Слайд 1ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Слайд 2Проблемы современной дидактики начального образования и средства их решения
Проблема- сложный теоретический
или практический вопрос, требующий разрешения
Слайд 3Проблемы дидактики:
Для чего учить?- целеполагание
Чему учить?- содержание образования
Как учить?- выбор средств,
методов, форм организации, технологий обучения
Кого учить?- диагностика готовности и мониторинг развития
Кто учит?- составляющие профессионализма, готовность к инновационной деятельности
Слайд 4Средства решения проблемы целеполагания в обучении:
понимание и принятие учителем глобальной цели
образования;
согласование целей, выражаемых государством, обществом, личностью;
учет иерархии целей в организации обучения
Слайд 5Цель
ГОС 2004
Развитие личности школьника, творческих способностей, интереса к учению, формирование желания
и умения учиться
Воспитание нравственности и этических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающему миру
Освоение системы ЗУНов, опыта осуществления разных способов
Охрана и укрепление физического и психического здоровья
Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка
ФГОС 2009
Формирование предметных и универсальных действий, обеспечивающих возможность продолжения образования
Воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач
Индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития: эмоциональная, познавательная сфера, саморегуляция
Слайд 6Планируемые результаты
ГОС 2004
Предметные знания – ЗУНы
Сформированность общеучебных умений, навыков и способов
деятельности
(знать, понимать, применять на практике)
ФГОС 2009
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Слайд 7Содержание образования
ГОС 2004
Учебные курсы – знаниевое содержание
Дифференциация содержания (20 % курсив)
Отдельные
УМК позволяли формировать ОУиН
ФГОС 2009
Ориентир на результаты образования
Учебные курсы обеспечивают целостное восприятие мира, деятельностный подход и индивидуализацию обучения
Вариативный характер предметного содержания
Усиление воспитательной функции
Слайд 8Система оценивания
ГОС 2004
5-балльная система (знаниевая отметка)
Относительная успешность ученика
Внешний контроль (комплексные итоговые
к/р, тесты)
ФГОС 2009
Комплексный контроль к оценке результатов (личностные, метапредметные, предметные)
Уровневое оценивание достижений
Накопительная система оценивания - портфель достижений
Новые методы оценки – проекты, самоанализ, …
Внешний (обобщенный) и внутренний контроль (технологическая форма)
Слайд 9Средства решения проблемы организации обучения:
создание современной образовательной среды;
консолидация усилий всех субъектов
образования личности;
освоение современных технологий обучения.
Слайд 10 Современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий требованиям своего
времени.
Современное образование
Современный урок
Слайд 11Требования к современному уроку:
Комплексное решение на уроке задач обучения, развития и
воспитания младших школьников.
Построение урока на основе системно - деятельностного подхода.
Продуманность методической системы урока:
продуманность целей и задач урока;
комплексная направленность и целесообразный отбор содержания урока;
целесообразный выбор форм и методов обучения;
целесообразное использование средств обучения.
Продуманность структуры и логики построения урока.
Чёткая организация класса.
Организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся.
Соблюдение психологических требований к уроку.
Здоровьесберегающая направленность урока.
Владение учителем основами педагогического мастерства, в том числе педагогической техникой.
Соблюдение на уроке основных дидактических принципов, в первую очередь принципов развивающего обучения.
Слайд 12ФГОС НОО
«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных
действий», обеспечивающих компетенцию «умение учиться» , способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин».
Слайд 13Урок – главный элемент в архитектуре педагогического пространства.
В.А.Конев
Слайд 14Урок – это удивление, удовольствие, усилие, успех
Н.Ф. Виноградова
Слайд 15Деятельность как основная форма жизнедеятельности младших школьников
«Нужно, чтобы дети по возможности
учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
К.Д.Ушинский
Слайд 16«Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей»
К.Д.Ушинский
Слайд 17Учебная деятельность- это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением
культурных ценностей общества (предметных, надпредметных и метапредметных знаний, умений и навыков), а с другой- с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.
Слайд 18Деятельностный метод-
метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом
виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Слайд 19Основные структурные компоненты учебной деятельности:
познавательные и учебные мотивы;
учебная цель;
учебная задача;
учебные действия
и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)
Слайд 21Как формируется умение?
1. Первичный опыт (попробовать).
2. Проблематизация.
3. Формирование нового способа действия.
4.
Тренинг.
5. Контроль.
Возможно только в деятельности.
Слайд 22Качество начального образования
Знаниевый подход - «знаю что»
Компетентностный подход - «знаю
как»
«Знаю что» реализуется в «знаю как» благодаря деятельностному подходу
Слайд 23Этапы проектирования урока:
целепологание;
эскизирование (содержание);
моделирование (пути достижения цели);
конструирование (составление проекта урока);
технологичность
(проведение урока);
измерение результата.
Слайд 24
УРОК
Диагностика
Методы
организации
Формы
организации
Содержание
Требования
Подходы
Цель
Принципы
Слайд 25Алгоритм действий учителя по определению целей урока (А.В.Миронов):
Определите тему урока по
тематическому планированию, ознакомьтесь с материалами учебника, методических пособий.
Определите, на какие «планируемые результаты» ориентировано содержание урока, и исходя из этого сформулируйте цель (цели) урока.
Определите, какие действия следует включить в содержание урока для того, чтобы способствовать формированию означенного в «планируемых результатах» общего умения, и обозначьте их в качестве предметных «планируемых достижений».
Слайд 26Выделите из программы УУД действия, формируемые на данном этапе обучения, и
введите их в качестве планируемых достижений; определите, какие еще УУД можно формировать на этом уроке, и включите их перечень планируемых достижений.
Зафиксируйте выделенные цель и планируемые достижения в проекте урока по схеме:
Цель урока (за основу берутся одно-два положения из раздела «Выпускник научится» «Планируемых результатов», скорректированные с темой урока).
Планируемые достижения:
предметные (перечисляются формируемые умения, но могут быть упомянуты и знания, и отношения, относящиеся к тому или иному разделу программы);
метапредметные (УУД, реализуемые на уроке)
При отражении в планируемых достижениях УУД учитывается программа формирования УУД по годам обучения.
Слайд 27Структура урока в технологии деятельностного метода
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель:
включение учащихся в деятельность на личностном уровне.
2.Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.
3.Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде
вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
4. «Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение учебной задачи (устная задача) и обсуждения проекта ее решения.
Слайд 285. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опросного сигнала.
6.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет.
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
8.Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей деятельности и всего класса.
Вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
-Каким способом?
-Какие получили результаты?
-Что нужно сделать еще?
-Где можно применить новое знание?
-Что на уроке у вас хорошо получалось?
-Над чем еще надо поработать?
Слайд 29Проблемно-диалогическая технология
Цель: научить самостоятельно решать проблемы.
Средство: открывать знания вместе с детьми.
Слайд 30Проблемно-диалогический урок
1.Постановка проблемы: «С одной стороны, … , но с другой
стороны, …», «Что удивляет? В чем затруднение?...», «Какой возникает вопрос? Что надо узнать?...»
2.Поиск и нахождения решения: «Определим сами…», «Сделайте вывод…», «Как мы можем ответить на наш вопрос…»
3.Создание продукта: «Придумай схему…», «Зарифмуй правило…»
Слайд 31Структура учебно-исследовательской деятельности
1.Постановка проблемы
2.Выдвижение гипотез
3.Выбор способа проверки гипотезы
4.Действия, направленные на проверку
гипотезы
5.Подготовка полученных результатов к анализу,
6. Анализ, обобщение результатов
7.Вывод (подтверждение или опровержение гипотезы)
Слайд 32Технология групповой работы ( Лазарева О.Н.):
1. Подготовка к выполнению группового задания:
-
постановка познавательной задачи;
- инструктаж о последовательности работы;
- распределение дидактического материала по группам.
2. Работа в группах:
- знакомство с материалом, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение заданий;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего результата работы в группе, обобщение, подведение итогов.
3. Представление и оценка результатов групповой работы:
- сообщение о результатах работы в группах;
- анализ познавательной задачи, рефлексия;
- формулировка общего вывода о групповой работе и решении поставленной задачи.
Слайд 33Факторы,
влияющие на изменение требований к уроку:
1. Современная история и современная
культура.
2. Государственная политика в образовании.
3. Документы, регламентирующие систему образования (Национальный проект «Образование», ФГОС НОО и т.д.).
Слайд 344. Достижения науки (педагогики, психологии, частных методик и т.д.)
5. Концептуальные положения
дидактической системы, по которой осуществляется обучение, или УМКа.
6. Особенности современных детей.
7. Реальные условия ОУ для достижения планируемых результатов.
Слайд 37Особенности
современного урока
а) Учитель играет роль « режиссера» в познавательной деятельности
учащихся.
б) Реализация целей урока, дидактических принципов или типических свойств методической системы должна находить своё воплощение в четырёх компонентах урока:
- в содержании;
- в построении процесса учения, с учетом технологий, способствующих деятельностному изучению, закреплению и обобщению изучаемого материала;
- в характере отношений;
- в контрольно-оценочной деятельности самого ученика.
Слайд 38Особенности
современного урока
в) Использование различных источников информации (окружающая действительность, словари, рабочие
тетради, дополнительная литература, учебник, компьютер, интерактивная доска, ТСО, учитель и т.д.)
г) Использование разнообразных методов познания (наблюдение; опыт; поиск информации; сравнение; чтение; составление схем, алгоритмов и т. п.).
д) Использование заданий поискового характера: «докажи», « объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку», «сделай вывод», «приведи свои примеры», «изложи своими словами» и т. д.
Слайд 39Особенности
современного урока
е) Учёт учителем уровней зоны актуального и зоны
ближайшего развития.
ж) Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
з) Использование различных форм организации учебной деятельности на уроке.
и) Использование здоровьесберегающих технологий.
к) Учет особенностей современных детей.
Слайд 466)приоритет письменных форм над устными;
7)стереотип представлений о развитии знаний как о
количественном наращивании;
8) стереотип самостоятельности;
Педагогические стереотипы:
Слайд 479)стереотип формирования самооценки;
10)стереотип ошибки;
11) стереотип затраченного времени.
Педагогические стереотипы: