Слайд 1Самоконтроль и самооценка учащихся при обучении экономике
Канд. пед. наук, доцент Яровая
Е.А.
Слайд 2План лекции
Понятие самоконтроля.
Виды самоконтроля.
Критерии оценки и уровни самоконтроля.
Приемы самоконтроля.
Самооценка и ее
функции.
Слайд 3Самоконтроль
Контроль над своими действиями и поступками («Толковый словарь русского языка» С.И.
Ожегова и М.Ю.Шведовой).
Сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями («Российская педагогическая энциклопедия»)
Осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний.
Компонент учебной деятельности или способность к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной.
Слайд 4Самоконтроль
Один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся.
Его назначение заключается
в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.
Слайд 5Задачи учителя
развитие потребности детей в самоконтроле через анализ собственных действий и
их результатов;
развитие способности к поэтапному (пооперационному) самоконтролю действий по достижению цели и самой цели (результата);
развитие потребности в самоорганизации, самоизменении;
развитие психических процессов детей: внимания, мышления, памяти, воображения и др.
развитие способностей к умственным действиям;
развитие способностей к воспроизведению в учебной деятельности логики научного познания;
развитие теоретического мышления;
воспитание личностных качеств: ответственности, организованности, целеустремленности, воли, характера, познавательного интереса (любознательности) и др.
Слайд 6Виды самоконтроля
Предварительный: проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач.
Процессуальный:
контроль в процессе выполнения устной и письменной работы.
Итоговый контроль или контроль по результату: по завершению задания.
Слайд 7Критерии оценки самоконтроля (методика Т.Н. Князевой)
Слайд 8Уровни сформированности самоконтроля
I уровень. (Оценка 0 – 2 балла)
У ребенка высокая
эффективность и осознанность самоконтроля. Ошибки допускает редко, исправляет. В тексте находит более 80% имеющихся ошибок, все их может классифицировать.
II уровень. (Оценка 3 – 4 балла)
Эффективность самоконтроля высокая. Ребенок может допускать несколько ошибок, большинство из которых исправляет. В тексте находит 60 – 80% имеющихся ошибок, классифицирует большинство из них.
III уровень. (Оценка 5 – 6 баллов)
Эффективность внешнего самоконтроля (поиск ошибок в тексте) у ребенка выше, чем внутреннего самоконтроля: свои ошибки исправляет частично, в тексте находит 40 – 60% имеющихся ошибок. Классифицировать многие из них затрудняется: уровень осознанности в пределах 50%.
IV уровень. (Оценка 7 – 8 баллов)
Свои ошибки ребенок, как правило, не исправляет. В тексте находит 20 – 40% имеющихся. Классифицировать их затрудняется.
V уровень. (Оценка 9 – 10 баллов)
Ребенок допускает много ошибок, которые не исправляет. В тексте находит менее 20% имеющихся, определить (классифицировать) их не может.
Слайд 9Методические приемы
по формированию самоконтроля учащихся
Светофор
Лови ошибку
Опрос-итог
Опрос по цепочке
Найти лишнее
Найти недостающее
Слайд 10Приемы и способы формирования самоконтроля
комментирование выполняемого задания (в т. ч.
по цепочке);
сопровождение комментариев действиями ;
придумывание «ловушек»
письмо с сомнением (где сомневаюсь, пропускаю);
пошаговая сверка с образцом (например, при списывании);
составление заданий для одноклассников (диктанты, задачи, вопросы и т. п);
составление алгоритмов по разным видам работ.
Слайд 11Идеальный опрос
Формула: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают
об этом учителю.
Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются.
Опроса нет - значит, сэкономим время и силы.
Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Ученики поднимают руки.) на «4»? На «3»? Спасибо…
Слайд 12Самооценка
включает в себя мнения, суждения человека о себе, своих качествах,
достоинствах, недостатках, собственных способностях, нравственных качеств и поступков, оценку своего места и роли среди других людей, социальной значимости деятельности, которой он занимается, и ее эффективности;
является важным регулятором поведения; оказывает существенное влияние на отношение к учебной деятельности;
определяет взаимоотношение человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Слайд 13Самооценка в учебном процессе
сравнение выполненной работы с эталоном, в результате которой
выявляется степень правильности работы, ее качество, выставляется оценка.
Слайд 14Функции самооценки
Обучающая - заключается в том, что ученик, оценивая свою работу,
еще раз повторяет пройденную тему, выполняет упражнения, производит сравнения с эталоном.
Стимулирующая - стимул побуждает ученика в совершенствовании самооценки знаний, умений, навыков по своей воле, охотно.
Мотивационная – обеспечивает приучение к систематической работе, к продуктивному труду, выработку волевых усилий.
Воспитывающая и развивающая – связаны с формированием адекватной самооценки. В результате этого процесса одни учащиеся избавляются от излишней самоуверенности, другие – начинают понимать свои недостатки, трудности, третьи осознают, что оценку своих возможностей произвели правильно.
Аналитическая - связана с рефлексией учащегося, самоанализом учащегося, выявлением пробелов, трудностей в изученном материале.
Слайд 15Результат самооценочной деятельности - понимание учеником:
что нужно оценивать,
как оценивать,
зачем
оценивать,
какие формы оценок существуют.