Программы и планы групп компенсирующей направленности презентация

Содержание

Слайд 1Программы и планы групп компенсирующей направленности
О.В. Елецкая, канд. пед. наук, доцент



Слайд 2«Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» под

ред. Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой

Слайд 3
Программа предназначена для обучения и воспитания детей с II-III уровнем речевого

развития 6-го года жизни с нормальным слухом и интеллектом.

Слайд 4Цель учителя –логопеда в работе с детьми:
устранить речевой дефект детей и

предупредить возможные трудности в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

Эта цель реализуются на коррекционных занятиях у логопеда и процессе разнообразных видов детской деятельности:
игровой,
учебной,
художественной, двигательной,
элементарно-трудовой.


Слайд 5Задачами работы по программе являются:
помочь детям в практическом усвоении лексических и

грамматических средств языка;
формировать правильное произношение (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
готовить к обучению грамоте, помочь овладеть её элементами;
развивать навыки связной речи.

Слайд 6
Коррекционная работа логопеда структурирована в соответствии с тремя периодами обучения
I –

сентябрь – ноябрь;
II декабрь – март;
III период с апреля по июнь
и реализуется в ходе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.

Слайд 7Фронтальные логопедические занятия проводятся по трём основным разделам:
1. Формирование лексико-грамматических средств языка:
словарного

запаса
грамматического строя
2. Формирование звуковой стороны речи;
3. Развитие связной речи.


Слайд 8
Основная задача индивидуальных занятий – первоначальное формирование звуковой стороны, что включает

в себя:
комплекс подготовительных артикуляционных упражнений;
коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова;
развитие фонематического восприятия.


Слайд 9
Воспитатель, в условиях группы для детей с ОНР, выполняет помимо общеобразовательных

задач и ряд коррекционных, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.

Слайд 10
В задачи воспитателя входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе,

укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям.

Слайд 11Содержание и планирование коррекционной работы в подготовительной группе для детей с

ОНР (второй год обучения). Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. Часть II. Второй год обучения»

Слайд 12
Логопедическая работа с детьми в подготовительной группе организуется на основе тех

же теоретических положений и научно-методических подходов, что и в старшей группе.


Слайд 13Цель:
продолжать развитие связной речи детей (монологической и диалогической) на основе

уточнения и расширения словарного запаса, совершенствования грамматического строя речи, практического овладения сложными формами словоизменения и способами словообразования.

Слайд 14
Коррекционно-речевая работа с детьми 7-го года жизни в течение учебного года

логопед планирует и проводит в той же логике, что и в предыдущей группе. Вновь условно выделяются три периода обучения в рамках которых определяется основное содержание логопедической работы, тип и количество занятий.

Слайд 15Фронтальные логопедические занятия проводятся по четырём основным разделам:
1. Формирование лексико-грамматических средств языка:
Словарного

запаса
Грамматического строя
2. Формирование звуковой стороны речи;
3. Развитие связной речи.
4. Обучение грамоте


Слайд 16«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под ред. С.Г.

Шевченко (С.Г. Шевченко, И.Н. Волкова, Р.Д. Триггер, Г.М. Капустина)

Слайд 17
Программа предназначена для работы учителей – дефектологов в специальных (коррекционных группах)

ДОУ компенсирующего и комбинированного вида.
Срок реализации 2 года.

Слайд 18Цель:
повысить уровень психического развития ребёнка (интеллектуального, эмоционального, социального) при организации

его коррекционно - развивающего воспитания и подготовке к школе.

Слайд 19Задачи:
обеспечить возможность для осуществления детьми содержательной деятельности в условиях, оптимальных для

всестороннего и своевременного психического развития;
обеспечить охрану и укрепление здоровья ребёнка;
проводить коррекцию (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
проводить профилактику вторичных отклонений в развитии трудностей в обучении на начальном этапе.


Слайд 20Воспитательно-образовательную работу дефектолог осуществляет, опираясь на следующие разделы:
ознакомление с окружающим миром

и развитие речи;
ознакомление с художественной литературой;
развитие речевого (фонематического) восприятия (старшая группа) и подготовка к обучению грамоте (подготовительная группа);
развитие элементарных математических представлений;


Слайд 21Распределение учебных нагрузок групп компенсирующей направленности
Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина

«Программа обучения и воспитания детей с ФФН» - старшая группа
Т.Б. Филичева, Г.А. Каше «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» - подготовительная группа.


Слайд 22Распределение учебных нагрузок групп компенсирующей направленности
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка к

школе детей с ОНР»

Слайд 23Распределение учебных нагрузок групп компенсирующей направленности
«Подготовка к школе детей с задержкой

психического развития» под ред. С.Г. Шевченко (С.Г. Шевченко, И.Н. Волкова, Р.Д. Триггер, Г.М. Капустина)



Слайд 24Воспитатели групп комбинированной направленности, с детьми с ограниченными возможностями здоровья и

специалисты обеспечивают необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов с учётом состояния здоровья детей. Коррекция различных нарушений у детей проводится учителем-логопедом, педагогом – психологом, учителем-дефектологом индивидуально. Воспитатели групп ежедневно организуют с детьми образовательную деятельность по коррекции нарушений по заданию специалистов.

Слайд 25Направления коррекционной работы


Слайд 26Программы для ООП использовать только те, что в лицензии или можно

любые?

Приоритет - лицензионным


Слайд 27Годовой план
является обязательным только для логопедических групп, для логопунктов, его

наличие или отсутствие, как правило, не существенно.
Этот факт легко объясним.
Во-первых, изначально, работа логопунктов должна была охватывать несколько ОУ.
Во-вторых, в его содержательный контингент входили только дети с незначительными (легкими) речевыми нарушениями.

Сегодня, логопункты посещают дети с разными речевыми патологиями, они базируются в конкретном ОУ, и относятся только к его структуре. Поэтому, необходимо учитывать следующее: поскольку годовой план учреждения верстается на основании годовых планов педагогов, работающих в ДОУ, администрация вправе потребовать этот документ, несмотря на то, что Вы – учитель-логопед при логопункте.
Годовой план логопедического пункта
Годовой план логопедической группы
Алгоритм написания годового плана

Слайд 28Надо ли писать перспективный план, если есть комплексно-тематический?


Слайд 29
Документация по планированию коррекционно-логопедической работы, осуществляется в трех формах
перспективное планирование –

перспективный план,
календарное планирование – календарный (комплексно-тематический) план
индивидуальное планирование – индивидуальный план



Слайд 30Перспективный план работы
охватывает продолжительный период работы (месяц, квартал, год –

самостоятельное решение).
Задача – позволить педагогу охватить, зафиксировать весь образовательный процесс в его целостности: основные направления развития детей, индивидуальная работа с детьми, развитие собственной профессиональной компетентности, взаимосвязь в работе с другими специалистами, с родителями…



Слайд 31Перспективный план работы
составляется на квартал и предусматривает следующую структуру:
тему,
словарь (предметный,

глагольный, качественный),
работу над усвоением грамматических категорий (словоизменение, словообразование),
работу над предложением, выход в связную речь.
Поскольку логопед имеет право самостоятельного выбора образовательной программы , то в планах лучше указывать литературные источники, содержащие примерный перечень упражнений по данной теме, произведения художественной литературы, рекомендуемые для чтения детям, заучивания наизусть, инсценировки и драматизации.

Слайд 32Несколько вариантов перспективного планирования:
перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции фонетических

и фонематических недостатков речи (логопункт) - помогает в написании поурочных планов, когда специалисту достаточно сослаться на конкретный этап работы.
планирование работы логопеда в старшей группе с детьми с ОНР, ФФН (логопедическая группа) - может стать алгоритмом в написании перспективного плана.

Слайд 33Заведующая требует, чтобы календарный план бы написан «от руки». Правомерны ли

её требования?



Слайд 34Календарный (комплексно – тематический) план
раскрывает конкретное содержание деятельности, методические приемы,

конкретизирует дидактическое обеспечение;
позволяет равномерно распределить деятельность по ее видам в течение определенного отрезка времени;
избежать прецедента дополнительной нагрузки на детей или ее необоснованного отсутствия;
осуществлять методический контроль над выполнением планируемых мероприятий



Слайд 35Календарный план
составляется с учетом коррекционных задач и количества воспитанников логопедических групп

и предусматривает следующую структуру:
тему занятия;
цели (образовательные, коррекционные, воспитательные), оборудование,
основные этапы занятия.

Слайд 36Календарный план
При планировании занятий, учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала. В

рамках каждой темы наращивается словарь, отрабатываются грамматические формы, составляются предложения и т.п. Тема, как правило, соотносится со временем года, праздниками. Процесс коррекционно-образовательного обучения условно делится на три периода:
1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь),
2 период обучения (декабрь, январь, февраль)
3 период обучения (март, апрель, май).
Каждый из периодов подготавливает детей к изучению нового, более сложного речевого материала на протяжении учебного года, который фиксируется при планировании занятий учителя-логопеда и воспитателей в каждый из периодов в течение 2-3-4-х лет обучения.

Слайд 37Календарные планы подразделяются на два вида:
индивидуально-групповые
фронтально-групповые.


Слайд 38Фронтально-подгрупповые занятия подразделяются на три типа:
занятия по формированию фонематических процессов (ФП),
занятия

по формированию лексико-грамматических средств языка (ЛГ)
занятия по развитию связной речи (СР).
Предположительно – 68 занятий за учебный год;
из них – 38 занятий по формированию лексико-грамматических средств языка (ЛГ) и развитию связной речи (СР),
и 30 занятий по формированию фонематических процессов.
Систематичность – два занятия в неделю.
Продолжительность фронтально-групповых занятий – 20-25 минут.

Слайд 39Индивидуально-групповые занятия
по своей структуре являются комплексными, комбинированными.
Их лучше проводить ежедневно по

окончании фронтально-групповой работы. Количество – 7-8 занятий в неделю. Поскольку качественно подробное календарное описание проводимой работы в дошкольных учреждениях в силу ряда факторов не представляется возможным, то в документации логопедической группы представлена только схема их проведения.

Слайд 40Планирование индивидуальной работы включает следующие направления (или некоторые из них):
развитие общих

речевых навыков;
звукопроизношение (подготовка артикуляционного аппарата, постановка, автоматизация и дифференциация звуков);
работа над слоговой структурой слова;
развитие грамматической стороны речи;
развитие связной речи;
формирование навыков звукового анализа и синтеза;
развитие общей и мелкой моторики;
развитие высших психических функций.


Слайд 41
Индивидуальную работу по коррекции речевых нарушений ежедневно проводит как учитель-логопед, так

и воспитатель.
Учитель-логопед ведет индивидуальные занятия в первую половину дня.
Длительность занятия – 10-20 минут в зависимости от структуры речевого дефекта.
Ежедневно учитель-логопед проводит не менее 6-7 индивидуальных занятий в условиях логопедической группы и не менее двенадцати в условиях логопункта.

Слайд 42
Интервал между индивидуальными занятиями можно исключить, если работу с ребенком начинать

по дороге в кабинет (игры «Посчитаем ступеньки», «Что впереди, что позади» и др.).



Слайд 43
Первыми на индивидуальные занятия рекомендовано приглашать детей с повышенной утомляемостью, двигательной

расторможенностью, с ограниченными речевыми возможностями. На этапе автоматизации и дифференциации звуков, а также в целях организации общения детей эффективнее проводить занятие с 2-3 детьми с однородным нарушением. В этом случае каждому из них должна быть оказана конкретная помощь в овладении учебным материалом.

Слайд 44Время проведения воспитателем индивидуальной работы с детьми по заданию учителя-логопеда жестко

не регламентируется. Она осуществляется как во второй половине дня (после дневного сна, после ужина), так и в другие отрезки времени – с утра до завтрака, на прогулке.

схема построения индивидуального логопедического занятия,
плановая тетрадь
примерный план на десять занятий.

Слайд 45График плановых заседаний ПМПк


Слайд 46Психологическое сопровождение


Слайд 47Цель психологической работы:
создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья

детей, гармонического развития их личности.



Слайд 48Задачи:
создавать благоприятные психолого–педагогические условия для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода;
развивать

эмоциональные и интеллектуальные ресурсы;
в целях профилактики нарушений психологического здоровья создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности;
обеспечивать психологическое сопровождение проектной деятельности;
обеспечивать сотрудничество с родителями в практике психолого-педагогического партнерства;
расширять поиск и разработку новых форм работы по организации самостоятельной деятельности детей;
содействовать повышению психолого–педагогической культуры взрослых.



Слайд 49Основные направления работы:
психодиагностическая работа;
профилактическая работа;
развивающая и коррекционная работа;
просветительская работа;

методическая работа.



Слайд 50Работа психолого-медико-педагогического консилиума


Слайд 51Цель:
оказание помощи воспитателям в выборе наиболее эффективных методов индивидуальной работы

с воспитанниками, изучение личности дошкольника, составление (корректировка) индивидуальных коррекционно - развивающих программ.



Слайд 52Состав ПМПк:
заведующая ДОУ,
зам. зав. по ВМР, старший воспитатель,
учителя-логопеды,
медсестра,
педагог-

психолог,
инструктор по физической культуре,
музыкальные руководители,
воспитатели коррекционных групп.



Слайд 53План работы психолого-медико-педагогического консилиума


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика