Социально-педагогические технологии и их понятие презентация

Содержание

План 1. Понятие педагогическая технология 2. Понятие социальная технология 3. Типы социально-педагогических технологий 4.Составляющие социально-педагогических технологий: метод, методика, прием, средство, техника. 5. Заключение 6. Список литературы.

Слайд 1Социально-педагогические технологии и их понятие.
Работу выполнила:
Карпова Дарья
Студентка группы 401-П


Слайд 2План
1. Понятие педагогическая технология
2. Понятие социальная технология
3. Типы социально-педагогических технологий
4.Составляющие социально-педагогических

технологий: метод, методика, прием, средство, техника.
5. Заключение
6. Список литературы.




Слайд 3История развития педагогической технологии
Впервые в двадцатые годы термин "педагогическая технология" упомянут

в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский). В это же время распространилось и другое понятие – "педагогическая техника", которая в Педагогической энциклопедии тридцатых годов была определена как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. К педагогической технологии было отнесено также умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия.
В сороковые – пятидесятые годы, когда началось внедрение в учебный процесс обучения технических средств, появился термин "технология образования", который в последующие годы под влиянием работ по методике применения различных ТСО модифицировался в "педагогические технологии".
В середине шестидесятых годов возникло два направления: "технические средства в обучении", "технология учебного процесса".
Первоначально под педагогической технологией понималась технизация учебного процесса. Первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение.
К концу семидесятых годов – началу восьмидесятых вследствие развития техники и начавшейся затем за рубежом компьютеризации обучения понятия "технология обучения" и "педагогическая технология" все чаще стали осознаваться как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом.


Слайд 4Так, по мнению, многих отечественных педагогов (Беспалько В.П., Журавлева В.И., Кларина

М.В.) технология обучения – это составная часть системы обучения, связанная с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения.
В психолого-педагогической литературе можно встретить три основных подхода к определению технологии обучения.
При первом подходе под технологией часто подразумевают частную методику по достижению отдельно поставленной цели. Приравнивая технологию к частной методике, авторы данного подхода опираются на одну из важнейших характеристик технологии – они подчеркивают, что это способ достижения любой конкретной цели.
Сторонники второго подхода под технологией подразумевают педагогическую систему в целом.
В русле третьего подхода технологию рассматривают не просто как методику или педагогическую систему, а как оптимальную для достижения заданной цели методику или систему, как некий алгоритм.
Технология обучения – это определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функций обучения выполняет средство обучения под управлением человека.
Создание высокоэффективных технологий обучения позволяет, с одной стороны, повысить эффективность освоения учебного материала и, с другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста учащихся, направлять их творческое развитие.



Слайд 5Понятие социальная технология
Понятие "социальная технология" в России появилось в 70-80-е годы

20 века в связи с необходимостью разработки качественно новых подходов к решению про­блем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.
Существует несколько подходов к пониманию сущности социальной техно­логии, из них наиболее существенными являются следующие определения:
Социальная технология - это определенная программа деятельности по ре­шению социальной проблемы;
Социальная технология - это специально разработанная программа исследо­вания социальной проблемы.
Одной из разновидностей социальной технологии являются технологии со­циальной работы, которые наиболее близки к социально-педагогическим технологи­ям, поскольку деятельность социального педагога и социального работника имеет много общего.



Слайд 6Социальной технологией называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает

человек, а основным параметром, который подвергается изменению – одно или несколько его свойств (например, технология обучения учащихся, построенная на основе компьютерных программных средств).
Технология социальной работы – это практическая деятельность социального работника, которая характеризуется рациональной последовательностью использования различных методов и средств с целью достижения качественных результатов труда. Технология предполагает наличие программы деятельности специалиста, в рамках которой решается конкретная проблема клиента, алгоритм последовательных операций для достижения конкретного результата, критерии оценки успешности деятельности специалиста.
Социально-педагогическая технология является интегративной разновидностью социальной и педагогической технологий. Возможность разработки социально-педагогических технологий обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность, как и всякая другая разновидность социальной деятельности, имеет свою структуру, благодаря которой она может поэтапно расчленяться и последовательно реализовываться. Основными компонентами деятельности выступают целеполагание, выбор способов действия и его инструментария, оценка результатов деятельности.
Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки цели и задач, которые необходимо решить специалисту – сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой-либо причине у него отсутствуют, помочь ребенку адаптироваться в новой среде и др. Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между собой.
Цель социально-педагогической деятельности и ее конечные результаты зависят от того, насколько правильно определено содержание, какие выбраны методы для ее достижения и формы организации этой деятельности. Содержание, методы и формы не могут существовать независимо друг от друга, их взаимосвязь определяется тем, что содержание влияет на формы и методы, те в свою очередь могут корректировать содержание и формы; кроме того формы и методы также между собой взаимосвязаны.


Слайд 7Типы социально-педагогических технологий.
Педагогами и социологами выявлена следующая типология социально-педагогических технологий. Субъективные

технологии (индивидуальные, групповые, массовые). Они направлены на конкретного человека или на группу людей. Индивидуальные (персональные) технологии: технологии самопознания, саморазвития, самосохранения, самообеспечения, самоорганизации, самообучения и т.д. Индивидуальные технологии различаются по направленности деятельности, по возрастному при знаку и т.д. Групповые технологии: - технология трудоустройства безработных; - технология перевоспитания детей девиантного поведения; - технология социальной реадаптации детей-инвалидов; - технология семейной психотерапии и т.п. Групповые технологии различаются по направленности деятельности, по возрастному, профессиональному признаку и т.д. Массовые технологии. Это технологии воздействия на общество, на массу людей, к примеру, технология гражданского, идеологического воспитания и т.д. Деятельностные технологии. По своей сути каждая из технологий является деятельностной, поскольку предусматривает осуществление социально-педагогической деятельности. Однако характеристика деятельности может выходить на первый план. В этом случае различают следующие деятельностные технологии. Технологии, направленные на организацию социально-педагогической деятельности: технология прогнозирования, проектирования, моделирования социально-педагогической деятельности и т. д. Технологии, оптимизирующие деятельность воспитанников: технология консультирования, корректировки личностных мотивов и т.д. Средовые технологии, направленные на оздоровление окружающей человека среды и оптимизации взаимоотношений человека с ней: технология разрешения конфликтных ситуаций, коррекции общения человека и т.п. В зависимости от места внедрения выделяются лабораторные и «полевые» технологии. Лабораторные или кабинетные технологии создаются искусственно, внедряются, главным образом, в условиях специальных кабинетов или лабораторий. Такой является, к примеру, технология индивидуального социально-педагогического консультирования. «Полевые» технологии существуют в реальных условиях жизни и деятельности воспитуемых (к примеру, технология реабилитации подростков девиантного поведения).

Слайд 8Составляющие социально-педагогических технологий: метод, методика, прием, средство, техника
Методы — это способы

взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка. Следует отметить, что поскольку социальная педагогика — молодая отрасль педагогической науки и социально-педагогическая деятельность совсем недавно оформилась как самостоятельная разновидность профессиональной деятельности, говорить о системе методов социальной педагогики еще рано. Они находятся в стадии становления. Поэтому пока социальный педагог в своей практической работе широко применяет методы, используемые в педагогике, психологии и социальной работе.

Слайд 9Кроме метода в социально-педагогической деятельности, как и в педагогике, широко используются

понятия «прием» и «средство». Прием понимается как частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий. Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами.
Однако приемы могут использоваться социальным педагогом и вне зависимости от методов. Э. Ш. Натанзон выделил так называемые «созидающие» и «тормозящие» приемы. К созидающим приемам он относит такие, как поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы ребенка, доверие и др. К тормозящим он относит такие, как приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение, взрыв и др.
Применение того или иного приема социальным педагогом зависит от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения ребенка, умения ориентироваться в сложившейся ситуации, арсенала приемов, которые он имеет в запасе. Однако использование того или иного приема зависит не только от того, насколько хорошо социальный педагог владеет методикой, какие приемы являются для него предпочтительными, какими он владеет в совершенстве, но также и от субъективных особенностей самого специалиста: какими мотивами руководствуется социальный педагог, насколько искренне он хочет помочь ребенку, как он обращается к нему, от его тона, позы, мимики и др.


Слайд 10Средство является более широким понятием, чем прием и метод, поскольку последние

сами в определенных обстоятельствах могут выступать средствами. Средства — это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели. Средства сами по себе, по своей сути не являются способами деятельности, а становятся ими только тогда, когда используются для достижения какой-то цели. Так, игра может быть отдыхом, развлечением и пр. Однако если она организована таким образом, что будет служить достижению определенной цели, например формированию каких-то социальных умений, то игра выступает средством социально-педагогической деятельности. В качестве средств социально-педагогической деятельности могут выступать природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации и многое другое. Подчас эти средства не зависят от социального педагога, но он может воспользоваться ими в своей профессиональной деятельности, а методы — это те пути, с помощью которых он это сделает. Средства - это инструментарий метода, это то, использование чего ведет к достижению выбранной цели. Средство также может выступать фактором технологии. Исходя из этого, вы­деляют: средства социально-педагогического процесса и средства социально-педагогической деятельности.
Средства педагогического процесса - это те средства, которые выступают со­ставной частью деятельности специалиста в процессе внедрения педагогической технологии. К ним относятся: учеба, труд, правила поведения, культурно-досуговая деятельность, физкультурно-оздоровительная деятельность, туризм, общественная работа, режим и пр.
Средства педагогической деятельности - это то, что использует специалист, в частности социальный педагог, в своей профессиональной деятельности для влия­ния на человека, группу в процессе социально-педагогической работы с ними. Чаще всего это инструментарий метода, посредством которых осуществляется достиже­ние социально-педагогической цели. К таким средствам относятся: слово, действие, пример, книга, технические средства и т.д.

Слайд 11С понятием "прием" тесно связано понятие "педагогическая техника" (от греч. -

искусство, мастерство, умение), под которой обычно подразумевается сово­купная характеристика навыков и приемов, применяемых в какой-либо деятельно­сти.
Ранее термин "техника" употреблялся только в специальных разделах (на­пример: техника танца, техника вокального исполнения и т.п.). Более широкое рас­пространение он получил в зарубежной педагогике. В настоящее время термин "техника" употреблялся для обозначения нескольких педагогических понятий.
Техника педагогического исполнения - это искусство педагогического дейст­вия специалиста, в том числе и социального педагога.
Термин "техника" говорит не столько о приеме использования средства в пе­дагогическом процессе, сколько об искусстве его применения, направленного на достижение наибольшей результативности.
Педагогическая техника исполнителя - это то, что присуще конкретному специалисту, олицетворяет его как личность и посредством чего обеспечивается его профессионализм.
Термин "педагогическая техника" был введен еще в конце 1920-х годов А.С. Макаренко. Он отмечал, что успех воспитательной работы зависит от бесчисленного количества обстоятельств и, в первую очередь, от педагогической техники. Заслуга А.С. Макаренко состоит в том, что он раскрыл содержание педагогической техники и необходимость ее формирования у будущего педагога еще в стенах педагогиче­ского учреждения. Будущий педагог помимо овладения специальными академиче­скими знаниями и практическими навыками должен знать, что он не будет хорошим педагогом, если у него не поставлен голос, если он не умеет разговаривать с ребен­ком, не владеет мимикой, не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение.
Педагогическая техника- это все то, что позволяет конкретному специалисту эффективно решать педагогические задачи.
В педагогической технике социального педагога особое значение имеет его личность и то, как воспринимают ее клиенты, в какой степени она располагает к взаимодействию, авторитетна. Например, один специалист своей открытостью, не­посредственностью и тактичностью мгновенно завоевывает уважение и внимание, располагает к себе, создает условия для последующей совместной деятельности, а другой специалист создает какое-то напряжение, холодность во взаимоотношениях, с ним не хочется общаться, делиться своими проблемами и т.д.
Таким образом, педагогическая техника - это совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебно-воспитательного процесса.



Слайд 12Технологии социальной работы:
· Социальная диагностика - это комплексный процесс исследования социального явления с

целью обнаружения, распознания и изучения причин наследственных связей, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.
· Социальная реабилитация - это процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизни деятельности в социальной среде предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества. 
· Социальное обеспечение - это система оказания социальных услуг в рамках государственной системы, материального обеспечения и обслуживания лиц нуждающихся в социальной помощи.
· Социальная терапия - это целенаправленный процесс практического воздействия, государственных структур, общественных организаций на конкретные формы социальных отношений.
· Социальное консультирование - это технология оказания социальной помощи путем целенаправленного, информированного воздействия на человека по поводу его социализации.
· Социальная адаптация - это система методов и приемов, направленных на оказание поддержки людям в процессе их социализации или приспособление к новым условиям в связи с изменением социального статуса, а также неадаптированным личностям.
· Социальный контроль - это механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера. В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами. 
· Социальная профилактика - это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих негативное отклонение в развитии и поведении. 
· Социальная опека - это особая форма государственной защиты прав личности и имущества недееспособных граждан.  Владение технологиями позволяет оптимизировать свою профессиональную деятельность, поднять на уровень профессиональное мастерство. В этом случае к огромному арсеналу методов, приемов и способов деятельности социальный педагог подходит с позиции необходимости и достаточности. Характер технологии, используемой социальным педагогом, задается проблемой ребенка, особенностями его личности, воспитательного микросоциума, уровнем социальной адаптации и возможностями самого специалиста.


Слайд 13Выводы
Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств,

позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики – диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации.
Педагогические технологии – новый этап в развитии педагогики.
Специфика педагогической технологии в том, что учебный процесс гарантирует достижение поставленных ею целей.


Слайд 14Список литературы
Боголюбов В. Эволюция педагогических технологий// "Школьные технологии" №

4 2004.
"Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии"/ Под редакцией С.А.Смирнова, М., 2000.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика