Слайд 2 Репортаж: расскажите историю!
XXI столетие обещает стать веком
нарративной журналистики.
На первый план выходит умение рассказывать истории. Что не удивительно: идеи и истории правят миром.
В жанре репортажа талант рассказчика проявляется наиболее ярко. Автор воздействует не только на разум, но и на чувства аудитории.
Лучшие образцы репортажа стоят на одном уровне с литературными произведениями.
Слайд 3Репортаж – король журналистских жанров
Репортаж (лат. reportare - передавать) -
журналистский материал, дающий наглядное представление о событии, очевидцем или участником которого стал автор.
В репортаже тема раскрывается на примерах конкретных случаев, героев и их судеб.
Репортаж – это своеобразная квинтэссенция журналистики, так как он:
1. Информирует
2. Показывает места, в которых читатель не был
3. Знакомит с интересными людьми
4. Анализирует актуальные проблемы общества
на наглядных примерах
Слайд 4 Виды репортажа
Событийный –
оперативно отражает общественно-значимое событие в хронологической последовательности.
Познавательный – в основе тема, которую освещает репортер. Это рассказ о жизни рабочего коллектива, научной лаборатории, социальной группы (секты, панков, эмо) репортаж о путешествии.
Проблемный – несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Автор привлекает дополнительные сведения, цифры, документы, свидетельства.
Слайд 5Репортаж – это преодоление барьеров…
Географических – рассказ о тех местах,
которые для аудитории не очень доступны.
Институциональных – свидетельства из тех мест, в которые не пускают или пускают неохотно простых смертных (тюрьмы, психиатрические больницы, монастыри)
Социальных – рассказ о представителях тех социальных групп, с которыми аудитория в обычной жизни редко соприкасается (бездомные, гастарбайтеры, наркоманы)
Слайд 6 Первые репортёры-международники
Геродот
Марко Поло Афанасий Никитин
(484 – 425 гг. до н.э.) (1254 – 1324 гг.) (? – 1475 гг.)
Слайд 7 Репортаж: рождение жанра
Газеты долго обходились без
репортажей. Публиковали новости, указы, объявления
Конец XVIII века: английские газеты стали отправлять журналистов в парламент. В 1783 года появляются репортажи о прениях
Крупные события XVIII – XIX века окончательно сформировали жанр репортажа
Технический прогресс: появление телеграфа и телефона
Слайд 8 Репортаж: развитие жанра
Конец XIX – первая
половина ХХ века: расцвет жанра
В США – «разгребатели грязи», Эрнест Хемингуэй и другие
В России – Владимир Гиляровский («Москва газетная», «Москва и москвичи»)
После 1945 года: засилье «новостной» журналистики
1960-е годы: «новый журнализм» в США (Томас Вульф, Хантер Томсон)
1960-е годы: «новый индивидуализм» в Европе (Гюнтер Вальраф)
В СССР – расцвет международного репортажа (Всеволод Овчинников, Валентин Зорин)
Элементы репортажа
Тема
Идея
(что вы
хотите
сказать?)
Герои
Место действия
Действие
Факты
Анализ (не всегда)
Тема
Актуальность
Важность для читателя
Необычный ракурс, интересные герои
«Держите глаза и уши открытыми, гуляя по улицам, занимаясь делами, караульте сюжет, и вам воздастся».
Дэвид Рэндалл,
«Универсальный журналист»
Слайд 13 Где и как искать темы?
Информационные
ленты и публикации в СМИ (главное – уловить тему!)
Календарь грядущих событий, анонсы
Знакомые и коллеги подсказали (умейте дружить!)
Обратная связь с читателями
Интересный ракурс заезженной темы
Редактор подсказал
«Поймать в воздухе»
Идея
Что я хочу сказать читателю этим репортажем?
Что занимало меня, удивило, тронуло во время работы над этой темой?
Занимайтесь самообразованием и развивайте в себе оригинальное мировоззрение!
Помните о вечных сюжетах (любовь, поиск смысла жизни, конфликт поколений, грех и покаяние и т. д.)
Не надо прямолинейно высказывать свою идею – можете скатиться в морализаторство. Пусть читатель сам делает выводы!
Слайд 15
Герои
Найти главного
героя репортажа
Какие черты героя важны для моей темы?
Героев не должно быть слишком много
Описание героя:
Краткая история (возраст, профессия, судьба, мировоззрение)
- Внешность
- Невербальная коммуникация (жесты, мимика)
- Речевые особенности
Чем больше диалогов, тем лучше!!!
Слайд 16 Герои: примеры
Игорь Иванович по паспорту –
Манучер Сулейманпур. Он наполовину перс, наполовину русский. До шести лет жил в Ленинграде, потом его семья переехала в Тегеран. Оба языка для него родные, обе культуры – свои. Говорит, что, когда обижают русских, в нем просыпается русский, когда персов – просыпается перс. После заявлений Буша в Игоре Ивановиче бодрствует перс.
<…>
У него двое сыновей. Один, Иван, живет в Америке. Другой, Петр, в Тегеране. Петр – рекламный дизайнер. В свободное время сочиняет музыку в стиле этноджаз. Типичный персонаж из фильма «Асса», но до сих пор проблем со стороны властей не испытывал. Его брат Иван, который в США, Америку не любит. Особенно после того, как его жена-американка бросила Ивана, узнав, что у него рак. Но возвращаться в Иран Иван тоже не хочет. В Америке он привык к порядку, а в Иране его нет.
Д. Соколов-Митрич «Иран устал ждать войны» («Известия»)
Слайд 17 Герои: примеры
«На уголке
стола — стопка пожелтевших историй болезни. Виталий Фролков сидит за столом спиной к окну. На нем белый халат, застегнутый почти у самого горла, и в целом Фролков смотрится мужчиной солидным. Возможно, чересчур молодым для человека, которого ожидаешь найти за дверью кабинета с табличкой «Заведующий» в этом старинном темном здании с высоченными потолками».
М. Ахмедова «Заведующий домом жизни» («Русский репортёр»)
— Во! — баба Маня поднимает указательный палец. — Слышали? Якое премирие? Ложимся и не знаем, чи встанем, чи не, — она говорит на суржике, мешая русские слова с украинскими. Из русских она выкидывает гласные, а украинские произносит твердо, квадратно. — Все люди уже какие препуганные, — продолжает она, обходя школу.
М. Ахмедова «Маленькая Родина» («Русский репортёр»)
Слайд 18 Диалоги: примеры
— Тихо… — прерывает Наташу
Юра и показывает пальцем в ту сторону, откуда слышна стрельба.
— А ты еще что-то слышишь? — обращается к нему Наташа, растягивая слова.
— У меня не до такой степени контузия… Там аптечный склад, — Юра показывает пальцем вправо, демонстрируя хорошее знание местности, — не знаю, разбит он или нет. Тихо… — Юра прислушивается, словно желая услышать в разморенном воздухе траекторию полета снаряда.
— Я не боюсь, — говорит Наташа и берет Юру за руку.
— А я боюсь, — приближается санитарка. — Вы что, не видите, все разбито, — она обводит рукой округу. — Прошлой ночью тоже никто ничего не слышал, не стреляли, а как бахнуло сюда, и все. Мне страшно. Я жить хочу. Ха-ха-ха, — она смеется и подносит руку к виску, ей словно хочется покрутить у него пальцем, адресовав этот жест тем, кто чувствует себя тут в безопасности. — Ну как можно быть уверенным… — она не договаривает. — Это ж такое — прилетит, и все!
Слайд 19 Диалоги: примеры
— Мать ко
мне в больницу приехала и говорит: «Ну почему так? Почему?» — произносит Юра. — А я ей отвечаю: «Ма-м-ма, от этого никто не застрахован. В-война! Я живой, и слава Богу».
— А дальше будет еще интересней, — растягивает слова Наташа.
— Прорвемся, дорогая, — Юра опускает большую ладонь на конец туловища, из которого должна начинаться нога. Другая его рука по-прежнему лежит в слабых, частично атрофированных руках Наташи.
— Ты мне в душу запала еще тогда — помнишь, ходила возле дома с ходунком?
— Ты тогда не обращал на меня внимания.
Слайд 20 Диалоги: примеры
— Я тебя
видел, когда ты пришла получать ордер на квартиру в том доме.
— У тебя была жена.
— Сожительница!
— Почему ты тогда ко мне не подошел, паразит такой?!
— Давненько это было, — вздыхает Юра. — Я тогда на стройке работал. Тот дом строил. Елки зеленые! Знать бы, что для будущей жены строил! Ну подожди… вот распишемся. Тогда твоя мама вообще…
— Опупеет.
— А она думала в интернат дочку сдать… Ну как такое можно сказать! — с обидой произносит Юра. — Дочку — в интернат!
Слайд 21 Диалоги: примеры
— Не подошел ко мне, паразит,
тогда… — Наташа поднимает на Юру любящие счастливые глаза. — У тебя была жена…
— Ну и как она со мной обошлась?
— Она тебя похоронила.
— Поминки по мне справила! Вот такая, значит, у нее была любов… — обида, все сильнее звучащая в его голосе, отъедает от любви мягкий знак. — Вот оно все и открылось теперь. Теперь ты мне в душу впала и в сердце. А сердцу не прикажешь. Я любые трудности преодолею.
— Не смущай меня, я начинаю краснеть… Мне кажется, что я знаю тебя больше, чем сто лет. Я знаю тебя бесконечность, — говорит она. С другой стороны от боя где-то начинает куковать кукушка. — Были люди, которые меня предавали. Бы-ли. Мы с ними просто расходились, как два корабля. Но теперь у меня на таких людей — контроль.
М. Ахмедова «Заведующий домом жизни» («Русский репортёр»)
Слайд 22 Диалоги: примеры
– А разве
нацистский переворот в Киеве – это не объявление войны? Посмотрите, что творят империалисты! Как и в середине ХХ века, они ведут к власти фашистов. Правда, сейчас они маскируют их под демократов вроде господина Порошенко. Знаешь, почему украинцы проголосовали за «шоколадного короля»? Они думают, он каждому выдаст по шоколадке!
– Они надеются стать частью Европы.
– Неужели им кажется, что и здесь всё шоколадом намазано? Германия, конечно, страна богатая, но капитализм и здесь порождает нищету. Вон посмотри лучше туда! – оживляется мой собеседник и указывает пальцем на ближайшую урну, из которой – надо же такому случиться! – чумазый бомж именно в этот момент вытаскивал пакетик с едой.
Слайд 23 Место действия
Где разворачивается моя история?
(обычно – несколько мест)
Найти яркие детали, чтобы метко обрисовать образ.
Используйте все органы чувств: фиксируйте цвета, звуки, запахи, тактильные ощущения.
Описание места действия:
- Природа
- Городской/сельский пейзаж
- Помещение
Слайд 24 Место действия: примеры
Почти забытый дух Советского
Союза начинаешь чувствовать на улицах Тегерана уже через несколько минут. Отличаются только декорации. Вместо портретов Ленина-Маркса-Энгельса – на каждом углу Хомейни-Хаменеи-Хатами. Вместо «Никто не забыт и ничто не забыто!» – огромные плакаты с лицами шахидов ирано-иракской войны. Но главное сходство – в людях. Иранцы по-советски добродушны. Особенно по отношению к иностранцам. Их здесь любят не из корысти, а из любопытства.
Д. Соколов-Митрич «Иран устал ждать войны» («Известия»)
Слайд 25 Действие
Драматургия репортажа:
какие конфликты, сюжетные повороты есть в истории? Что будет началом, кульминацией, завершением репортажа?
Какие сцены важны для моей темы?
Какие сцены излишни? Оставляйте только то, что «работает» на вашу тему и идею.
Самое сложное – это передача движения.
Используйте настоящее время, умело чередуйте длинные и короткие предложения, общие и крупные планы!
Слайд 26 Действие: примеры
«МаркбарОмрико!!!», «МаркбарИсраиль!!!» – эти лозунги можно принять за что угодно. «Смерть Америке» и «Смерть Израилю» иранцы кричат так громко, что разобрать слова нереально. Под эти крики запруженный народом проспект Свободы длиной в несколько километров движется к главной площади страны (тоже Свободы). У многих в руках – чучела Буша. Такое впечатление, что далеко не все иранцы представляют себе, как выглядит американский президент. У одних он брюнет, у других – блондин, попадались даже Буши с усами. Но все как один – с галстуками. Без галстука был только белый осел с надписью «Буш», разукрашенный в цвета американского флага. К символу Демократической партии США этот осел, так же как и республиканец Буш, не имеет никакого отношения. Просто в Иране осел считается самым позорным животным.
Слайд 27 Действие: примеры
В какой-то момент по
прилегающей улице к толпе присоединился президент Хатами. Жидкое кольцо охранников и весьма подержанных автомобилей сопровождения удалось преодолеть очень многим простым гражданам, они прыгали вокруг президента, что-то громко кричали, но не мешали ему идти. Это не шло ни в какое сравнение с тем, как передвигался по Вашингтону Буш после инаугурации; поприветствовать американского лидера можно было лишь из-за ограждения. Мне тоже удалось приблизиться к Хатами на расстояние вытянутой руки. На моем месте мог оказаться любой, и в руке у него могло быть что угодно.
Д. Соколов-Митрич «Иран устал ждать войны» («Известия»)
Слайд 28 Действие: примеры
Джип резко тормозит
у китайского ресторана. В темноте краснеют бумажные фонарики. У входа кортеж, украшенный мигалками. Там же сгрудились охранники, похожие на полицейских. Они приставляют дула автоматов к голове высокого нескладного мужчины. Тот высокомерно улыбается. Из подъехавшего джипа выскакивает Лысый, несется к охранникам, размахивая руками, кричит на грузинском, разбавляя ор русским матом.
— Если он через пять минут не выйдет, мы вытащим его оттуда за пятую точку!
Слайд 29 Действие: примеры
Охранники убирают автоматы. Нескладный
мужчина подходит к джипу. Он молод и даже гламурен. Заливается смехом. Минуты через три охрана заботливо окружает кого-то и ведет к одной из машин кортежа с мигалками. В темноте президент Грузии Михаил Саакашвили узнается едва. На ходу приводит себя в порядок. Тройка преследователей бросается в джип и какое-то время демонстративно едет за президентским автомобилем.
М. Ахмедова «Уронили Мишку на пол» (Русский репортёр»)
Слайд 30 Факты и анализ
Герои, сцены,
диалоги – основное блюдо, факты и анализ – это гарнир.
Сцены и факты должны гармонично друг с другом сочетаться (чаще всего они чередуются)
Утомлять читателя фактами не стоит – бросит читать!
Без фактов тоже не обойтись – это будет литература, а не журналистика
Хорошая аналитика украшает репортаж, выводит его на уровень очерка
НО! Без морализаторства. Читателю лучше один раз показать, чем сто раз рассказать.
Слайд 31 Типичные ошибки
Неуклонное следование хронологии:
это скучно, стройте драматургию рассказа, исходя из логики темы.
Ненужные детали, которые не работают на главную тему и идею
Слишком длинные предложения
Рассказ о собственных эмоциях, вместо того, чтобы показать чувства героев
Слайд 32 «Я» или не «Я»?
Местоимение
«Я» - совершенно не обязательная составляющая репортажа
Пишите от первого лица, только если без этого действительно нельзя обойтись – когда вы участник события.
В большинстве случаев лучше выдвигать на первый план чувства и мысли героев репортажа, а не свои собственные.
Журналистика – это рассказ журналиста об обществе, а не о самом себе. Поэтому старайтесь избегать «я», где это возможно.
Слайд 33 Мультимедийные репортажи
Главный принцип: мультимедийность – не самоцель!
Подумайте, выиграет
ли ваша тема, если добавить к ней аудио, видео? Добавит ли это новый смысл, усилит ли впечатление, передаст атмосферу, подчеркнет ли то, что вы хотите сказать? Если нет – то в данном случае лучше отказаться от мультимедийной подачи.
Пример мультимедийного репортажа:
Молодых А. Сомали. Диагноз: http://www.rusrep.ru/2009/23/somali/
Слайд 34 Веб-репортаж: Аудио-слайд-шоу
Автор читает текст
Фото и подписи к ним в
виде иллюстраций
Примеры:
http://www.nytimes.com/packages/html/nyregion/20071125_DNA_FEATURE/index.html#
http://www.mediastorm.org