Правила поведения лектора перед студенческой аудиторией презентация

Содержание

1. Педантичная дисциплина лектора Нужно полностью исключить всякого рода причины (так называемые “особые” случаи), скрывающие точное начало и окончание лекции. Лекция - самое важное в жизни преподавателя высшей

Слайд 1Правила поведения лектора перед студенческой аудиторией:


Слайд 21. Педантичная дисциплина лектора
Нужно полностью исключить всякого рода причины
(так называемые

“особые” случаи), скрывающие точное начало и окончание лекции.
Лекция - самое важное в жизни преподавателя высшей школы.

Слайд 3 Величайшая (беспощадная) требовательность к самому себе. Всегда лектор обязан соблюдать:
      

технику записи на доске - последовательность и четкость записей, хороший мел, влажная тряпка и пр.; ·       правильность и строгость языка лекции - избегать жаргонных словечек, канцеляризмов, правильно расставлять ударения и т.д.; ·       постоянно наблюдать за аудиторией и чувствовать ее; ·       иметь ввиду ответ на очень важный для студентов вопрос “А зачем это нужно?”;

Слайд 4Величайшая (беспощадная) требовательность к самому себе. Всегда лектор обязан соблюдать:
       не

следует рассуждать перед студенческой аудиторией о предметах, которые лектор плохо знает; ·       не нужно украшать лекцию лозунгами и поучениями, в которые лектор сам не верит и в жизни не исполняет; ·       не следует рассказывать анекдоты; можно дать отдохнуть аудитории, обогащая внутренний мир студентов; ·       не следует важничать перед студенческой аудиторией.

Слайд 5Роли преподавателя
ученого, рассматривающего явления и факты, анализирующего их;
педагога, воспитывающего мировоззрение, нравственность,

отношение к делу и пользующегося современными методами преподавания;
оратора, пропагандирующего, убеждающего слушателей;
психолога, чувствующего аудиторию в целом и каждого слушателя в отдельности.


Слайд 6Лекция
есть коллективное направленное мышление студентов и педагога и главная задача

- сделать это мышление активным и плодотворным. А это обеспечивается знанием, опытом и педагогическим мастерством преподавателя .

Фокин Ю. Г.

Слайд 8Функции лекции
информационную (дает студентам необходимые сведения);
стимулирующую (пробуждает интерес к теме, призывает

изучить другие источники);
воспитывающую и развивающую (дает оценку явлениям, вырабатывает мышление).

Слайд 91. Организационный уровень.

Решается вопрос о количестве часов, соотношении лекций, семинаров и

практических занятий.

Слайд 102. Дидактический уровень.
Разработка плана лекции (или системы лекций), выбор типа

лекции (вводной, обзорной, проблемной, обобщающей), ввод демонстраций, экспериментов, технических средств, учет уровня подготовки аудитории.

Слайд 113. Методический уровень.
Разработка отдельных лекций, постановка учебных и воспитательных задач,

подбор конкретного материала, определение логического аппарата, разработка методики демонстрации эксперимента, использование наглядности технических средств, введение фактов из практики, учет отражения лекций на семинарских занятиях и практических работах.

Слайд 12II. Логико-педагогическая структура лекции
(Бочарова Е.П.)

http://library.fentu.ru/book/gumi/26/Metod/index.html


Слайд 131. Вводная часть.
Называется тема, формулируются задачи, дается краткая характеристика проблемы, освещается

состояние вопросов, называется литература к лекции, устанавливается связь с предыдущими занятиями.

Слайд 142. Изложение материала лекции.
Преподаватель разбирает факты, приводит нужную информацию, анализирует сложившийся

опыт, дает, где нужно исторические справки, определяет свою позицию, дает оценку сложившейся практике и научным исследованиям, устанавливает связь с практикой, жизнью, дает установки, раскрывает перспективы развития, возможные научные поиски по данному вопросу.

Слайд 153. Заключение.
Даются формулировки основных выводов, указания к дальнейшей самостоятельной работе,

методические советы.

Слайд 16Типы лекций
по общим целям: агитационные, пропагандистские, воспитывающие, развивающие;
по содержанию: академические и

популярные;
по дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные и обзорные;
по воздействию: на уровне эмоций, на уровне понимания, на уровне убеждений.


Слайд 17Содержание конспекта лекции
тема (точно сформулированную);
цель и задачи;
список литературы обязательной и дополнительной;
текст

содержания (с выделением основного и второстепенного);
задания для самостоятельной работы

Слайд 18План-конспект лекции
Тема лекции
Место Аудитория
Вид

лекции: по содержанию – академическая,
по дидактическим задачам – текущая,
по способу изложения материала – визуализация (лекция представляет собой развернутое комментирование зрительно предъявляемого объекта, такого как презентация),
по форме организации – монолог с элементами вопросно-ответной формы.
Цель: формирование у студентов представлений о …
Задачи: - ознакомиться с существующими определениями
- рассмотреть истоки …
- изучить …
- понять …
План:
Конспект

Слайд 19Семинар


Слайд 20Виды семинаров
Просеминар - ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, литературой, и

методикой работы над ними.
Собственно семинар:
а) развернутая беседа по заранее известному плану;
б) небольшие доклады студентов


Слайд 21Семинарские занятия как вид учебной работы в высшей школе выполняет следующие

функции:

познавательная: углубление, конкретизация, систематизация знаний, полученных на лекции и во время самостоятельной работы;
контрольная: контроль за качеством усвоения студентами материала;
деятельная: развитие навыков самостоятельной работы, мотивация к научному поиску.


Слайд 22Междисциплинарный
На занятия выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом,

экономическом, научно-техническом, юридическом, нравственном и психологическом. На него также могут быть приглашены специалисты соответствующих профессии и педагоги данных дисциплин. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, видеть межпредметные связи.

Слайд 23Проблемный семинар
Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с

содержанием данного раздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.

Слайд 24Тематический семинар
Этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания

студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара студентам дается задание - выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются, проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.

Слайд 25Ориентационный семинар
Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов

решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т.п. Например, закон об образовании Российской Федерации, студентам предлагается высказать свои соображения, свое мнение, свою точку зрения по данной теме, возможные варианты исполнения данного закона. Метод ориентированных семинаров помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.

Слайд 26Системный семинар
Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым

имеет прямое или косвенное отношение изучаемой темы. Например: «Основные факторы стабильности персонала» в рамках курса «Социология труда». Метод системных семинаров раздвигает границы знаний студентов, не позволяет замкнуться в узком кругу темы или учебного курса, помогает обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывает интерес к изучению различных сторон общественно-экономической жизни.

Слайд 27Спецсеминары и спецпрактикумы
проводятся обычно на старших курсах в рамках более узкой

специализации и предполагают овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации области науки или практики.

Слайд 28Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия
1. Вступительное слово преподавателя:
 - Какое значение

имеет тема для деятельности слушателей.
 - Какие вопросы нужно обсудить глубже, чтобы понять теорию и научиться ею пользоваться в жизни.
 - Каков порядок
семинара: как выступать по основным и дополнительным вопросам; как строить выступление (коротко, четко, предметно, без общих слов, с выводами из сказанного)

Слайд 29Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия
2. Предоставить слово одному из слушателей.


Слайд 30Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия
3. Внимательно слушать и следить за

содержанием речи и ее аргументированностью.

Слайд 31Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия
4. Если речь по содержанию и

аргументированности удовлетворяет, то продолжать до 3-5 мин. Ограничение времени выступления 3-5 минутами исключает чтение конспекта, приучает говорить по существу, а при подготовке лучше обдумывать материал.

Слайд 32Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия
5. Если речь по содержанию не

самостоятельна (читает печатный текст или конспект), не аргументирована, то прервать ее вопросом. Вопрос должен быть обращен к содержанию уже сказанного в выступлении. Например: "Почему Вы утверждаете, что…", "Можно ли объяснить сказанное…".

Слайд 33Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия
6. Если на вопрос отвечает правильно

и кратко, то дать продолжить выступление до 3-5 мин.

Слайд 34Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия

7. Если на вопрос не мог

ответить, то прекратить выступление, а вопрос обратить ко всей группе.

Слайд 35Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия
8. Если вся группа не находит

правильного ответа, то вопрос "раздробить", конкретизировать.


Слайд 36Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия

9. Если один или несколько человек

ответили верно вопрос, то дать слово другому слушателю (по этому и следующему вопросу плана семинара).

Слайд 37Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия
10. После окончания выступления (или прервав

его по истечении 3-5 мин) спросить группу: нет ли вопросов, дополнений, уточнений, поправок, возражений по существу обсуждаемого вопроса?

Слайд 38Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия
11. Если нет желающих, то самому

руководителю семинара поставить дополнительный (уточняющий или дискуссионный) вопрос, обращенный ко всем.


Слайд 39Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия
12. Если есть вопрос из аудитории,

то обратить его ко всем и предложить высказаться желающим.


Слайд 40Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия

13. Если есть желающие высказаться, то

дать им слово.
На дополнительные вопросы целесообразны выступления по желанию, а не по принудительному вызову, ибо иначе снизится активность, все привыкнут к вызовам и не будет желающих.

Слайд 41Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия

14. Если группа не сумела правильно

ответить на дополнительный вопрос, то дать ответ на него самому и сделать вывод.


Слайд 42Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия

15. Если выступление не по существу,

то прервать его вопросом.


Слайд 43Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия

16. После обсуждения первого основного вопроса

плана семинара сделать вывод, поставить второй основной вопрос и предоставить слово одному из слушателей.


Слайд 44Структурно-логическая схема по проведению семинарского занятия

17. После того, как будут обсуждены

все вопросы плана семинарского занятия или истечет время занятия, подвести итог:
- оценить степень обсуждения вопросов и глубину их уяснения и усвоения;
 - оценить качество выступлений слушателей;
- поставить задачу на дальнейшую самостоятельную работу по недостаточно усвоенным вопросам.

Слайд 45Семинары могут проводиться в следующих формах:
– вопросов и ответов; – развернутая беседа

с предварительной подготовкой заданий; – коллективное чтение и комментирование текстов; – устные ответы студентов с последующим обсуждением; – дискуссия по предварительно заданной теме;

Слайд 46Семинары могут проводиться в следующих формах:
– защита письменных рефератов студентов; – семинар-конференция

с докладами и ответами на вопросы; – итоговая теоретическая конференция со студентами всего потока; – проблемный семинар по разрешению проблемных ситуаций; – пресс-конференция: сообщения по узловым вопросам и обсуждение; – семинар – «мозговой штурм» с выработкой рекомендаций.

Слайд 47Практические занятия


Слайд 48Структура практических занятий:
вступление преподавателя;
ответы на вопросы студентов по неясному материалу;
практическая часть

как плановая;
заключительное слово преподавателя.


Слайд 49Критерии оценки практического (семинарского) занятия:


Слайд 50
Целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала

в будущей профессиональной деятельности;
Планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы;
Организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя;
Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса;

Слайд 51
Отношения "преподаватель - студенты": уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные;
Управление группой:

быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами или, наоборот, повышает тон, опирается в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов;
Замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет замечаний;
Студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут.


Слайд 52Коллоквиум
одна из форм промежуточного контроля знаний студентами материала, относящегося к определенному

разделу программы учебной дисциплины, изучаемой в течение семестра.




(из Положения о коллоквиумах одного российского университета)

Слайд 53Организация коллоквиумов
1.1. Коллоквиум проводится, как правило, во внеаудиторное время. В порядке

исключения с учетом наличия ресурсов обеспечения учебного процесса и по рекомендации Методического совета Университета решением проректора по учебной работе коллоквиум может быть проведён в аудиторное время, выделенное на изучение данной учебной дисциплины.

Слайд 54Организация коллоквиумов
1.2. В случае неудовлетворительного результата сдачи коллоквиума студенту  разрешается его

пересдать в оставшийся до экзаменационной сессии период с оформлением индивидуального листа, выдаваемого в деканате для пересдачи коллоквиума. Учебный материал коллоквиума включается в тестовое задание на экзамене только для тех студентов, которые не сдали коллоквиум.

Слайд 55Организация коллоквиумов
1.3. Итоговая оценка по учебной дисциплине, по которой предусматривается сдача

коллоквиума, выставляется по результатам сдачи экзамена в тестовой форме в установленном порядке.

Слайд 56Форма проведения коллоквиумов
2.1. Время, отводимое на самостоятельную подготовку обучающегося к коллоквиуму,

составляет 9 часов в счёт трудоёмкости освоения данной учебной дисциплины по учебному плану.

Слайд 57Форма проведения коллоквиумов
2.2. Материал программы учебной дисциплины (часть, раздел, темы), отнесенный

к коллоквиуму, должен по трудоемкости освоения студентом составлять 25-30% от всего объема трудозатрат по данной дисциплине и в дальнейшем не выносится на экзамен.

Слайд 58Форма проведения коллоквиумов
2.3. Коллоквиум проводится в письменной форме  в виде тестового

опроса, в виде ответов на контрольные вопросы или в виде решения контрольных задач.  

Слайд 59Форма проведения коллоквиумов
2.4. Объем одного теста должен соответствовать общей трудоемкости дисциплины

и содержать 20-30 вопросов. Тесты, выносимые на коллоквиум, оформляются так же, как и экзаменационные тесты: каждому тестовому вопросу  должны соответствовать пять предлагаемых ответов, среди которых один ответ правильный. Студенту, сдающему коллоквиум, предлагается дать правильный ответ и его номер отметить в опросной карте. . 

Слайд 60Форма проведения коллоквиумов
2.5. Основанием для принятия коллоквиума является ведомость, выдаваемая деканатом

в установленном порядке. По результатам сдачи студентами коллоквиума выносятся следующие оценки: «зачтено» - правильных ответов  равно или более 50%,  «незачтено» -  правильных ответов  менее 50% от их общего числа. Определение количества правильных ответов производится преподавателем по опросным картам или по результатам письменных ответов и решению задач.

Слайд 61Форма проведения коллоквиумов
2.6. Продолжительность сдачи студентами коллоквиума устанавливается так же, как

и на курсовых экзаменах из расчета: 45 минут  на 20-30 вопросов.

Слайд 62Форма проведения коллоквиумов
2.7. Результаты коллоквиума преподаватель фиксирует в ведомости, выданной ему

деканатом для проведения коллоквиума. Указанная ведомость заполняется и сдается в деканат в день проведения коллоквиума.

Слайд 63Форма проведения коллоквиумов
2.8. Материалы сдачи студентами коллоквиума (тесты, опросные карты, письменные

ответы на контрольные вопросы, решение задач и другие) должны храниться на кафедре с соблюдением мер конфиденциальности.

Слайд 64Форма проведения коллоквиумов
2.9. Составление и ежегодное обновление тестовых вопросов, контрольных вопросов

и задач должно быть предусмотрено индивидуальным планом преподавателя, ведущим данную дисциплину. 

Слайд 65Задачи коллоквиума
проверка и контроль полученных знаний по изучаемой теме;
расширение проблематики с

помощью дополнительных вопросов по данной теме;
углубление знаний при помощи использования дополнительных материалов при подготовке к занятию;
студенты должны продемонстрировать умение работать с различными видами исторических источников;
формирование умения коллективного обсуждения (поддерживать диалог в микрогруппах, находить консенсусное решение, аргументировать свою точку зрения, слушать оппонента, выражать готовность принять позицию другого учащегося).

Слайд 66Этапы коллоквиума


Слайд 671. Подготовительный

а) формулирование темы и проблемных вопросов для обсуждения (преподаватель должен заранее

продумать вопросы в соответствии с уровнем знаний студентов в группе и сделать карточки, вопросы в которых будут дифференцироваться по уровню сложности).

Следует отметить, что формирование микрогрупп является концептуальным моментом проведения занятия.
Предложенный вариант, при котором в микрогруппу входят студенты примерно с одним уровнем подготовки, целесообразно использовать, когда одна из главных задач занятия — проверка и контроль знаний.
Когда же основная цель занятия — обучающая, то более целесообразно формировать микрогруппы, учитывая не уровень подготовки, а, например, коммуникативный и дружеский факторы.

Слайд 681. Подготовительный

а) формулирование темы и проблемных вопросов для обсуждения б) предоставление списка

дополнительной литературы;
в) постановка целей и задач занятия;
г) разработка структуры занятия;
д) консультация по ходу проведения занятия;
е) приглашение специалистов-консультантов.

Слайд 691. Подготовительный

а) формулирование темы и проблемных вопросов для обсуждения (преподаватель должен заранее

продумать вопросы в соответствии с уровнем знаний студентов в группе и сделать карточки, вопросы в которых будут дифференцироваться по уровню сложности). Следует отметить, что формирование микрогрупп является концептуальным моментом проведения занятия. Предложенный вариант, при котором в микрогруппу входят студенты примерно с одним уровнем подготовки, целесообразно использовать, когда одна из главных задач занятия — проверка и контроль знаний. Когда же основная цель занятия — обучающая, то более целесообразно формировать микрогруппы, учитывая не уровень подготовки, а, например, коммуникативный и дружеский факторы.
б) предоставление списка дополнительной литературы;
в) постановка целей и задач занятия;
г) разработка структуры занятия;
д) консультация по ходу проведения занятия;
е) приглашение специалистов-консультантов.

Слайд 702. Начало занятия  

а) подготовка аудитории: поскольку каждая микрогруппа состоит из 5—7

студентов, то парты нужно соединить по две, образовав квадрат, и расставить их по всему помещению;
б) формирование микрогрупп (микрогруппу необходимо сформировать таким образом, чтобы в неё входили студенты, успеваемость которых по предмету — одного уровня. Это необходимо для более адекватного оценивания общей работы коллектива);
в) раздача вопросов по заданной теме для совместного обсуждения в микрогруппах (сложность вопросов должна соответствовать уровню знаний и умений студентов в микрогруппе).

Слайд 713. Работа по поставленным вопросам
Студентам предоставляется время (30—40 мин) на совместное

обсуждение поставленных вопросов для выработки коллективных ответов.

Слайд 724. Ответы на поставленные вопросы

а) в порядке, установленном преподавателем, представители от микрогрупп

зачитывают выработанные в ходе коллективного обсуждения ответы;
б) студенты из других микрогрупп задают вопросы отвечающему, комментируют и дополняют предложенный ответ;
в) преподаватель регулирует обсуждение, задавая наводящие вопросы, корректируя неправильные ответы (важно, чтобы преподаватель не вмешивался напрямую в ход обсуждения, не навязывал собственную точку зрения);
г) после обсуждения каждого вопроса необходимо обобщить выводы и перейти к обсуждению следующего вопроса (вопросы целесообразно распределить таким образом, чтобы ответы микрогрупп чередовались);
д) эксперты-консультанты могут вмешиваться в ход обсуждения, задавая вопросы и высказывая собственную позицию; они могут отстаивать определенную концептуальную позицию;
е) после обсуждения всех предложенных вопросов преподаватель обобщает сделанные выводы.

Слайд 735. Подведение итогов
а) преподаватель соотносит цели и задачи данного занятия и итоговые

результаты, которых удалось добиться;
б) заключительный этап суммирует всё достигнутое с тем, чтобы дать импульс для дальнейшего углубления и решения обсуждавшихся вопросов (в рамках одного занятия невозможно разрешить все поставленные вопросы, одна из задач подобного вида занятий — спровоцировать интерес к обсуждаемым проблемам);
в) преподаватель должен охарактеризовать работу каждой микрогруппы, выделить наиболее грамотные и корректные ответы студентов;
г) выставление оценок ;
д) в самом конце занятия преподаватель может провести опрос студентов с целью выяснить их впечатление от проведённого занятия, пожелания и рекомендации, что позволит в будущем скорректировать работу с данной группой.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика