Слайд 1Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении
Подготовила:
Иостман-Шитс М.К.
октябрь 2015г.
Слайд 2Актуальность
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нём обусловили
необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
Семья- уникальный первичный социум, дающий ребёнку ощущение психологической защищённости, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом главное значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Слайд 3Семья для ребёнка – это ещё и источник общественного опыта. Здесь
он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему « всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Неслучайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и ДУ.В основе её лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Слайд 4Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика
превращения воспитания из семейного в общественное. В связи с этим меняется позиция ДУ в работе с семьёй. Каждое ДУ не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог ДУ не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Слайд 5Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями:
Положительный эмоциональный настрой педагогов и
родителей на совместную работу по воспитанию детей.
Учёт индивидуальности ребёнка.
Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребёнка, которое они считают нужным.
Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье.
Слайд 6Методы изучения семьи
Методы изучения семьи представляют собой инструменты при помощи которых
собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.
Слайд 7Распространённые методы изучения семьи
Социологические опросы;
Интервьюирование;
Анкетирование;
Беседа;
Наблюдение;
Включённое наблюдение.
Слайд 8Роль ДОУ в повышении педагогической культуры семьи
Прежде всего необходимы мероприятия, побуждающие
родителей включиться в жизнь ДУ, предпочтительно через осознание важности этого для развития их детей.
Родителям необходимы психологические консультации по проблемам развития и обучения детей, их подготовки к школе и т.д.
Слайд 9Необходимо осознание и понимание воспитателями роли семьи в воспитании и обучении
ребёнка, включая те сферы воспитания, которые традиционно считались прерогативой общественного воспитания, например подготовки к школе.
Целесообразно разработать конкретные программы работы с родителями и педагогическим коллективом.
Слайд 10Принципы организации работы ДОУ с семьёй:
- открытость детского сада для семьи;
сотрудничество
педагогов и родителей в воспитании детей;
создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребёнка.
Слайд 11Этапы работы с семьёй
Проведение экспресс-опроса с целью изучения потребностей родителей.
Продумывание содержания
и форм работы с родителями.
Установление доброжелательных отношений с родителями, с установкой на деловое сотрудничество.
Формирование у родителей наиболее полного образа своего ребёнка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
Слайд 12Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребёнка (диалог с родителями).
Совместное
с взрослыми исследование и формирование личности ребёнка. Планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
Слайд 13Формы работы с родителями
Подразделяются на:
коллективные (массовые);
индивидуальные;
наглядно информационные.
А также на:
традиционные;
нетрадиционные.
Слайд 14Традиционные формы
Общее родительское собрание
Педагогический совет с участием родителей
Родительская конференция
Тематические консультации
Педагогический консилиум
Групповые
собрания родителей
Слайд 15Нетрадиционные формы
Информационно-аналитические
Познавательные
Досуговые
Наглядно-информационные
- информационно-ознакомительные
- информационно-просветительские
Слайд 16Информационно-аналитические формы
Анкетирование
Социологический опрос, срез
«Почтовый ящик»
Индивидуальный блокнот
Слайд 17Познавательные формы
Семинар-практикум
Тренинг
Собрания и консультации в нетрадиционной форме
Педагогический брифинг
Педагогическая гостиная
Устный педагогический журнал
Слайд 18Игры с педагогическим содержанием
Педагогическая библиотека для родителей
Ролевые, имитационные и деловые игры
Слайд 19Досуговые формы
Совместные досуги праздники
Выставки работ родителей и детей
Совместные походы и экскурсии
Кружки
и секции
Клуб отцов
Клуб бабушек
Семейный клуб
Благотворительная акция
Слайд 20Наглядно-информационные формы
Разделены на две подгруппы:
Информационно-ознакомительные -задача ознакомление родителей с ДОУ, особенностями
его работы, с педагогами, преодоление поверхностного мнения о работе ДУ.
Информационно-просветительские –задача обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей.
Слайд 21Наглядно-информационные
Информационные проспекты
Альманахи
Журналы и газеты издаваемые родителями
Дни открытых дверей
Открытые просмотры разных
видов деятельности
Выпуск стенгазет
Слайд 22Письменные формы взаимодействия с родителями
Брошюры
Пособия
Бюллетень
Еженедельные записки
Неформальные записки
Личные блокноты
Доска объявлений
Ящик для предложений
Отчёты
Слайд 23Эффективность проводимой работы с родителями
Об эффективности работы с родителями свидетельствуют:
проявление у
родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
возникновение диспутов, дискуссий по инициативе родителей;
ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
Слайд 24увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребёнка, его внутреннего мира;
стремление
взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решении задач и обсуждении дискуссионных вопросов.
Слайд 25Почему мало используются в практике работы с родителями нетрадиционные формы?
не желание
что-то менять;
устойчивые штампы в работе;
большая затрата времени на подготовку;
не умение поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы;
при выборе методов и форм сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;
Слайд 26довольно часто особенно молодые воспитатели используют лишь коллективные формы работы с
семьёй;
недостаточное знание специфики семейного воспитания;
неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
неумение планировать совместную работу с детьми и родителями;
не достаточны развиты коммуникативные умения у воспитателей.