для них колонии, хотя бы по причине весьма примитивной: наличие крыши над головой и питания. Несмотря на тяжёлое время, в колонии, которой заведовал
Слайд 15Большое внимание в колонии уделялось образованию (школа с шестилетним обязательным образованием),
культурному развитию детей: многие из воспитанников без особых усилий смогли поступить на рабфак, также колонисты создали свой собственный театр, который стал достопримечательностью в округе. Совместный труд скреплял ребят товарищескими узами, что делало дисциплину более прочной и осознанной.
В колонии, которой заведовал Макаренко, работали не только дети. Весь персонал самоотверженно трудился на благо ребят, был для них примером. В этом же году воспитанники колонии имени А.М. Горького получили неожиданное предложение переселиться на территорию бывшего Куряжского монастыря вблизи Харькова, где в то время размещалась крайне запущенная и в хозяйственном и в педагогическом отношении колония, где жили 280 крайне запущенных детей. План «завоевания Куряжан» был продуман в деталях. Макаренко наотрез отказался от способа проведения этой операции, предложенного работниками Наркомпроса Украины. Они настаивали на постепенном воздействии «благовоспитанных» горьковцев на распущенных Куряжан забывая о том, что возможно и обратное влияние
Слайд 16Веря на преобразующую силу коллектива горьковцев, Макаренко решает прибегнуть к открытому
им «методу удивления», или «методу взрыва».
«Метод взрыва» - мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления, успешно использовался в колонии имени Горького. Однако в подобных масштабах предстояло применить его впервые. Антон Семёнович решил с помощью «горьковцев» превратить Куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их силами самих колонистов.
Слайд 17Коммуна имени Дзержинского
С июня 1927 года Макаренко участвовал в организации -
детской трудовой коммуны имени Ф.Э. Дзержинского в посёлке Новый Харьков (пригород Харькова), совмещая эту работу с деятельностью в колонии имени Горького. В коммуне имени Дзержинского царил коммунарский образ жизни.
Самой броской приметой коллектива, его, так сказать, фирменным знаком, была демократия. Не зная исключений, она правила жизнью коммунаров мудро и умеренно. Именно ей были обязаны воспитанники и материальным благополучием, и становлением духовной зрелости, и гражданской активностью. Все проблемы жизни: хозяйственные, культурные, воспитательные - решались на общих собраниях. Они проходили ежедневно, но длились не более 15-20 минут, регламент был жёстким. Постановления общего собрания были законом для всех, даже для администрации.
Коллектив был разбит на отряды (школьные классы существовали параллельно). Через каждые шесть месяцев командиры менялись. Для выполнения того или иного хозяйственного задания создавались сводные отряды. В них командиры постоянных отрядов трудились как рядовые. Эта система зависимостей служила гарантом демократии, не давая шансов даже самой сильной личности для того, чтобы, как писал Макаренко, «стать над коллективом».
Слайд 18Начав со скромных мастерских, переоборудованных затем в производственные цеха, коммуна к
1930 году перешла на полную самоокупаемость. А в 1932 году на её территории были воздвигнуты большие корпуса заводов, на которых работало до 600 коммунаров. В этих корпусах впервые в СССР начали изготовлять фотоаппараты марки «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский) и электросвёрла.
Слайд 19Важным фактором воспитания в коммуне стала даже система заработной платы. Заводы
приносили большую ежегодную прибыль. Естественно, что основная часть причитающихся коммуне денег шла на совершенствование производственного процесса и на нужды коллектива в целом. Кроме того, коммуна давала несколько миллионов рублей чистой прибыли государству. Кроме большого экономического значения, это производство важно было и в педагогическом отношении, требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе. Не следует, однако думать, что производство заполняло всю жизнь коммунаров. Каждый из них отдавал работе не более 4 часов, а около 5 часов отводилось на учебные занятия, соединяя образование с производственным трудом. Если в колонии имени Горького школа с обязательным обучением имела лишь шесть классов, то в коммуне был открыт сначала рабфак, а затем и школа - десятилетка. Таким образом, любой из коммунаров при достаточном желании и настойчивости мог поступить и в вуз.
Слайд 20Система воспитания, созданная Макаренко носит универсальный, характер, поскольку позволяет работать с
детьми независимо от того, в какой социальной среде они были воспитаны. Главным остаётся одно: ребёнок, каким бы он ни был, должен быть приучен к труду, ему с младых ногтей необходимо прививать ненависть к тунеядству и паразитизму. Только это может стать залогом развития здорового общества.
Доказательством эффективности методики А.С. Макаренко может судить тот факт, что страна взрастила выдающихся деятелей: учёных, работников культуры и искусства, великолепных специалистов во всех сферах. Печально, что о системе Макаренко вспоминают сейчас очень редко. И это притом, что более полумиллиона детей в нашей стране лишены радости детства и заботы взрослых! Какое же будущее ждёт такую страну?