Слайд 1Тема 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И РОСТ ПЕДАГОГА
«Наиболее важные проблемы, с которыми
мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы были, когда создавали их»
(А. Эйнштейн)
Слайд 2План лекции:
Категории «личность», «развитие личности».
Понятие о профессионально-личностном росте педагога.
Этапы и
кризисы профессионального развития.
Стратегии совладания с кризисами профессионально-личностного роста.
Слайд 3
1. Категории «личность», «развитие личности»
В широком значении:
Личность - системное социальное качество
человека, формирующееся в процессе взаимодействия с обществом (человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности).
Слайд 4
В более конкретном психологическом аспекте
личность – саморегулируемая динамическая функциональная система
непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий.
В числе важнейших личностных свойств обычно рассматриваются: самосознание, мотивация, способности, характер.
Слайд 5
Личность – опосредующее звено, через которое «преломляются» внешние воздействия.
«Все в
психологии формирующейся личности так или иначе внешне обусловлено, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних воздействий» (С.Л. Рубинштейн).
Слайд 6 Развитие личности - это в целом прогрессивные изменения (включающие регресс, деформации
и разрушение) системного качества человека, возникновение и развитие которого детерминировано взаимодействием внешних обстоятельств (социальной ситуации и деятельности) и внутренней биопсихической организацией индивида. Результат этого взаимодействия – психологические новообразования.
Слайд 7
Развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека. В этом процессе
выделяют:
Периоды относительно спокойного, эволюционного развития. В процессе эволюционного развития возникают и накапливаются противоречия, которые приводят к скачку, к переходу на новый, более высокий уровень развития
Относительно кратковременные периоды, которые сопровождаются кардинальной перестройкой сложившейся психологической организации личности – кризисы развития.
Слайд 8
Кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза,
характеризующиеся резкими психологическими изменениями
Кризисы – необходимый атрибут развития личности, «ступени восхождения» к личности.
Сущность кризиса – дисбаланс конструктивных и разрушительных тенденций и форм психической деятельности.
Кризис детерминирован противоречиями, в процессе разрешения которых осуществляется прогрессивное развитие личности.
Слайд 9
2. Понятие о профессионально-личностном росте педагога
Прогрессивный аспект развития Профессиональное развитие -формирование
профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграцию, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности
(Э.Ф. Зеер.).
Слайд 10
Регрессивный аспект развития - широкий круг профессионально-личностных деструкций: профессиональные кризисы, профессиональная
стагнация, профессионально-личностные деформации и др.
(Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк, Н.С. Глуханюк, Н.А. Голиков, Н.Н. Малярчук и др.)
Слайд 11Таким образом…
профессиональное развитие – прогрессивно-регрессивный процесс, имеющий определенную стадиальность, сопровождающийся кризисами
(и другими профессионально-личностными деструкциями), предполагающий расширение сферы социального, профессионального и личностного опыта и приводящий к качественным изменениям личности.
Слайд 12
Основные аспекты развития:
Количественный (экстенсивный) - «наращивание» личности через расширение опыта и
освоение ролей (проблема «Я и маска», «Самость и Персона» …)
Качественный (интенсивный) - изменения в личности – ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ
Слайд 13Количественный аспект развития
Накопление опыта создает необходимую базу для дальнейшего качественного
преобразования личности, «количество переходит в качество».
Однако гиперидентификация человека со своими ролями ведет к инфляции личности и утрате спонтанной связи человека с самим собой, утрате понимания себя, своих истинных мотивов, ценностных ориентаций, утрате внутренней согласованности личности (проблема «Я и маска», «Самость и Персона», «быть или казаться»).
Слайд 14Качественный аспект развития – профессионально-личностный рост
Основа представлений – гуманистическая психология («аксиоматическое
ядро» психологических концепций, С. Братченко).
Концепция личностного роста является логическим продолжением взгляда на человека в гуманистической психологии и по сути своей несовместима с подходами, не доверяющими человеку, исправляющими, формирующими его.
Слайд 15Базисные установки психологических концепций
Слайд 16Основные ракурсы понимания профессионально-личностного роста:
Рост – актуализация внутренних ресурсов человека.
Профессиональная деятельность
является одной из важнейших сфер жизни человека, контекстом проявления его способностей, то есть – самоактуализации.
Слайд 17«Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу»….
2) Рост
как достижение высших уровней саморегуляции,
как уровень овладения своей личностью как психологическим инструментом решения социальных, профессиональных, личностных задач, как мера «использования» человеком своих личностных свойств (в русле концепции личности как субъекта жизнедеятельности С.Л. Рубинштейна)
Слайд 18
3) Рост - обретение и проявление индивидуальности (своего «лица») в жизни
и профессиональной деятельности.
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Г. Асмолов).
Достигая смыслового уровня саморегуляции, человек обретает право и возможность «отстаивать» свою индивидуальность.
Необходимость «отстаивать» индивидуальность связана с тем, что человек, обладающий ей, выходит «за рамки» общепринятых, представлений, правил, действий.
Слайд 19Кризисы профессионального развития
Кризисы профессионального развития – непродолжительные по времени периоды кардинальной
перестройки профессионального сознания, сопровождающиеся изменением вектора профессионального развития (Э.Э. Сыманюк).
Кризисы профессионального развития изучали Л.И. Анцифыерова, Н.С. Глуханюк, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников.
Слайд 20
Основные признаки профессиональных кризисов: потеря чувства нового, отставание от жизни, снижение
уровня профессионализма, растерянность, осознание необходимости переоценки себя, снижение самооценки, усталость, ощущение исчерпанности своих возможностей.
Кризисы характеризуются осознанием и ощущением глубокой неудовлетворенности человека собой, своей жизнью, своей профессиональной деятельностью
Слайд 21
Типология кризисов профессионального развития:
Нормативные кризисы профессионального развития сопровождают переход от одной
стадии к другой и логически обусловлен процессом профессионального развития личности.
Ненормативные кризисы, обусловленные случайным благоприятным или неблагоприятным стечением обстоятельств.
Сверхнормативные – кризисы самоактуализации, обусловленные эмоционально-волевыми усилиями личности.
Слайд 22
В китайском языке иероглиф «кризис» состоит из двух: один из них
означает риск, опасность, а другой – возможность.
Двойственная природа кризиса.
Психологический кризис – не угроза катастрофы, а скорее вызов, потенциально ведущий человека к росту. То есть кризис можно рассматривать как фактор личностного роста .
Слайд 23Таким образом…
профессионально-личностный рост – это качественный аспект профессионального развития педагога,
предполагающий
актуализацию внутреннего потенциала педагога, достижение высшего уровня саморегуляции (самодетерминации) и проявления индивидуальности педагога в его профессиональной деятельности.
Особое значение для профессионально-личностного роста имеют кризисы профессионального развития, инициирующие динамику роста.
Слайд 24
3. Этапы и кризисы профессионального развития (периодизация Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк)
Слайд 31
4. Стратегии совладания с кризисами профессионально-личностного
роста
Стресс («дистресс» по Г. Селье)
– дискомфорт личности, связанный с дисбалансом объективных требований и субъективных возможностей (ресурсов личности).
Состояние дискомфорта побуждает человека к поиску «выхода» из затруднительной ситуации.
«Копинг-стратегия» (англ. «cope» – справиться, выдержать, совладать, 1966 г. Р. Лазарус) - действия человека, направленных на поиск выхода из затруднительной ситуации.
Слайд 32
Копинг-стратегии (в узком значении) – осознанное активное поведение человека, направленное на
преодоление стрессовой ситуации, кризиса развития и обеспечивающее психологическую адаптацию в период воздействия стресса и возможность позитивного влияния на ситуацию.
Слайд 33Типы копинг-стратегий:
1.Эмоционально-ориентированная – стратегия совладания с отношением человека к проблемной ситуации,
кризису, стрессу.
Конструктивный способ: переосмысление ситуации, нахождение в ней позитивных аспектов и формирование положительного отношения к ней.
Защитный способ: попытки не думать о проблеме, вовлечение других в свои переживания, желание «забыться» или компенсировать отрицательные эмоции с помощью разных «защитных» средств – еды, алкоголя, наркотиков и др.
Слайд 34
2. Проблемно-ориентированная –стратегия действий человека, направленных на решение проблемы (предполагает рациональный
анализ проблемы, создание и выполнение плана разрешения трудной ситуации - самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации и др.).
Конструктивный способ: решение проблемы.
Деструктивный способ: аффективно-агрессивные реакции, направленные вовне.
Слайд 35
3. Оценка проблемной ситуации – восприятие ситуации как проблемной, кризисной, стрессовой
и возможности контролировать ее (изменять в зависимости от оценки ресурсов личности и внешних ресурсов).
Слайд 36
Включает:
первичную оценку ситуации («что это значит лично для меня?» –
ситуация оценивается как угрожающая, нейтральная или позитивная);
вторичную оценку ситуации («что я могу сделать в данной ситуации?» – оцениваются собственные ресурсы и личностные факторы, такие как эмоциональная стабильность, психологическая выносливость, умение ставить цель и умение видеть смысл в том, что делаешь, состояние в момент стресса и др.),
оценку социальной поддержки («есть ли в моем окружении люди, которые могут мне помочь?»), «смягчающей» действие стрессогенных факторов.
Слайд 37
При описании копинг-стратегий необходимо учитывать одновременно все три аспекта (компонента) стратегий:
когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Слайд 38
В широком значении:
копинг-стратегии – осознанные и неосознаваемые, конструктивные и деструктивные, позитивные
и негативные реакции и действия человека в стрессовой, кризисной, проблемной ситуации.
Слайд 39
Модель копинг-стратегий во время профессиональных кризисов личности
Слайд 40
Выявление, анализ, адекватная оценка и коррекция педагогом своих копинг-стратегий является важнейшей
задачей, поскольку ее решение позволяет повысить качество управления процессом профессионально-личностного развития в целом и, в частности, профессионально-личностного роста педагога.