Слайд 1Проектная деятельность в ДОО
Слайд 2План
Понятие проекта, проектной деятельности.
Виды проектной деятельности в ДОУ.
Технология организации проектной
деятельности в ДОУ.
Слайд 3Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и
самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленный на разрешение проблемной ситуации и завершающийся созданием творческого продукта.
1. Понятие проектной деятельности
Слайд 4
Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному
плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Метод проектов – это педагогическая технология, ее стержнем является совместная со взрослым деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Слайд 5Особенности проектной деятельности в ДОУ
Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник
информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Проект предполагает совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители; предполагает участие социальных партнеров.
Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.
Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности.
Создание РППС в группе (документы, книги, различные предметы, энциклопедии, мини-музей, выставки и т.д.).
Слайд 62. Виды проектной деятельности
1. По предметно-содержательной области:
Монопроекты (содержание ограничивается рамками одной
образовательной области)
Интегрированные проекты (несколько образовательных областей)
2. По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, коллективные, массовые.
3. По длительности реализации: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Слайд 7
Виды проектов в практике ДОУ
(Л. В. Киселёва)
4. По характеру доминирующей в
проекте детской деятельности:
творческо-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;
исследовательско-творческие: дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а затем результаты оформляют в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам эксперимента;
информационно-практические: дети осваивают новую информацию и используют ее в создании различных предметов, которые могут быть использованы в реальной жизни);
творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры).
Слайд 8Виды проектной деятельности
(Н.Е. Веракса)
Творческая: создается новый творческий продукт. Творческий проект
чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Долгосрочный проект.
Исследовательская: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов.
Нормативная: Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы. Работа по созданию новой нормы (нормотворчество) основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду.
Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка, можно разделить на три группы:
а) запрещающие,
б) позитивно нормирующие,
в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы - нормотворческие.
Слайд 9Главные характеристики проекта
(А.М. Вербенец, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева)
Наличие общей темы.
Личная значимость
темы и конечного продукта для детей.
Формулировка общей проблемы для детей, которую необходимо решить в ходе проекта.
Разные формы организации детей (фронтальная, подгрупповая, деятельность парами, индивидуальное решение частной задачи).
Включение детей в разные виды детской деятельности в процессе реализации проекта (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной, чтения, продуктивной).
Участие родителей воспитанников в реализации содержания проекта.
Презентация промежуточных результатов и конечного продукта детьми.
Слайд 10Отличительные признаки проектов
в зависимости от возраста детей
В младшей группе возможно
использование краткосрочных мини-проектов, которые представляют собой серию образовательных ситуаций, объединенных одной темой. Проекты должны предполагать максимальное использование наглядности, ведущая роль принадлежит воспитателю.
В средней группе проекты отличаются ярко выраженным познавательным характером содержания: они ориентированы на познание строения, свойства, качеств предметов и объектов. Предполагают использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий парами или подгруппами, достижение значимых для детей результатов и создание необходимых для их деятельности продуктов.
В старшем дошкольном возрасте проекты характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики. Возможно использование проектов различных типов (по содержанию и детской деятельности): творческо-игровых, информационно-практических, исследовательских, продуктивно-творческих.
Слайд 113. Технология организации проектной деятельности в ДОУ
Примерный план работы воспитателя
по
подготовке проекта
Постановка цели проекта.
Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Составление паспорта проекта.
Сбор, накопление материала.
Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
Проектирование РППС.
Слайд 12Паспорт проекта
Полное название проекта:
Автор проекта:
Продолжительность проекта:
Вид проекта:
Участники проекта:
Проблема:
Цель:
Задачи:
Для детей: (образовательные,
развивающие, воспитательные)
Для педагогов:
Для родителей:
Предполагаемый результат:
Для детей:
Для педагогов:
Для родителей:
Интеграция образовательных областей:
Участие специалистов ДОУ:
Продукт проектной деятельности:
Форма проведения итогового мероприятия:
Слайд 13Этапы проектной деятельности:
(план-схема проекта)
Слайд 14Этапы реализации проекта с детьми
Первый этап (подготовительный):
На первом этапе воспитатель формулирует
проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта.
Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.
По теме проекта педагог предлагает детям задания. Дети вместе с родителями выбирают задание по желанию.
К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится.
Слайд 15Этапы проектной деятельности
Второй этап (деятельный):
Воспитатель помогает детям грамотно планировать собственную деятельность
в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Третий этап (заключительный):
Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей. Именно этот этап вызывает наивысший эмоциональный накал.
Слайд 16Варианты продуктов проектной деятельности
«Временная лента» (работа с энциклопедиями, подбор и систематизация
иллюстративного материала, ИЗО, ручной труд, театрализованное представление)
Исторический альбом (рисунки, бумажная пластика, детское сочинительство)
Практические мастерские (изготовление афиш, приглашений, костюмов)
Театрализованное представление
Дидактические игры, кроссворды и логические задания по сказкам, практическая мастерская, макет
Альбом рисунков
Выставка семейных реликвий.
Театральные этюды, выпуск газет и журналов.
Выпуск стенгазеты.
Карнавал.
Разработка детского кодекса.
Викторины.
Мини-музеи.
И пр.