Слайд 120 февраля 2015 г.
20 июня 2015 года
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Н.Э. БАУМАНА
Учебно методический центр «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде»
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
по вопросам формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с участием их родителей или законных представителей в условиях сетевого взаимодействия как городских, так и сельских (в том числе малочисленных) образовательных организаций
Слайд 2Лазарев Сергей Викторович
Доцент кафедры МГТУ им. Н.Э. Баумана, кандидат психологических наук,
член-корреспондент Российской академии медико-технических наук, психолог
т/ф 8-499-261-61-63; E-mail: @mai.ru
Лекция. Тема 1.
«Нормативно-правовые, организационно-методические и психолого-педагогические основы формирования культуры безопасного образа жизни обучающихся».
Вопрос 3.
«Психолого-педагогические аспекты профилактики суицидального поведения, социально-культурные ценности, приоритеты и предпочтения в области сохранения жизни»
Слайд 3СУИЦИД – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни)
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
– это проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки…
Слайд 4С позиции психологического подхода к определению суицидального риска выделяют следующие факторы:
Социальные
факторы
Индивидуально-психологические факторы
Поведенческие факторы
Ситуационные факторы
Слайд 5Основными мотивами суицидального поведения обучаемых являются:
переживание обиды, чувства одиночества, отчужденности и
непонимания;
действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность, неразделенное чувство;
переживания, связанные со смертью близких, разводом или уходом из семьи родителей, серьезной болезнью;
чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
боязнь позора, нежелание извиниться;
любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
чувство мести, протеста, злобы, вымогательство и угроза;
желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, уйти от трудной ситуации, избежать неприятных последствий;
сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»)
Слайд 6Многоуровневая система выявления обучаемых группы риска по суицидальному поведению включает в
себя:
организационно-управленческие условия
психолого-педагогические условия
условия медицинского характера
Слайд 7Принципы работы по профилактике суицида в образовательной среде:
Принцип ценности личности, включающий
в себя ценность каждого участника процесса образования.
Принцип уникальности личности – признание индивидуальности каждого участника образовательного процесса.
Принцип приоритета личностного развития, заключается в том, что обучение является не самоцелью, а средством развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого обучающегося.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Слайд 8ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
пропаганда здорового
образа жизни, осуществление мероприятий по предупреждению и профилактике наркомании и токсикомании;
создание условий для индивидуальной медико-социальной и психолого-педагогической диагностики обучающихся с проблемами в развитии и обучении в образовательных организациях;
организация и обеспечение социально-психологической, педагогической помощи и коррекции обучаемых с проблемами в развитии и обучении в целях предупреждения социальной дезадаптации и аддиктивного поведения;
оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их заменяющим), имеющим затруднения в воспитании детей;
обеспечение приоритета в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения обучающихся;
выявление и учет молодежи, не посещающей образовательные организации, принятие мер по обеспечению получения ими основного общего образования.
Слайд 9УРОВНИ РАБОТЫ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Слайд 10Первый уровень – общая профилактика
Цель - повышение сплоченности учебного коллектива, всех
обучающихся в образовательной организации.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
Изучение психолого-педагогических особенностей и статуса каждого учащегося с целью проведения своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
Формирование системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных категорий в воспитательно-образовательном процессе, а так же в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).
Привлечение заинтересованных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи, защиты законных прав и интересов обучающегося.
Формирование позитивного Я-образа, уникальности и неповторимости собственной личности и личности других людей.
Привитие установленных в обществе социальных норм поведения, воспитание милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Слайд 11Второй уровень – первичная профилактика
Цель - выделение обучаемых группы суицидального риска;
сопровождение обучаемых и их семей с целью предупреждения суицида.
ДИАГНОСТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА:
Выявление обучаемых «группы риска».
Работа с семьей обучающегося, попавшего в трудную жизненную ситуацию или находящегося в кризисном состоянии.
Оказание экстренной помощи, обеспечение безопасности обучающегося, снятие стрессового состояния.
МЕРОПРИЯТИЯ:
Слайд 122. Индивидуальные и групповые занятия, направленные на формирование умения регулировать своё поведение;
воспитание у обучаемого чувства защищённости, развитие способности быть счастливым; поиска социальной поддержки, принятие её, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА:
Сопровождение обучающихся группы риска с целью предупреждения суицида: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию подростками себя и позволяющих эффективно преодолевать напряжённые ситуации.
Работа с семьей обучающегося, находящегося в трудной жизненной ситуацию или в кризисном состоянии.
Слайд 133. КРУГЛЫЕ СТОЛЫ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТЕНДЫ.
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА:
Изучение отечественной и зарубежной литературы по данному
направлению с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование полученной информации в работе с педагогами и родителями.
Повышение осведомленности педагогов, родителей и учащихся об особенностях суицидального поведения подростков, факторах риска и возможных путях выхода из данной ситуации
Слайд 144. РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЙ В СЛУЧАЕ САМОУБИЙСТВА, В КОТОРЫЙ ВКЛЮЧАЮТСЯ ДЕЙСТВИЯ ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ УЧАЩЕГОСЯ ГРУППЫ РИСКА, ДЕЙСТВИЯ ПРИ УГРОЗЕ САМОУБИЙСТВА И ПОСЛЕ САМОУБИЙСТВА.
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА:
Разработка общего плана действий с учётом созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленние программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).
Формирование своей позиции и алгоритма действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и в ситуации самоубийства.
Слайд 15Третий уровень – вторичная профилактика
Цель - Предотвращение суицида
МЕРОПРИЯТИЯ
ОЦЕНКА РИСКА СУИЦИДА.
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА:
Педагог-психолог
может выступить в роли консультанта или взять на себя роль волонтёра, решиться вступить в контакт с учащимся, который угрожает покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.
Психолог входит в состав группы по предотвращению самоубийства.
Слайд 162. ОПОВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. НАПРАВЛЕНИЕ ИХ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ К ВРАЧУ СУИЦИДОЛОГУ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО
ДИСПАНСЕРА.
3. ИНФОРМИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ И ЧЛЕНОВ ГРУППЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ САМОУБИЙСТВА, ОТНОСИТЕЛЬНО СТРАТЕГИЙ И ПЛАНА РАБОТЫ.
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА:
Оказание психологической помощи близким друзьям погибшего ученика
Друзьям и одноклассникам можно разрешить посетить похороны и проститься с погибшим. Но они не должны нести гроб.
В исключение увеличения возможности эпидемии самоубийств, не проводить вечера памяти в честь погибшего учащегося.
Слайд 17Четвертый уровень – третичная профилактика
Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности
дальнейших случаев суицида, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
МЕРОПРИЯТИЯ
ИНФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ, УЧАЩИХСЯ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ, ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГОМ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ, ВНИМАНИЕ К СОСТОЯНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА В ШКОЛЕ И ЕГО ИЗМЕНЕНИЯМ.
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА:
Оказание экстренной психологической помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (обучающиеся, педагоги).
Направление на консультацию к врачу суицидологу, медицинскому психологу.