Слайд 1Дипломная работа по теме:
« РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ»
Разработал студент гр. ПЗ-50114с М.Ю. Макарова
Руководитель: старший преподаватель Л.В. Качесова
Курган 2018
Слайд 2 Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющие все виды деятельности школьников (кроме
учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач развитиях художественного вкуса.
Слайд 3Цель дипломной работы: разработать методические рекомендации развития художественного вкуса учащихся на
занятиях во внеурочной деятельности.
Объект дипломной работы: внеурочная деятельность по технологии в основной школе.
Предмет дипломной работы: развитие художественного вкуса учащихся на занятиях творческого объединения
«Я – Мастер-ОК».
Слайд 4Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Разработать программу
для творческого объединения
«Я – Мастер-ОК».
3. Разработать методические рекомендации, способствующие развитию художественного вкуса обучающихся на занятиях творческого объединения «Я – Мастер-ОК».
4. Выполнить творческую работу «Лесная фантазия».
5. Подобрать методы констатирующего эксперимента для внеурочной деятельности по технологии.
Слайд 5Метод исследования:
– анализ научно-педагогической и психолого-педагогической литературы;
– наблюдение за учебной
деятельностью учащихся на уроках технологии;
– педагогический эксперимент.
База констатирующего эксперимента:
«МКОУ Варгашинская средняя общеобразовательная школа №3» 7«а» класс.
Слайд 6Раздел 1 Теоретические аспекты проблем развития художественного вкуса учащихся
1. 1 Сущность и понятия развития художественного вкуса учащихся
Большая группа учёных сошлась в едином мнении, что вкус – это одно из основных качественных составляющих индивида, вкус поддаётся воспитанию, педагогическому воздействию.
Развитие – это тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. Характеристики развития: поступательность, необратимость, прогрессивность.
Слайд 7 Художественный вкус – это составляющая эстетического сознания личности, связанная:
– с
наличием умения чувствовать, воспринимать, давать нравственно-эстетическую оценку явлениям окружающей действительности и объектам искусства;
– с наличием потребности в усвоении специальных знаний в области изобразительного искусства и развитии художественных способностей;
– с наличием эстетических потребностей, интереса, желания заниматься творческой деятельностью.
Слайд 8Компоненты развитого художественного вкуса:
1) относящиеся к эстетическим ощущениям, чувствам, переживаниям красоты
в труде, поведении, в быту, в искусстве; эстетической оценке объектов и явлений действительности: художественное и эстетическое восприятие, нравственно-эстетические качества личности;
2) относящиеся к потребности в познании и создании прекрасного: интерес к искусству; специальные знания в области искусства и художественные способности.
Слайд 9 1.2. Современные педагогические подходы в процессе развития художественного вкуса учащихся
Средства обучения
учителя технологии – это учебно-методический комплект (УМК).
УМК – это комплект документов и материалов, регламентирующий все виды учебной деятельности обучающихся. Содежит: рабочую учебную программу, методические рекомендации к лабораторным, практическим, внеурочным занятиям, методические разработки – конспекты занятий, каталоги, контрольно-измерительные материалы (тесты, типовые вопросы для текущего и итогового контроля), сборники заданий, ГОСТы и т.п.
Слайд 10 Функции средств обучения технологии:
– информационная;
– познавательная;
– дидактическая;
– мотивационная;
– оптимизационная.
Для развития творческого
вкуса на внеурочных занятиях будут использоваться:
– Печатные раздаточные материалы;
– Визуальные средства обучения;
– Инструменты и приспособления;
– Аудиальные, аудиовизуальные и технические устройства.
Слайд 11 Раздел 2 Декоративно-прикладное творчество, как средство развития художественного вкуса учащихся
2.1 Виды,
способы и приемы художественной обработки предметов интерьера
Реставрация – это возвращение к первоначально-му виду, подправка; обновление (преимущественно пострадав-ших от времени картин, статуй и др. произведений искусства).
Виды реставрации:
– окрашивание поверхностей;
– замена обшивки;
– склеивание поверхностей.
Слайд 12
Декор — (франц. decor, от лат. decoro украшаю), система украшений сооружения (фасада,
интерьера) или изделия.
Виды декорирования:
– декупаж;
– декопач;
– жидкое ламинирование;
– матирование;
– марморированние и др.
Слайд 13 2.2 Творческая работа «Лесная фантазия»
Обработка дерева – один из самых древних
видов производств (изготовления предметов).
Спил – это ровный поперечный слой древесины, который часто используется в дизайнерских решениях. Каждый спил уникален по-своему: на каждом элементе выражены годичные кольца деревьев, цветом.
Задачи авторской работы:
– изучить аналоги;
– подобрать эскиз;
– подготовить материал;
– выполнить работу.
Слайд 14 Творческая дипломная работа: панно размером 70 см на 90 см из
деревянной рамки, фанеры толщиной 6 мм, композиции из спилов веток яблони и сухих веток рябины.
Инструменты: деревянные рейки, спилы разного диаметра, жидкие гвозди, саморезы, гвозди, рулетка, линейка, карандаш, ножовка, фанера, наждачная бумага, шлифоваль-ная машинка, лак для деревянных изделий, кисть, валик, лобзик, шуроповерт, сухие ветки дерева.
Слайд 15
Фанера – 80 рублей
Рейки для рамки – 30 рублей
Плинтус – 24
рубля
Ветки – были в наличии
Жидкие гвозди – были в наличии
Гвозди – были в наличии
Лак – 150 рублей
Кисти – были в наличии
Губка – 10 рублей
Канцелярский нож – был в наличии
Секатор – был в наличии
Пистолет для герметика – был в наличии
Гуашь 1 баночка – 40 рублей
Электроинструменты – были в наличии
Ножовка по дереву – была в наличии
Шурупы – были в наличии
Наждачная бумага – 15 рублей
Молоток – был в наличии
Карандаш – был в наличии
Рулетка – была в наличии
Линейка – была в наличии
ИТОГО: 349 рублей
Экономический расчет:
Слайд 16 Раздел 3 Экспериментальная работа, направленная на повышение уровня развития художественного вкуса
обучающихся
3.1 Организация констатирующего этапа педагогического эксперимента
Педагогический эксперимент – научно организован-ный опыт в области учебной или воспитательной работы, мониторинг исследуемого педагогического феномена в разработанных и контролируемых исследователем условиях.
Методы педагогических экспериментов: естествен-ный, модельный, лабораторный, независимый, сравнительный, прямой.
Слайд 17 Цель констатирующего этапа: определить уровень художественного вкуса учеников.
Задачи эксперимента: 1)
Составить измерительный материал для определения первоначального уровня художественного вкуса.
2) Проанализировать полученные результаты педагогического эксперимента.
3) Определить эффективность проведенного эксперимента.
Методы диагностики уровня развития художественного вкуса у обучающихся:
1) Тест: «Уровень развития интереса к искусству».
2) Анализ творческих работ, на выявления интереса к искусству, выполнение рисунков на тему: «Жизнь народов мира».
3) Тест-опрос: Опросник Г. Дэвиса, на выявление наличия творческих способностей.
Слайд 18Тест: «Уровень развития интереса к искусству»
Для выявления уровня развития интереса к
искусству используется тест из 6 вопросов, за каждый правильный ответ обучающийся получает 1 балл. Высокий уровень развития интереса к искусству: от 21 до 38 баллов, средний уровень: от 10 до 20 баллов, низкий уровень: от 0 до 9 баллов.
Вопросы:
1. Соотнеси вид искусства и его определение.
2. Соотнеси искусство и его жанры.
3. Соотнеси: Музыкальные инструменты по звукоизвлечению.
4. Соотнеси художников и их картины.
5. Соотнеси характеристики жанров в изобразительном искусстве.
6. Соотнеси гармоничные сочетания цветов
Слайд 19Результаты теста: «Уровень развития интереса к искусству»
Высокий уровень: 45,5% (8 обучающихся).
Средний уровень: 55,5% (10 обучающихся).
Низкого уровня интереса: не выявлено.
Слайд 20 Анализ творческих работ обучающихся
Самостоятельное выполнение рисунков на тему: «Жизнь народов
мира», для выявления уровня развития художественных способностей учащихся; определения степени креативности.
Критерии уровня развития художественно-творческих способностей: воображения и мышления, зрительной памяти, сенсомоторных качеств и др.
Критерии для анализа творческих работ:
1) Умение составлять композиции.
2) Умение передавать перспективу.
3) Умение подбирать гармоничные цвета.
4) Умение передавать пространство.
Ключ: учащийся за каждый критерий обучающийся получает 1 балл, учащиеся набравшие 3-4 балла – имеют высокий уровень художественных способностей, 1-2 балла – средний уровень, обучающиеся с не законченными работами или не выполнившие работы – низкий уровень.
Слайд 21Результаты анализа творческих работ, на выявления интереса к искусству
Высокий уровень: 33,3%
(6 обучающихся).
Средний уровень: 39%
(7 обучающихся).
Низкий уровень: 27,7%
(5 обучающихся).
Слайд 22Тест-опрос: Опросник Г. Дэвиса
Наличие творческих способностей выявлено у 61,8% (11 обучающихся).
Отсутствие творческих способностей выявлено у 38,2% ( 7 обучающихся).
Опросник Г. Дэвиса направлен на выявление уровня креативности обучающихся.
Креативный (от англ. сreative - творческий) – творческий.
Тесты креативности – стандартизированная методика выявления творческих способностей личности на основе выполнения действий преимущественно со словесным, графическим, числовым материалом.
Результаты опросника Г. Дэвиса:
Слайд 23 3.2 Методические рекомендации, направленные на развитие художественного вкуса учащихся 6-7 классов
на занятиях творческого объединения «Я – Мастер-ОК»
Цель программы: обучить приемам реставрации и декорирования предметов быта.
Задачи программы:
– развивать у обучающихся художественный вкус;
– учить основам художественной грамотности;
– способствовать в формировании чувства коллективизма;
– учить приемам безопасной работы.
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как:
– текущая оценка достигнутого самим обучающимся;
– оценка законченной работы;
– участие в выставках, конкурсах и т.д.
– реализация творческих идей.
Слайд 25 Исследование данной дипломной работы направлено на решение одной из важных проблем
во внеурочной деятельности по технологии – развитие художественного вкуса учащихся.
С этой целью были разработаны методические рекомендации, составлена программа творческого объединения.
Разработанные материалы могут быть использованы учителями основной школы и преподавателями дополнитель-ного образования во внеурочной деятельности по технологии, для повышения уровня развития художественного вкуса обучающихся.