Слайд 1Развитие у детей ориентировок в пространстве
Слайд 2План
1. Понятие пространство
2. Генезис пространственной ориентации
3. Свойства пространства
4. Задачи по формированию
пространственной ориентации
Слайд 3Понятие «пространство»
Пространство — это форма существования материи, не зависящая от нашего
сознания, объективная реальность.
Восприятие пространства включает восприятия расстояния, или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления, в котором они находятся, величины и формы предметов.
Слайд 4Генезис пространственных ориентировок
Восприятие пространства начинается на первом месяце жизни ребенка
( 4—5 недель)
Этап слежения за движущейся игрушкой проходят ряд фаз:
1 фаза (2—4 мес.) наблюдаются скачкообразные движения глаз.
2 фаза (до 5 мес.)- фаза плавных движений.
По мере обогащения зрительного опыта повышается способность различать объекты в нем.
Ребенок в 3 мес .начинает следить за предметом, который находится на расстоянии 4—7 м; в период с 6 до 10 мес. следит за предметами, которые двигаются по кругу.
Слайд 5Генезис пространственных ориентировок
Сначала ребенок воспринимает окружающие его предметы, которые находятся в
горизонтальном положении, а когда начинает сидеть, потом ходить, следит за движущимися предметами, находящимися в вертикальном положении. С овладением ходьбой связано и обогащения словарного запаса (тут, там, близко, далеко, слева, справа и т. д.).
Слайд 6Система отсчета
в раннем возрасте –чувственная система ориентировки в пространстве (по
схеме собственного тела);
в дошкольном возрасте - словесная система отсчета («вперед — назад», «вверх — вниз», «вправо — влево»);
В старшем дошкольном и школьном- по сторонам горизонта.
Слайд 7ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА
СПЕРЕДИ – СЗАДИ
СПРАВА - СЛЕВА
ВВЕРХУ - ВНИЗУ
Т Р
Е Х М Е Р Н О С Т Ь
Слайд 8Задачи по формированию ориентировке в пространстве
- освоить «схему собственного тела»;
-
ориентироваться в окружающем «от себя», от другого человека, «от других предметов»;
- ориентироваться на плоскости (лист, страница, бумага в клетку, в линейку);
- пользоваться пространственным словарем
Слайд 9В раннем возрасте ребенок должен научиться соотносить:
предметы с определенными
частями собственного тела: вверху — это там, где голова, внизу — где ноги, впереди — где лицо, сзади — где спина, справа — где правая рука, слева — где левая рука
(Исследования Т.А. Мусейибовой).
методы: объяснения, указания, рассматривание картин, наблюдение, показ, игры- занятия «Прятки», «Научим Петрушку» и т.п.
Слайд 10Во второй младшей группе (четвертый год жизни):
Закрепить схему собственного тела;
Учить
ориентироваться и называть основные направления от себя: «вперед», «назад», «вверх», «вниз», «влево», «вправо».
методы: показ, упражнения, дидактические игры, подвижные игры и т.п
Слайд 11В среднем возрасте ребенок должен овладеть:
Различать основные пространственные направления
(вперед- назад, слева-
справа, впереди-сзади, слева- справа)
употреблять в активной речи слова и выражения: «впереди стола», «за шкафом», «над дверью» и т. д.,
Слайд 12
В старшем дошкольном возрасте ребенок должен овладеть:
овладеть словесной системой отсчета по
основным пространственным направлениям (вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз, впереди, сзади, слева, справа);
определять свое местоположение среди окружающих предметов и относительно другого человека « Я нахожусь впереди Сережи», Я стою возле окна»;
Определять размещенность предметов в пространстве( ближе, дальше, впереди-сбоку);
Пространственно ориентировать свои движения при ходьбе, беге
Слайд 13Подготовительная к школе группа
владеть словесной системой отсчета по основным пространственным
признакам;
Уметь ориентироваться в двухмерном пространстве (на столе, на листе бумаги, в тетради, в книге)
Методы: показ, объяснение, упражнение, словесный диктант и т.п