Слайд 1Педагогика высшей школы: лекция 6
Преподаватель высшей школы
Курс лекций проф. Лызь Натальи
Александровны
Южный федеральный университет, ИКТИБ
http://pibg.tti.sfedu.ru/
Слайд 2Резюме по лекции 5
Компетентностно-ориентированную направленность образования позволяют реализовать проектные, интерактивные, информационные,
контекстные и личностно-развивающие образовательные технологии.
При организации продуктивной / проектной деятельности студентов важно:
– заинтересовать студентов решаемой проблемой, опираясь на многообразие мотивов учебно-профессиональной деятельности;
– организовать поэтапную работу, согласовав длительность самостоятельной работы (этапа) с возможностями саморегуляции и опытом студентов;
– помогать в преодолении трудностей, занимая позицию более опытного партнера (стратегия сотрудничества);
– управлять не только процессом освоения профессионального опыта, но и взаимоотношениями в группе;
– контролировать и оценивать не только результат, но и ход процесса.
Слайд 3Цель лекции:
Проблема одаренного ученика начинается с проблемы одаренного учителя! Ибо
одаренность, как и любовь, – это то, что существует не иначе как между людьми. И одаренностью, и любовью надо кого-то одаривать... иначе они просто утрачивают свой сущностный смысл. А.Г. Асмолов
Расширить представления о педагогической деятельности и личностных факторах ее успешности, способствующие повышению мотивации саморазвития и самореализации педагога в профессиональной деятельности.
Слайд 4Модели образования: 1.0 (Сапегин К.В.)
Модель Образования 1.0 – один учитель
и несколько учеников
Два уровня: ученик и учитель
Коммуникация между уровнями осложнена
Взаимодействие на одном уровне практически отсутствует
Формы организации учебного процесса: трансляция, мультипликация
E-обучение 1.0 – один источник информации и несколько получателей информации
Традиционное электронное обучение с использованием ПК
Использование проектора, компьютера, интерактивной доски не меняет модели обучения
Добавление наглядности к традиционным элементам занятия
Обучение через Интернет: сохранение отношения учитель–ученик
Слайд 5Модели образования: 1.5 (Сапегин К.В.)
Модель Образования 1.5 – один учитель
и несколько учеников + горизонтальная коммуникация
Обучение в группе
Взаимопомощь
Свободное передвижение информации, материалов
Существование уровня выше – учитель, читающий лекции, принимающий экзамены
E-обучение 1.5 – горизонтальная коммуникация + обратная связь
Форумы, чаты
Обсуждения группы
Обратная связь с учителем
Увеличение скорости распространения информации
Сокращение времени реагирования
Слайд 6Модели образования: 2.0 (Сапегин К.В.)
Модель Образования 2.0: обучение в группе,
где каждый является специалистом в каком-либо вопросе и хочет узнать нечто новое
Обучение в группе
Взаимопомощь
Коммуникация, распространение информации
Сообщества по “интересам”/целям
Возможность индивидуального обучения
Свобода выбора
Самопроизводство и самопотребление информации
В производстве контента участвует каждый
Каждый может быть учителем и учеником одновременно
Слайд 7Модели образования: 3.0 (Сапегин К.В.)
Модель Образования 3.0: Я-познание. Полная самоорганизация
Принцип
Торрента – равный обмен информацией.
Принцип Социальной сети – организация широкой сети контактов по функциональному признаку (хобби, задача).
Принцип Твиттера – короткая, емкая информация с возможностью раскрыть тему при необходимости.
Принцип Блога – обучение через личный опыт и практику.
Принцип Вики – возможность дополнить и откорректировать информацию.
Принцип Поисковика – легкий доступ к необходимой информации.
Принцип Комментов – возможность видеть оценку информации другими членами сообщества.
Слайд 8О роли преподавателя в свете распространения ИТ (П. Лукша, Д. Песков)
Роль
преподавателей как «хранителей знания» или репродукторов исчезнет уже в ближайшие годы – на их место придут те, кто может показать, как с этим знанием обращаться.
«Живое» обучение будет сравнительно более дорогим и, как следствие, будет носить «премиальный» характер ... Содержание этого обучения будет сосредоточено не на передаче общедоступной информации и отработке рутинных упражнений, а на выработке сложных надпредметных компетенций, связанных с творческим мышлением и поддерживающим его психофизическим «настроем», на работе с ценностями и предельными смыслами.
Образование – это сфера, где люди работают с людьми… Отдавая «машине машинное», люди могут сосредоточиться на подлинно человеческом – на творчестве, на общении, на саморазвитии.
Слайд 9Проф. стандарт «Педагог профессионального обучения, проф. образования и дополнительного проф. образования»
(Рег. № 514)
Вид деятельности: Педагогическая деятельность в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании.
Цель: Организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ.
Группа занятий: 2310 – Профессорско-преподавательский персонал университетов и других организаций ВО.
Вид экономической деятельности: 8522 – Образование высшее
Слайд 10Проф. стандарт «Педагог профессионального обучения…» (Рег. № 514, утвержден Приказом Минтруда
и соц. защиты 8 сентября 2015 г. № 608н)
3.9. Обобщенная трудовая функция «Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации».
Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам …
Профессиональная поддержка специалистов, участвующих в реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей), организации учебно-профессиональной, исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам …
Руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам …
Разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей) программ …
Слайд 11I/01.7 Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры
и (или) ДПП
Проведение учебных занятий по программам …
Организация самостоятельной работы обучающихся …
Консультирование обучающихся и их родителей по вопросам профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением (совершенствованием) профессиональной компетенции …
Контроль и оценка освоения обучающимися учебных курсов, дисциплин (модулей), в том числе в процессе промежуточной аттестации (самостоятельно и(или) в составе комиссии).
Оценка освоения образовательной программы при проведении государственной итоговой аттестации в составе экзаменационной комиссии.
Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения, формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение учебного курса.
Слайд 12Функции, реализуемые преподавателем
Слайд 13Критерии качества деятельности преподавателя: к постановке проблемы
Что является результатом деятельности преподавателя?
Каков
вклад разных факторов в образовательные результаты студентов?
Необходим анализ только показателей результата или еще и показателей процесса?
Нужно ли учитывать количество научных и учебных публикаций?
Как количественно оценить процесс преподавания дисциплины?
Должен ли преподаватель нравиться студентам?
Слайд 14Причины низких результатов обучения и трудностей во взаимодействии со студентами
Рассогласованность целей,
ожиданий, установок …
Слайд 15Характеристики компетентного преподавателя
научно-предметные, педагогические, психологические, методические знания и умения;
способности и личностные
качества, позволяющие строить эффективное общение и взаимодействие с людьми;
профессиональная позиция педагога – устойчивая система представлений о сущности образования и педагогической деятельности, а также совокупность отношений к обучающимся, науке и преподаваемым дисциплинам, себе, другим людям.
стремление к саморазвитию и самореализации в профессиональной деятельности.
Слайд 16Мотивы педагогической деятельности (инициируют, направляют, поддерживают деятельность)
Материальные и формальные – выполнение
требований, показателей и пр.
Мотивы долга и ответственности.
Социальные – желание общаться с другими людьми, влиять на них; мотивы власти; желание пользоваться авторитетом среди коллег, стремление к общественному признанию, определенному социальному статусу и др.
Мотивы самореализации – стремление к творчеству, человекосозиданию и «продолжению себя в других», саморазвитию.
Слайд 17Модели существования педагога в профессии
Слайд 18Top 10 Soft Skills Needed in Today’s Workplace (M.M. Robles):
Целостность (Integrity)
– честность, этичность, высокая нравственность, имеет личные ценности, делает то, что считает правильным.
Коммуникация (Communication) – ораторское искусство, способность выступать, писать, представлять, слушать.
Вежливость (Courtesy) – манеры, деловой этикет, любезность.
Ответственность (Responsibility) – подотчетность, надежность, находчивость, самодисциплина, добросовестный, здравомыслящий.
Коммуникабельность (Interpersonal skills) – приятный, представительный, с чувством юмора, дружелюбный, воспитанный, чуткий, имеет самоконтроль и социальные навыки, терпеливый, общительный, сердечный.
Слайд 1910 наиболее важных «мягких навыков», необходимых современному работнику (продолжение):
Позитивный настрой (Positive
attitude) – оптимизм, энтузиазм, обнадеживающий, счастливый, уверенный в себе.
Профессионализм (Professionalism) – деловит, соответствующий внешний вид, уравновешенность.
Гибкость (Flexibility) – способность адаптироваться, готовность к переменам, обучению на протяжении всей жизни, принимает новые вещи, приспосабливается, обучаемый.
Навыки работы в команде (Teamwork skills) – готов к кооперации с другими, соглашающийся, поддерживающий, полезный для организации совместной работы.
Трудовая этика (Work ethic) – трудолюбие, желание работать, лояльность, инициатива, целеустремленность, пунктуальность.
Слайд 20Личностные ресурсы, обеспечивающие профессиональное саморазвитие (из лекции 2)
открытость новому опыту, развитую
рефлексивность, способности к самопознанию и самоопределению;
принятие ответственности за свою жизнь и свою профессиональную карьеру, интернальный локус контроля, т.е. восприятие себя как причины происходящего;
осмысленность собственных ценностей, идеалов и жизненных целей, наличие в сознании выстроенной перспективы профессионального будущего;
позитивное самоотношение, адекватная самооценка, наличие «зазора» между профессиональным «Я-реальным» и эталонным образом профессионала;
внутренние мотивы профессионального роста, стремление реализовать в профессиональной деятельности свой потенциал.