Педагогика высшей школы презентация

Содержание

Тематика лекций Методологические основы педагогики высшей школы Метапринципы развития высшего образования

Слайд 1Курс лекций

Педагогика высшей школы
Лекция 1


Слайд 2Тематика лекций



















Методологические основы педагогики высшей школы

Метапринципы развития высшего образования

Педагог высшей школы

– творчески саморазвивающаяся личность

Студент как творчески саморазвивающаяся личность

5. Приоритетные стратегии и тенденции развития высшего образования, педагогические закономерности, принципы и методы
6. Дидактика как наука о теориях образования и технологиях обучения, современные дидактические теории и технологии обучения
7. Формы организации обучения в вузе: традиции и инновации

8. Сущность и приоритетные стратегии воспитания студентов

9. Совершенствование условий и процесса воспитания студентов

10. Педагогическая инноватика и педагогический мониторинг


Щелкните сюда для получения инструкций к использованию компьютерной презентации


Слайд 3Задание для зачета
Задание состоит из 3-х частей:

Составить учебно-тематический план по курсу

«Педагогика высшей школы»
(из Интернета брать запрещено. Перед планом должны быть указаны 5 учебников по предмету, на основании которых составлялся тематический план лекций).

2. Написать одну из лекций (которые есть в учебно-тематическом плане), подготовить её презентацию.

3. Выступить на практическом занятии с подготовленной лекцией.


При положительных оценках по всем трем заданиям студент получает «зачет» без других заданий и вопросов.

Слайд 4Лекция №1
Методологические основы педагогики высшей школы
























Методологические основы педагогики высшей школы

Метапринципы развития

высшего образования

Педагог высшей школы – творчески саморазвивающаяся личность

Студент как творчески саморазвивающаяся
личность
Приоритетные стратегии и тенденции развития высшего образования, педагогические закономерности, принципы и методы
Дидактика как наука о теориях образования и технологиях обучения, современные дидактические теории и технологии обучения

Формы организации обучения в вузе: традиции и инновации

Сущность и приоритетные стратегии воспитания студентов

Совершенствование условий и процесса воспитания студентов

Педагогическая инноватика и педагогический мониторинг


Подходы и принципы в системе педагогического образования


Основные педагогические понятия-категории


Предмет и задачи педагогики


Слайд 51. Подходы и принципы в системе педагогического образования














Если опираться на проблемно-ориентированный

подход в системе педагогического образования, то современного студента — будущего преподавателя необходимо подготовить к решению следующих проблем.



п р о б л е м ы



проблема антропологического образования студента — будущего специалиста (руководителя)



проблема становления специалиста как человека высокой культуры



проблема специально-предметной подготовки педагога



проблема соотношения фундаментальной и, прикладной
теоретической и практической подготовки педагога



проблема подготовки педагога к инновационно-
исследовательской деятельности


Слайд 6Педагогические парадигмы













Под педагогической
парадигмой понимают
устоявшуюся,
ставшую
привычной точку зрения, модель-стандарт решения определенного класса
педагогических
задач, которые, однако,
продолжают
применяться,
несмотря на

то, что в педагогической науке и передовой педагогической

которые ставят

под сомнение

практике уже имеются факты, общепринятую точку зрения.



Понятие «парадигма» получило широкое распространение в научной литературе после выхода в свет работы американского историка физики Т.Куна.


Слайд 7Педагогические парадигмы
























Педагогические парадигмы, препятствующие развитию образования
Вначале у студентов необходимо сформировать

глубокие и прочные знания, а уж затем, на завершающих этапах изучения соответствующей темы, ставить и решать творческие задачи.

Принцип доступности.

Уровень эрудиции, то есть широкой осведомленности, не всегда коррелирует с уровнем развития творческих способностей личности.

Переоценка значимости теоретических знаний, формирования теоретического мышления.

Имеется установка на то, чтобы дидактические концепции прямо и непосредственно внедрялись в педагогическую практику без предварительной должной разработки педагогической технологии, с одной стороны, и методической проработки выдвигаемых дидактических идей, — с другой.

Слайд 82. Основные педагогические понятия-категории













Суть педагогических категорий заключается в том, что они

представляют собой наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее устойчивые, существенные, закономерно повторяющиеся признаки педагогических явлений, процессов.



образование



воспитание



обучение



социализация личности



развитие (саморазвитие)


Слайд 9Основные категории и их определения













Образование деятельности
– это индивидуальная культура различных и общения человека, которой он овладевает на
видов основе

целенаправленной и целостной системы

обучения и воспитания, которая на определенных этапах своего развития переходит в самообразование.

Воспитание – это один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении учебной, игровой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию.


Обучение –

(преподавание

это два взаимно обусловленных вида
– деятельность учителя и учение –

деятельности деятельность

учащихся), направленные на решение учебных задач (проблем), в результате которых учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками предметной деятельности и развивают свои личностные качества, в том числе и способности к самообучению.


Слайд 10Основные категории и их определения













Социализация личности — это
процесс и результат
двух взаимно
дополняющих видов деятельности социального воспитания и

социального

обучения с целью овладения социально-ролевыми

функциями

жизнедеятельности личности и ее самореализации в социуме.


Развитие педагогической (образовательно-воспитательной) системы — это
процесс и результат целенаправленного позитивного изменения системы,

состояния развития в саморазвитие, воспитания в самовоспитание,

наиболее общей закономерностью которой является ее переход из
а

обучения – в самообучение.


Слайд 113. Предмет и задачи педагогики














Педагогика – это наука о законах и

закономерностях воспитания, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.




Предметом исследования является целостная система образования, воспитания , обучения, социализации и творческого саморазвития человека


Слайд 12Задачи педагогики высшей школы как науки













Задачи педагогики высшей школы

Установление законов и

закономерностей эффективности обрпзования (воспитания, обучения, социализации), развития и саморазвития педагогических систем


Трансформирование педагогических теорий в эффективные педагогические технологии


Научное прогнозирование и раскрытие основных тенденций и перспектив развития педагогической теории и практики


Слайд 13Методологические принципы













В процессе
современных
педагогических
исследований
широко
используются
так называемые
методологические
принципы
которые, рационализируя исследовательскую
деятельность,
(подходы), позволяют
избежать методологических ошибок




МЕТАПРИНЦИПЫ




Системный подход
Принцип единства
исторического и
логического
Деятельный подход
Личностный подход


Слайд 14Системный подход


Понятие «система» стало в ХХ веке одним из центральных в

научном познании, а системная методология приобрела статус общенаучной. Педагогика широко использует такие понятия как
Система обучения;
Система воспитания;
Система формирования … (чего-либо) или развития…;
Система подготовки ….


Первый развернутый вариант общей теории систем сформулировал австрийский биолог Л. фон Берталанфи в 1930-х годах.
Общая теория систем стала развитием
«организмического» мировоззрения, в
соответствии с которым живые организмы
рассматривались как открытые системы,
постоянно обменивающиеся со средой
веществом и энергией.



Слайд 15Основные положения системного подхода:

Целое состоит из взаимосвязанных частей

2. Поведение и свойство

целого определяются взаимодействием частей

Качества целого не сводимы к качествам его частей

Система образует единство со средой

5. Любая система представляет собой элемент системы более высокого порядка


Слайд 16Основные понятия системного подхода

Система – множество элементов, находящихся в отношениях друг

с другом, образующих целостность, единство.

Элемент – простейшая часть системы.

Связи – отношения между элементами.

Структура – внутренняя форма, отражающая взаиморасположение частей системы, её строение.

Слайд 17Свойства систем


Целостность – наличие общих, системных качеств, несводимых к качествам элементов

системы

Интегративность – наличие системообразующих факторов, стремление элементов к взаимодействию

Коммуникативность – способность системы взаимодействовать с окружающей средой

Иерархичность – наличие в системе различных уровней



Понятия, характеризующие функционирование систем:

Состояние - Устойчивость
Поведение - Равновесие - Развитие


Слайд 18Личностный подход


«1. Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) - это такое обучение, которое во

главу угла ставит самобытность студента, его самоценность, субъективность процесса учения...

2. ЛОО - это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личност­ных функций или востребование его субъектного опыта.

3. Сущность ЛОО <…> раскрывается через создание условий для их (личностных функций) акти­визации на основе личностного опыта переживания субъекта учения. Подчеркивается уникальность личностного опыта и его деятельностная природа…»


Цель – личностного подхода в образовании:

Не формировать и даже не воспитывать, а
поддерживать и развивать человека в человеке
и стремиться задействовать механизмы
самореализации и саморазвития



Слайд 19Личностный подход

Универсальные черты личностно-ориентированной технологии :

сотрудничество,

диалогичность,

деятельностно-творческий характер,

поддержка

индивидуального развития студента,

предоставление студенту свободы для выбора содержания,
способов учения и поведения,

сотворчество учителя и учащихся.


Слайд 20Личностный подход
Механизм реализации личностного подхода в высшей школе
Образовательный процесс с ориентацией

на личность
Взаимодействие педагога и обучающихся

Свобода личности в образовательном пространстве

Самореализация через обучение

Личность как главная педагогическая цель



Слайд 21Личностный подход


Индивидуальная образовательная траектория – это индивидуальный путь самореализации личности в

процессе образования, проявляющийся в осознанном принятии решений и выборе предпочтительных вариантов действий.


Образовательные маршруты составляются из разных категориальных выборов:
– право на личные трактовки и понимание изучаемого материала;
– выбор собственных целей и задач в процессе освоения каждого учебного курса;
– составление индивидуальных образовательных программ и учебных планов;
– право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных (учебных) задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;
– индивидуальный набор изучаемых предметов, предпочтительных видов деятельности в соответствии с базисным учебным планом;
– превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов; индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;
– право на собственную картину мира и индивидуальную обоснованную позицию и систему взглядов.


Слайд 22Деятельностный подход


Деятельностный подход (ответ на вопрос «Как учить?») основан на теории

развивающего обучения и главной задачей считает требование «учить учиться».



Сущность деятельностной теории:

Конечной целью обучения является формирование способа действий;
Способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью;
Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью



Слайд 23Основные понятия Деятельностного подхода




Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности,

целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.
 

Рефлексия – это размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания.



Мыследеятельность - комплекс интеллектуальных и коммуникатив-ных процессов, включенных  в  контекст  организованной коллективной деятельности.

Слайд 24 Принцип единства исторического и логического



Принцип единства исторического и логического это принцип

развития, включающего в себя процесс становления законов соответствующей области.

Впервые сформулирован Гегелем и в дальнейшем разработан К. Марксом



Применение принципа единства исторического и логического — это построение логической модели развивающейся системы.
Он может быть эффективно применён лишь тогда, когда изучаемый процесс уже привёл к возникновению той качественной определённости изучаемых объектов, история которых должна быть отображена в логической модели их развития.


Логическая модель выявляет только необходимые связи, и история в такой модели представлена в исправленном виде, то есть такой, какой она должна быть в силу действия лишь внутренних факторов  и специфических для неё законов.



Слайд 25Педагогические методы














В процессе
педагогического
значение играют
методы,
исследования на которые
большое опирается
исследователь.



Педагогическое наблюдение
Изучение передового педагогического опыта
Педагогическое тестирование
Количественные методы в

педагогике
Педагогический эксперимент





Слайд 26
Педагогическое наблюдение


- это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие

какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных.


Он носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.


К достоинствам метода наблюдения относятся:
- наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике;
- регистрация событий в момент их протекания;
- независимость наблюдателя от мнений испытуемых. 
К слабым сторонам метода можно отнести:
- недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность);
- ограниченность объема наблюдений для одного исследователя;
- пассивный характер исследования и элементы субъективизма у наблюдателя.


Слайд 27Изучение передового опыта


Педагогический опыт - активное освоение и реализация педагогом в

практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности;



Виды педагогического опыта:
- исторический (результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования), 
- массовый (результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практике большинства учителей),
  - передовой (характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса), 
- новаторский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства).

Слайд 28Изучение передового опыта



В основе передового опыта лежит стремление педагогов создать индивидуальную

систему профессионального мастерства, избежать шаблонные подходы, стереотипные действия. 



«Передовой педагогический опыт – это такое мастерство педагогов, которое даёт стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся, развитии конкретного педагога, в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников учреждения образования».


Передовой педагогический опыт – это результат большого напряженного, а главное, творческого труда.

Слайд 29
Изучение передового опыта
Критерии, по которым можно

судить о наличии передового опыта

Актуальность,  т.е. его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу;
Результативность педагогической деятельности;
Рациональность, т.е. оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. 
Стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. 
Новизна - отсутствие аналогов в практике педагогической  работы.
Значимость, т.е. опыт должен представлять значимый интерес для определенных категорий специалистов, типов учреждений, регионов.
Эффективность, т.е. позитивные качественные результаты использования в практике. 
Соответствие его современным достижениям педагогики и научная обоснованность.
Воспроизводимость, т.е. идеи обобщаемого опыта должны быть применимы в массовой практике педагогической  работы.

Слайд 30Педагогическое тестирование


Педагогическое тестирование - это форма измерения знаний учащихся, основанная на

применении педагогических тестов.

Включает в себя подготовку качественных тестов, собственно проведение тестирования и последующую обработку результатов, которая даёт оценку обученности тестируемых


Классификация тестов:
по целям — информационные, диагностические, обучающие, мотивационные, аттестационные;
по процедуре создания — стандартизирвоанные, не стандартизованные;
по способу формирования заданий — детерминированные (отбор лучшего), стохастические (случайным образом), динамические (на время);
по технологии проведения — бумажные, в том числе бумажные с использованием оптического распознавания, натурные, с использованием специальной аппаратуры, компьютерные;
по форме заданий — закрытого типа, открытого типа, установление соответствия, упорядочивание последовательности;
по наличию обратной связи — традиционные и адаптивные


Слайд 31Количественные методы в педагогике


Два основных направления в использовании количественных методов :



Первое — для обработки результатов наблюдений и экспериментов,

Второе — для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса. 


Методы первого (статистического) направления :

Регистрация – выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества.

Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.).

Шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность.


Слайд 32Количественные методы в педагогике

Методы статистического направления (продолжение):

Моделирование. Научная модель – это

мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования – целостность представления информации.

Новейшие разделы математики:
а) матричный и факторный анализ;
б) теория игр;
в) теория массового обслуживания;
г) теория управления сложными системами;
д) теория динамического программирования;
е) микропрограммирование;
ж) теория размытых (нечетких) множеств







Слайд 33Педагогический эксперимент


Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно

учитываемых условиях.



Виды педагогических экспериментов

1. ПО цели проведения:

констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;

проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

2. По месту проведения: естественный и лабораторный

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика