Слайд 1СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ
Выполнила: Шпорт Ю.
Научный
руководитель: к.п.н. доцент
Гура В.В..
Слайд 2
Ухудшение общей ситуации в социуме и
увеличение числа детей и подростков, попадающих в зоны риска, остро ставят вопросы изучения их склонности к экстремизму, разработки форм и методов профилактики экстремистских проявлений в подростковой среде, что и обусловило выбор темы нашего исследования.
Слайд 3
Цель исследования: проанализировать сущность подросткового экстремизма, виды деятельности, формы и методы
социально-педагогической работы по предотвращению экстремистских проявлений у трудных подростков.
Объект исследования: Социально-педагогическая деятельность по предотвращению экстремистских проявлений у трудных подростков.
Предмет исследования: виды деятельности, формы и методы социально-педагогической работы по предотвращению экстремистских проявлений у трудных подростков.
Слайд 4Гипотеза исследования:
социально-педагогическая работа по предотвращению экстремистских проявлений у
трудных подростков будет успешной, если будет разработан и реализован план мероприятий по предотвращению подросткового экстремизма, предусматривающий:
– организацию взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учителей, социального педагога, педагога-психолога, родителей);
– применение видов деятельности, форм и методов, направленных на достижение социально одобряемого неагрессивного поведения, позитивной коммуникации и межэтнического взаимодействия, основанного на принципах толерантности.
Слайд 5Задачи исследования:
Раскрыть сущность понятий
«экстремизм», «молодежный экстремизм», «подростковый экстремизм», рассмотреть виды подростково-молодежного экстремизма, молодежные организации экстремистской направленности.
Изучить особенности подросткового возраста, обозначить факторы, способствующие развитию экстремистских тенденций в поведении трудных подростков.
Охарактеризовать государственные меры по предотвращению экстремистских проявлений в подростковой среде.
Разработать диагностический инструментарий, провести диагностику и проанализировать результаты исследования склонности к экстремизму трудных подростков.
Проанализировать социально-педагогическую деятельность педагогического состава МОУ СОШ № 16 г. Таганрога по предотвращению экстремистских проявлений у трудных подростков
Слайд 6
Методы исследования:
анализ психологической и педагогической литературы,
анкетирование,
тестирование,
наблюдение,
беседа,
метод систематизации и обобщения.
База исследования: МОУ СОШ № 16 г. Таганрога.
Слайд 7ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРЕМИЗМА
И МЕР ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ
ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Слайд 8
Экстремизм в подростковой среде - неадекватный, основанный на культивировании принципа силы,
агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия, способ разрешения социально-политических противоречий некоторой части подростков (в том числе, членов молодежных организаций националистическо-расистской, религиозной, политической направленности) в области межэтнических, религиозных и иных социальных отношений.
Слайд 9
Трудные подростки – категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии.
Проявление
экстремистского поведения у трудных подростков нередко обусловлено комплексом социально-психологических, культурно-нравственных, физиологических, социально-экономических, семейных и других декомпенсаций.
Слайд 10
Важным направлением в предупреждении подросткового экстремизма является создание правового механизм международного
сотрудничества в борьбе с проявлениями экстремизма в XXI веке.
Вторым значимым направлением является социально-педагогическая профилактика экстремистской деятельности в подростковой среде – это область науки и практики социальной работы, которая интенсивно связана с профилактикой психического здоровья, с вопросами эффективной адаптации к жизни и окружающей среде, с проблемами педагогики, воспитания, общения и в целом понимания людьми друг друга и самих себя.
Слайд 11ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ТРУДНЫХ
Слайд 12
Нами разработаны показатели склонности подростков к экстремизму, выделены уровни устойчивости к
проявлению молодежного экстремизма, а также подобран диагностический инструментарий, направленный на выявление склонности к экстремизму трудных подростков, включавший:
1) Методики для определения личностных особенностей подростков.
2) «Методику диагностики склонности к отклоняющемуся поведению».
3) Методику «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» У.А. Кухаревой.
4) Анкету об отношении подростков к проявлениям экстремизма в современном обществе.
Слайд 13Результаты первичной диагностики:
Слайд 14
Изучение опыта социально-педагогической работы по предотвращению экстремистских проявлений у трудных подростков
в МОУ СОШ №16 г. Таганрога дает нам право утверждать, что проводимая работа достаточно содержательна, опирается на организацию взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, родителей) с использованием разнообразных направлений деятельности: диагностики, просвещения, профилактики, коррекции.
Слайд 17Основными формами работы с подрастками выступают: классные часы, правовые уроки, круглые
столы, фотовыставки, конкурсы, воспитательные мероприятия.
В дополнение к общешкольным мероприятиям в экспериментальном классе при поддержке классного руководителя мы провести классный час на тему: «Подростковая жестокость» с целью выработки у подростков собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
Слайд 18Классный час на тему:
«Подростковая жестокость»
Слайд 19Совместно с социальным педагогом нами был проведен тренинг для подростков «Будь
толерантным!» с учащимися экспериментальной группы
Слайд 20Результатом проведенной работы в экспериментальной группе можно считать наличие положительной динамики
в уменьшении количества детей асоциального поведения, состоящих на внутришкольном профилактическом учете. Их число уменьшилось на 50%. За год у учащихся не было приводов в полицию.
В результате вторичной диагностики уровня этнической толерантности подростков в экспериментальной группе было выявлено, что уровень толерантности в данной группе повысился на 9,5. Отмечается снижение предубежденности подростков по отношению к представителям других национальностей. Кроме того, отмечаются изменения в выборе стратегий поведения подростками в конфликтных ситуациях, так они стали чаще стремиться к сотрудничеству.
Слайд 21Также мы полагаем, что для закрепления достигнутых результатов социально-педагогическая работа должна
быть продолжена.
Исходя из полученных данных, рекомендуется включение следующих направлений работы по профилактике и противодействию экстремистских проявлений у подростков:
Формирование жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям;
Развитие эмоциональной сферы подростков, способности к сопереживанию и формированию адекватной самооценки;
Деятельность, дающая подросткам возможность реализовать повышенную поведенческую активность и потребность в самореализации (волонтерское движение, школа лидеров и т.п.);
Информационная работа, дающая подросткам знания о традициях и особенностях различных этнических и социокультурных общностей людей.