Слайд 1Тема лекции: Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования
Разработала: студентка 2 курса
социальная
работа (магистратура)
Пинчук Н.Ю.
Слайд 2Вопросы:
Понятие социально-педагогическая деятельность
Учреждения образования. Их типы и виды
Понятие о социально-педагогической и
психологической службе учреждения образования
Социальный педагог – задачи, функции профессиональной деятельности
Характеристика социально-педагогической деятельности социального педагога в учреждении образования
Особенности организации социально-педагогической деятельности в учреждениях профессионально-технического образования
Слайд 3Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную
на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установления нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
Ю.В.Васильева, Т.А.Васильева (Социальная педагогика, 2001, с.17)
Социально-педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на достижение общественных целей и задач социальной педагогики в триединстве ее составляющих – как профессиональной сферы, области знания и образовательной отрасли, а значит, на удовлетворение тех общественных потребностей, в ответ на которые она возникла как самостоятельная область общественной практики.
(Социальная педагогика: учебник для вузов М.А.Галагузова)
Социально-педагогическая деятельность особый вид общественной и педагогической деятельности, которая осуществляется в условиях реальной среды (социума) и предполагает работу как с личностью, так и со средой.
(Словарь социального педагога и социального работника,2003, с.194)
Социально-педагогическая деятельность целенаправленная работа профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации. (Н.И.Никитина, М.Ф.Глухова)
Цель социально-педагогической деятельности – социальное воспитание, социальное обучение и образование личности, а также преобразование и оздоровление окружающей среды, формирование в ней воспитывающих отношений.
Слайд 4Учреждения образования. Их типы и виды
Образовательное учреждение — это открытая социально-педагогическая
система, в которой происходит взаимодействие с окружающей микросредой (социумом), различными социальными институтами (семья, учреждения дополнительного образования, клубы, библиотеки, общественные организации, учреждения местной власти и т.п.).
Учреждение образования осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом об образовании, положением о соответствующем типе и (или) виде учреждения образования, иными актами законодательства, уставом учреждения образования.
Слайд 5По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть
государственными, частными;
РФ
(государственными, муниципальными)
негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций)).
Слайд 6Учреждения образования подразделяются на следующие типы и виды:
Тип: Учреждения дошкольного образования
Учреждения
дошкольного образования могут быть следующих видов:
ясли;
ясли-сад;
детский сад;
санаторный ясли-сад;
санаторный детский сад;
дошкольный центр развития ребенка
Слайд 7Тип: Учреждения общего среднего образования
начальная школа;
базовая школа;
средняя школа;
вечерняя школа;
гимназия;
гимназия-интернат;
лицей;
специализированный лицей;
суворовское училище;
кадетское
училище;
школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
санаторная школа-интернат;
учебно-педагогический комплекс;
межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации;
межшкольный центр допризывной подготовки.
Слайд 8Тип: Учреждения профессионально-технического образования
профессионально-техническое училище;
профессиональный лицей
Тип: Учреждения среднего специального образования
колледж
Тип: Учреждения
высшего образования
классический университет;
профильный университет (академия, консерватория);
институт;
высший колледж
Слайд 9Тип: Учреждения специального образования
специальное дошкольное учреждение;
специальная общеобразовательная школа (специальная общеобразовательная школа-интернат);
вспомогательная
школа (вспомогательная школа-интернат);
центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
В зависимости от физических и (или) психических нарушений создаются учреждения специального образования для лиц:
с интеллектуальной недостаточностью;
с тяжелыми нарушениями речи;
с нарушением слуха;
с нарушениями зрения;
с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
Слайд 10Тип: Учреждения дополнительного образования детей и молодежи
центр (дворец);
детская школа искусств
Тип: Учреждения
дополнительного образования взрослых
академия последипломного образования;
институт повышения квалификации и переподготовки;
институт развития образования;
центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов;
центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих.
Тип: Специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии
Тип: Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Слайд 11Образовательное учреждение как открытая социально-педагогическая система предполагает решение следующих задач:
обеспечение социально-педагогических
и психологических условий для успешного обучения, воспитания и развития личности, ее социализации и профессионального становления;
формирование условий для создания единого образовательного пространства;
изучение и анализ социально-педагогических и психологических проблем учащихся, участие в осуществлении мониторинга качества воспитания;
создание условий для привлечения детей к занятиям в системе внеурочной деятельности школы;
создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
Слайд 12Образовательное учреждение как открытая социально-педагогическая система предполагает решение следующих задач:
обращение к
личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.
содействие укреплению взаимопонимания между субъектами и их взаимодействию;
осуществление социальной опеки и защиты прав учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;
проведение консультативно-просветительской и профилактической работы, организация пропаганды здорового образа жизни среди учащихся, педагогов, родителей;
оказание помощи в самообразовании, самовоспитании и самореализации (в том числе профессиональной) учащихся и педагогических работников, в развитии самосознания будущих рабочих и специалистов;
развитие индивидуальных интересов и потребностей учащихся, способствующих их социальному становлению, развитию нравственности, гражданственности и ответственности.
Слайд 13Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования
В соответствии с постановлением Министерства образования
Республики Беларусь от 27 апреля 2006 г. № 42 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» в учреждении образования создается социально-педагогическая и психологическая служба.
Объединение специалистов в СППС направлено на интеграцию и координацию их деятельности, повышение результативности социально- педагогического и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, а также развитие контактов с учреждениями социальной защиты населения, системы здравоохранения, внутренних дел, иными государственными и общественными организациями, благотворительными фондами и частными лицами в интересах эффективной поддержки детства.
Слайд 14Основные направления деятельности СППС
диагностика (исследование, изучение),
профилактика,
просвещение,
методическая работа,
консультирование,
коррекционно-развивающая работа,
работа по защите прав и законных интересов детей.
Слайд 15Социальный педагог – задачи, функции профессиональной деятельности
Должность социального педагога была введена
в 1991 году в соответствии с решением Коллегии Государственного комитета СССР по высшему образованию от 13 июля 1990 г. № 14/4 «О введении института социальных педагогов».
В своей профессиональной деятельности социальный педагог руководствуется Конвенцией ООН "О правах ребенка", законами Республики Беларусь "О правах ребенка", Кодексом об образовании а также другими законодательными актами, определяющими и защищающими права, интересы ребенка, молодежи и семьи.
Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах
Слайд 16Функции социального педагога
Диагностическая. Социальный педагог реально оценивает степень и направленность влияний
условий жизни, социума, круга общения, семьи, семейно-соседской общины, учреждений воспитательно-образовательной системы, средств массовой информации и т.п. на отдельную личность. Изучает ее медико-психологические, возрастные особенности, вникает в мир интересов, потребностей.
Воспитательная. Социальный педагог совместно с педагогическим коллективом, широкой общественностью организует процесс социального воспитания, содействует его протеканию в семье, по местожительству, детском и молодежном формировании. Распространяет педагогические знания в области воспитания среди различных категорий населения.
Организаторская. Социальный педагог выступает организатором социально-значимой деятельности, развивая при этом инициативу, творческий потенциал и самодеятельность как самой личности, так и коллектива. Влияет на организацию досуговой деятельности, здорового образа жизни, координирует развитие детских и молодежных инициатив. Способствует трудоустройству, ее профессиональной ориентации. Организует взаимодействие различных социальных институтов, содействующих социальному становлению личности.
Слайд 17Профилактическая, или предупредительно-профилактическая – учет и приведение в действие социально-правовых, юридических и психологических механизмов
предупреждения и преодолении негативных явлений; осуществление правового просвещения несовершеннолетних и молодежи; содействие в подготовке молодежи к семейной жизни; организация работ по профилактике здорового образа жизни;
Охранно-защитная, или правозащитная – использование законов и правовых актов, направленных на оказание помощи и поддержки детям и молодежи, членам их семьи, для защиты их имущественных и гражданских прав; отстаивание юридических и финансовых интересов детей перед государственными, общественными, производственными структурами; представление интересов несовершеннолетних в органах милиции или суде; содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на несовершеннолетних;
Исследовательская, или организационно-методическая – проведение аналитической работы с нормативными, организационными и др. документами; разработка программ, методик, технологий деятельности; подготовка методических материалов; осуществление обмена опытом специалистов, участие в конференциях, семинарах и др.; организация научно-практических исследований по проблемам профессиональной деятельности.
Функции социального педагога
Слайд 18Функции социального педагога
Коммуникативная. Уважает человеческое достоинство любой личности, строит с ней
отношения на основе диалога, налаживает контакты с семьей, педагогами, а также различными институтами, осуществляющими воспитательно-образовательный процесс. Развивает систему волонтерства.
Социально-терапевтическая или коррекционно-реабилитационная Социальный педагог защищает интересы и права личности, семьи на основе государственных законодательных актов. Содействует применению адекватного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих их нарушения. Нейтрализует антипедагогическое воздействие на растущую личность, обучает ее также способам самозащиты.
Прогностическая. Социальный педагог принимает участие в создании региональных (локальных) программ социального воспитания, проектировании и модернизации социальной сферы микросоциума, целевых комплексных программ по работе с семьей, ребенком, молодежью, группами социального "риска".
Слайд 19Характеристика социально-педагогической деятельности социального педагога в учреждении образования
Учреждения, обеспечивающие получение
дошкольного образования
Направления деятельности социального педагога в ДОУ
Работа по защите прав ребенка.
Работа по социальному развитию личности ребенка.
Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации.
Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.
Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.
Работа с родителями социально опасных семей.
Работа с социально незащищенными семьями.
Работа с ближайшим окружением.
Работа с социальными институтами
Слайд 20Формы работы социального педагога в ДОУ
С педагогами:
консультации;
анкетирование;
индивидуальные беседы;
семинары;
«круглые столы» с родителями.
С
родителями:
анкетирование;
индивидуальные беседы;
посещения на дому;
«круглые столы»;
родительские собрания;
родительская гостиная.
Слайд 21Формы работы социального педагога в ДОУ
С детьми:
интервьюирование;
занятия по правам ребенка;
театрализованные постановки
по защите прав ребенка;
организация экскурсий по ознакомлению с социумом (библиотека, школа, музыкальная школа, ДК и т.п.).
Взаимодействие с другими социальными общественными структурами:
комиссия по делам несовершеннолетних (КДН);
отдел по делам несовершеннолетних (ОДН);
отдел опеки и попечительства Муниципалитета;
детская поликлиника;
детская библиотека;
школа;
дома детского творчества;
психологические центры.
Слайд 22Характеристика социально-педагогической деятельности социального педагога в учреждении образования
Учреждения, обеспечивающие получение
общее среднее образование
Основные формы работы школьного социального педагога
Профилактика правонарушении среди учащихся
Осуществляется путем индивидуальной работы с подростками, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних,
Слайд 23Реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением
учет и
контроль состояния дел подростков с девиантным поведением (составление картотеки, систематическое ведение тетради учета работы с детьми, склонными к девиантному поведению и т.д.);
тестирование, интервьюирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие — помощь в устранении этих причин;
индивидуальное консультирование
включение ребенка в группу поддержки с целью помочь ему найти в себе положительное и развить его;
установление контакта с семьей ребенка;
посещение семей с целью изучения условий, в которых живет ребенок;
организация мероприятий, позволяющих подростку проявить свои позитивные качества, психологически раскрепоститься;
совместно со школьным психологом проведение цикла тренинговых занятий, направленных на снижение уровня агрессивности, развитие самоконтроля.
Слайд 24 Работа с опекаемыми детьми, живущими с лицами, заменяющими родителей:
установление
контакта с родственниками опекаемых и их опекунами;
помощь в оформлении документов;
оказание материальной помощи;
взаимодействие с инспекторами по опеке и попечительству;
собеседование с ребенком, при необходимости — помощь в решении его проблем (моральных, психологических, материальных).
посещение семей с целью изучения условий, в которых живет ребенок.
Слайд 25Работа с малообеспеченными и многодетными семьями:
изучение семей учащихся школы с
целью выявления малообеспеченных, многодетных, неполных, а также социально благополучных и неблагополучных семей;
изучение условий, в которых проживают дети;
работа с детьми при взаимодействии с классным руководителем, психологом, включение детей в группы поддержки,
проведение индивидуального консультирования;
взаимодействие с комитетом по социальной защите населения, комитетом многодетных семей и т.д.;
Слайд 26Работа с родителями:
Правовое воспитание родителей:
знакомство родителей с нормативно-правовыми документами по
защите прав ребенка, обязанностям родителей в отношении воспитания ребенка;
взаимодействие с сотрудниками милиции, членами комиссии по делам несовершеннолетних;
индивидуальная работа с родителями в конфликтных и предконфликтных ситуациях;
деловые игры с целью выявления проблем и перспектив развития отношений в системах: школа семья, учитель — родитель, родитель — ребенок, учитель — ребенок (в центр внимания деловых игр ставятся интересы детей, разъясняются формы защиты прав ребенка).
Просветительская работа с родителями
(организация встреч со специалистами различного профиля).
Создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы.
Слайд 27Работа с педагогическим коллективом школы
Цель взаимодействия — защита интересов ребенка, создание
оптимальных условий для его индивидуального развития.
Формы работы:
беседы с классными руководителями;
консультирование;
проведение деловых игр, тренингов для выявления единства педагогического коллектива в вопросах воспитания детей в школе, в семье;
развитие профессиональных приемов работы с «трудными детьми», «трудными родителями»;
обучение методикам работы с классом, группой учащихся и т.д.;
создание условий для обмена учителей опытом работы.
Слайд 28Основные этапы практической деятельности школьного социального педагога:
Первый этап — подготовительный:
знакомство
с учащимися, их семьями; установление профессиональных контактов с практическим психологом, всеми сотрудниками школы; проведение первичной социально-педагогической диагностики микрорайона; изучение обращений учащихся, родителей, учителей к социальному педагогу; определение форм сотрудничества с соответствующими социальными учреждениями и организациями.
Слайд 29Второй этап — организационный:
сбор и анализ профессионально значимой информации; определение
социально-педагогического потенциала сотрудников школы, микросоциума; дифференциация проблем, определение приоритетов в создании системы работы; обеспечение координации в работе социальных институтов микрорайона; формирование актива добровольных помощников; организация и реализация системы социально-правовой защиты учащихся, социально-педагогической поддержки семьи; ведение необходимой документации; составление перспективного плана работы на основе анализа результатов первого этапа.
Слайд 30Третий этап - совершенствование:
совершенствование компонентов профессиональной деятельности (диагностического, консультативного, правозащитного
и т.д.); активное участие в работе методического объединения социальных педагогов округа, города, изучение и анализ опыта коллег, повышение собственной квалификации.
Слайд 31Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа
Основной задачей
социального педагога является разработка и дальнейшая реализация мероприятий, связанных с организацией социально-педагогической защитой воспитанника.
Основными направлениями деятельности социального педагога, работающего в школе-интернате являются:
определение правового статуса ребенка, поступившего в учреждение,
получение сведений о ребенке
оформление детей в школу-интернат
обеспечение конституционных прав и законных
Слайд 32Пути попечения детей-сирот
Семейное
Передача на
жизнеустройство государственное попечение
Семейное жизнеустройство осуществляется в виде: усыновления, опеки (попечительства), в форме приемной семьи.
Цель — создать благоприятные условия для временного пребывания детей, пока осуществляется социальная и медицинская реабилитация их биологических родителей (Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова).
Слайд 34Особенности организации социально-педагогической деятельности в учреждениях профессионально-технического образования
Профессионально-техническое образование –
является одним из этапов формирования личности, предпосылкой ее включения в систему общественного и производственно-технического разделения труда. Осуществляется на основе общего базового или специального образования, общего среднего образования.
Слайд 35Цели учреждения профессионально- технического образования:
Обеспечение потребности личности и общества в профессионально-техническом
образовании и представлениии гражданам получения определённого уровня квалификации и образования в зависимости от их интересов и способностей, состояния здоровья, существующих условий, социального заказа общества и государства;
Содействие всестороннему развитию личности, формированию у учащихся высокой духовности, профессиональных и гражданских качеств, творческой инициативы;
Создание условий для физического совершенствования, укрепления здоровья, усвоения учащимися правил здорового образа жизни, формирования ответственности за своё здоровье;
Обеспечение социальной защиты учащихся и установленных социальных гарантий;
Формирование национального сознания гражданина Республики Беларусь, чувства уважения к иным государствам и народам мира…
Слайд 36К основным объектам СППС относятся:
учащиеся из семей, находящихся в социально
опасном положении;
учащиеся из неполных семей;
учащиеся из семей повторного брака;
учащиеся из многодетных семей;
учащиеся из семей-инвалидов;
учащиеся, имеющие статус инвалидов;
учащиеся с особенностями психофизического развития;
учащиеся, состоящие на ВЛК;
учащиеся, состоящие на учете в ИДН;
учащиеся группы «риска».
учащиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Слайд 37Основные направления деятельности социального педагога:
Социально-педагогическая диагностика
Коррекционно-развивающая работа
Социально-педагогическое консультирование
Социально-педагогическая профилактика и просвещение
Социальная
опека и защита учащихся
Организационно-методическая деятельность
Слайд 38Опыт работы Учреждения образования
«Минский государственный профессиональный лицей №2 лёгкой промышленности»
по осуществлению взаимодействия участников образовательного процесса и заинтересованных структур по сохранению и укреплению здоровья учащихся
Слайд 39Цель: формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни
учащихся
Задачи:
Активизация взаимодействия педагогических работников лицея, учащихся, семей, общественности, заинтересованных организаций и учреждений в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья.
Мониторинг и анализ качества воспитательно-профилактической работы по формированию здорового образа жизни учащихся.
Формирование у учащихся навыков здорового образа жизни, отношения к здоровью как к главной ценности.
Внедрение в практику работы по формированию у учащихся культуры здорового образа жизни альтернативных форм.
Слайд 40Система воспитания, направленная на сохранение и развитие физического, психического и социального
благополучия личности учащегося
Нравственный
Знание и убеждённость в здоровом образе жизни
Отказ от курения
Отказ от наркотиков
Профилактика ВИЧ/СПИД
Отказ от алкоголя
Социальный
Благоприятная среда учреждения образования
Экологическое воспитание
Социальная среда
Психический
Профилактика психоэмоционального перенапряжения
Поддержка семейного воспитания
Психологическая помощь
Профилактика суицидов
Физический
Режим труда и отдыха
Гигиенический режим
Здоровое питание
Охрана репродуктивного здоровья
Двигательный режим, физическая культура и спорт
Профилактика соматических заболеваний
Компоненты системы
Слайд 41Субъекты, участвующие в процессе формирования здравосозидающего образа жизни учащихся
Директор
лицея
Заместитель директора
Заместитель директора
Кураторы групп, мастера ПО
Преподаватели,
методист,
библиотекарь
Мед.работник, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор
Ученический актив, комитет ПО ОО«БРСМ»
Руководитель физического воспитания
Заведующие производством столовых
Родительский комитет
Слайд 42ЛИЦЕЙ
ЦЕНТР ЭПИДЕМИОЛОГИИ, ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ ЛЕНИНСКОГО
РАЙОНА
ЛРО БО КК
(председатель ПО)
ЦЕНТР ПРОФИЛАКТИКИ
ВИЧ-инфекции, СПИДа
ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПСИХИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
ГОРОДСКОЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР
ГОРОДСКОЙ НАРКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР
ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 3
ЛРК ОО «БРСМ»
ТУРИСТСКО-
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР
«ЗДОРОВЬЕ»