Слайд 1Курс лекций
Педагогика высшей школы
Лекция 1
Слайд 2Тематика лекций
Методологические основы педагогики высшей школы
Метапринципы развития высшего образования
Педагог высшей школы
– творчески саморазвивающаяся личность
Студент как творчески саморазвивающаяся личность
5. Приоритетные стратегии и тенденции развития высшего образования, педагогические закономерности, принципы и методы
6. Дидактика как наука о теориях образования и технологиях обучения, современные дидактические теории и технологии обучения
7. Формы организации обучения в вузе: традиции и инновации
8. Сущность и приоритетные стратегии воспитания студентов
9. Совершенствование условий и процесса воспитания студентов
10. Педагогическая инноватика и педагогический мониторинг
Щелкните сюда для получения инструкций к использованию компьютерной презентации
Слайд 3Задание для зачета
Задание состоит из 3-х частей:
Составить учебно-тематический план по курсу
«Педагогика высшей школы»
(из Интернета брать запрещено. Перед планом должны быть указаны 5 учебников по предмету, на основании которых составлялся тематический план лекций).
2. Написать одну из лекций (которые есть в учебно-тематическом плане), подготовить её презентацию.
3. Выступить на практическом занятии с подготовленной лекцией.
При положительных оценках по всем трем заданиям студент получает «зачет» без других заданий и вопросов.
Слайд 4Лекция №1
Методологические основы педагогики высшей школы
Методологические основы педагогики высшей школы
Метапринципы развития
высшего образования
Педагог высшей школы – творчески саморазвивающаяся личность
Студент как творчески саморазвивающаяся
личность
Приоритетные стратегии и тенденции развития высшего образования, педагогические закономерности, принципы и методы
Дидактика как наука о теориях образования и технологиях обучения, современные дидактические теории и технологии обучения
Формы организации обучения в вузе: традиции и инновации
Сущность и приоритетные стратегии воспитания студентов
Совершенствование условий и процесса воспитания студентов
Педагогическая инноватика и педагогический мониторинг
Подходы и принципы в системе педагогического образования
Основные педагогические понятия-категории
Предмет и задачи педагогики
Слайд 51. Подходы и принципы в системе педагогического образования
Если опираться на проблемно-ориентированный
подход в системе педагогического образования, то современного студента — будущего преподавателя необходимо подготовить к решению следующих проблем.
п р о б л е м ы
проблема антропологического образования студента — будущего специалиста (руководителя)
проблема становления специалиста как человека высокой культуры
проблема специально-предметной подготовки педагога
проблема соотношения фундаментальной и, прикладной
теоретической и практической подготовки педагога
проблема подготовки педагога к инновационно-
исследовательской деятельности
Слайд 6Педагогические парадигмы
Под педагогической
парадигмой понимают
устоявшуюся,
ставшую
привычной точку зрения, модель-стандарт решения определенного класса
педагогических
задач, которые, однако,
продолжают
применяться,
несмотря на
то, что в педагогической науке и передовой педагогической
которые ставят
под сомнение
практике уже имеются факты, общепринятую точку зрения.
Понятие «парадигма» получило широкое распространение в научной литературе после выхода в свет работы американского историка физики Т.Куна.
Слайд 7Педагогические парадигмы
Педагогические парадигмы, препятствующие развитию образования
Вначале у студентов необходимо сформировать
глубокие и прочные знания, а уж затем, на завершающих этапах изучения соответствующей темы, ставить и решать творческие задачи.
Принцип доступности.
Уровень эрудиции, то есть широкой осведомленности, не всегда коррелирует с уровнем развития творческих способностей личности.
Переоценка значимости теоретических знаний, формирования теоретического мышления.
Имеется установка на то, чтобы дидактические концепции прямо и непосредственно внедрялись в педагогическую практику без предварительной должной разработки педагогической технологии, с одной стороны, и методической проработки выдвигаемых дидактических идей, — с другой.
Слайд 82. Основные педагогические понятия-категории
Суть педагогических категорий заключается в том, что они
представляют собой наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее устойчивые, существенные, закономерно повторяющиеся признаки педагогических явлений, процессов.
образование
воспитание
обучение
социализация личности
развитие (саморазвитие)
Слайд 9Основные категории и их определения
Образование деятельности
– это индивидуальная культура различных и общения человека, которой он овладевает на
видов основе
целенаправленной и целостной системы
обучения и воспитания, которая на определенных этапах своего развития переходит в самообразование.
Воспитание – это один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении учебной, игровой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию.
Обучение –
(преподавание
это два взаимно обусловленных вида
– деятельность учителя и учение –
деятельности деятельность
учащихся), направленные на решение учебных задач (проблем), в результате которых учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками предметной деятельности и развивают свои личностные качества, в том числе и способности к самообучению.
Слайд 10Основные категории и их определения
Социализация личности — это
процесс и результат
двух взаимно
дополняющих видов деятельности социального воспитания и
социального
обучения с целью овладения социально-ролевыми
функциями
жизнедеятельности личности и ее самореализации в социуме.
Развитие педагогической (образовательно-воспитательной) системы — это
процесс и результат целенаправленного позитивного изменения системы,
состояния развития в саморазвитие, воспитания в самовоспитание,
наиболее общей закономерностью которой является ее переход из
а
обучения – в самообучение.
Слайд 113. Предмет и задачи педагогики
Педагогика – это наука о законах и
закономерностях воспитания, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Предметом исследования является целостная система образования, воспитания , обучения, социализации и творческого саморазвития человека
Слайд 12Задачи педагогики высшей школы как науки
Задачи педагогики высшей школы
Установление законов и
закономерностей эффективности обрпзования (воспитания, обучения, социализации), развития и саморазвития педагогических систем
Трансформирование педагогических теорий в эффективные педагогические технологии
Научное прогнозирование и раскрытие основных тенденций и перспектив развития педагогической теории и практики
Слайд 13Методологические принципы
В процессе
современных
педагогических
исследований
широко
используются
так называемые
методологические
принципы
которые, рационализируя исследовательскую
деятельность,
(подходы), позволяют
избежать методологических ошибок
МЕТАПРИНЦИПЫ
Системный подход
Принцип единства
исторического и
логического
Деятельный подход
Личностный подход
Слайд 14Системный подход
Понятие «система» стало в ХХ веке одним из центральных в
научном познании, а системная методология приобрела статус общенаучной. Педагогика широко использует такие понятия как
Система обучения;
Система воспитания;
Система формирования … (чего-либо) или развития…;
Система подготовки ….
Первый развернутый вариант общей теории систем сформулировал австрийский биолог Л. фон Берталанфи в 1930-х годах.
Общая теория систем стала развитием
«организмического» мировоззрения, в
соответствии с которым живые организмы
рассматривались как открытые системы,
постоянно обменивающиеся со средой
веществом и энергией.
Слайд 15Основные положения системного подхода:
Целое состоит из взаимосвязанных частей
2. Поведение и свойство
целого определяются взаимодействием частей
Качества целого не сводимы к качествам его частей
Система образует единство со средой
5. Любая система представляет собой элемент системы более высокого порядка
Слайд 16Основные понятия системного подхода
Система – множество элементов, находящихся в отношениях друг
с другом, образующих целостность, единство.
Элемент – простейшая часть системы.
Связи – отношения между элементами.
Структура – внутренняя форма, отражающая взаиморасположение частей системы, её строение.
Слайд 17Свойства систем
Целостность – наличие общих, системных качеств, несводимых к качествам элементов
системы
Интегративность – наличие системообразующих факторов, стремление элементов к взаимодействию
Коммуникативность – способность системы взаимодействовать с окружающей средой
Иерархичность – наличие в системе различных уровней
Понятия, характеризующие функционирование систем:
Состояние - Устойчивость
Поведение - Равновесие - Развитие
Слайд 18Личностный подход
«1. Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) - это такое обучение, которое во
главу угла ставит самобытность студента, его самоценность, субъективность процесса учения...
2. ЛОО - это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций или востребование его субъектного опыта.
3. Сущность ЛОО <…> раскрывается через создание условий для их (личностных функций) активизации на основе личностного опыта переживания субъекта учения. Подчеркивается уникальность личностного опыта и его деятельностная природа…»
Цель – личностного подхода в образовании:
Не формировать и даже не воспитывать, а
поддерживать и развивать человека в человеке
и стремиться задействовать механизмы
самореализации и саморазвития
Слайд 19Личностный подход
Универсальные черты личностно-ориентированной технологии :
сотрудничество,
диалогичность,
деятельностно-творческий характер,
поддержка
индивидуального развития студента,
предоставление студенту свободы для выбора содержания,
способов учения и поведения,
сотворчество учителя и учащихся.
Слайд 20Личностный подход
Механизм реализации личностного подхода в высшей школе
Образовательный процесс с ориентацией
на личность
Взаимодействие педагога и обучающихся
Свобода личности в образовательном пространстве
Самореализация через обучение
Личность как главная педагогическая цель
Слайд 21Личностный подход
Индивидуальная образовательная траектория – это индивидуальный путь самореализации личности в
процессе образования, проявляющийся в осознанном принятии решений и выборе предпочтительных вариантов действий.
Образовательные маршруты составляются из разных категориальных выборов:
– право на личные трактовки и понимание изучаемого материала;
– выбор собственных целей и задач в процессе освоения каждого учебного курса;
– составление индивидуальных образовательных программ и учебных планов;
– право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных (учебных) задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;
– индивидуальный набор изучаемых предметов, предпочтительных видов деятельности в соответствии с базисным учебным планом;
– превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов; индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;
– право на собственную картину мира и индивидуальную обоснованную позицию и систему взглядов.
Слайд 22Деятельностный подход
Деятельностный подход (ответ на вопрос «Как учить?») основан на теории
развивающего обучения и главной задачей считает требование «учить учиться».
Сущность деятельностной теории:
Конечной целью обучения является формирование способа действий;
Способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью;
Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью
Слайд 23Основные понятия Деятельностного подхода
Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности,
целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.
Рефлексия – это размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания.
Мыследеятельность - комплекс интеллектуальных и коммуникатив-ных процессов, включенных в контекст организованной коллективной деятельности.
Слайд 24
Принцип единства исторического и логического
Принцип единства исторического и логического это принцип
развития, включающего в себя процесс становления законов соответствующей области.
Впервые сформулирован Гегелем и в дальнейшем разработан К. Марксом
Применение принципа единства исторического и логического — это построение логической модели развивающейся системы.
Он может быть эффективно применён лишь тогда, когда изучаемый процесс уже привёл к возникновению той качественной определённости изучаемых объектов, история которых должна быть отображена в логической модели их развития.
Логическая модель выявляет только необходимые связи, и история в такой модели представлена в исправленном виде, то есть такой, какой она должна быть в силу действия лишь внутренних факторов и специфических для неё законов.
Слайд 25Педагогические методы
В процессе
педагогического
значение играют
методы,
исследования на которые
большое опирается
исследователь.
Педагогическое наблюдение
Изучение передового педагогического опыта
Педагогическое тестирование
Количественные методы в
педагогике
Педагогический эксперимент
Слайд 26
Педагогическое наблюдение
- это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие
какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных.
Он носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.
К достоинствам метода наблюдения относятся:
- наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике;
- регистрация событий в момент их протекания;
- независимость наблюдателя от мнений испытуемых.
К слабым сторонам метода можно отнести:
- недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность);
- ограниченность объема наблюдений для одного исследователя;
- пассивный характер исследования и элементы субъективизма у наблюдателя.
Слайд 27Изучение передового опыта
Педагогический опыт - активное освоение и реализация педагогом в
практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности;
Виды педагогического опыта:
- исторический (результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования),
- массовый (результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практике большинства учителей),
- передовой (характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса),
- новаторский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства).
Слайд 28Изучение передового опыта
В основе передового опыта лежит стремление педагогов создать индивидуальную
систему профессионального мастерства, избежать шаблонные подходы, стереотипные действия.
«Передовой педагогический опыт – это такое мастерство педагогов, которое даёт стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся, развитии конкретного педагога, в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников учреждения образования».
Передовой педагогический опыт – это результат большого напряженного, а главное, творческого труда.
Слайд 29
Изучение передового опыта
Критерии, по которым можно
судить о наличии передового опыта
Актуальность, т.е. его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу;
Результативность педагогической деятельности;
Рациональность, т.е. оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития.
Стабильность результатов учебно-воспитательного процесса.
Новизна - отсутствие аналогов в практике педагогической работы.
Значимость, т.е. опыт должен представлять значимый интерес для определенных категорий специалистов, типов учреждений, регионов.
Эффективность, т.е. позитивные качественные результаты использования в практике.
Соответствие его современным достижениям педагогики и научная обоснованность.
Воспроизводимость, т.е. идеи обобщаемого опыта должны быть применимы в массовой практике педагогической работы.
Слайд 30Педагогическое тестирование
Педагогическое тестирование - это форма измерения знаний учащихся, основанная на
применении педагогических тестов.
Включает в себя подготовку качественных тестов, собственно проведение тестирования и последующую обработку результатов, которая даёт оценку обученности тестируемых
Классификация тестов:
по целям — информационные, диагностические, обучающие, мотивационные, аттестационные;
по процедуре создания — стандартизирвоанные, не стандартизованные;
по способу формирования заданий — детерминированные (отбор лучшего), стохастические (случайным образом), динамические (на время);
по технологии проведения — бумажные, в том числе бумажные с использованием оптического распознавания, натурные, с использованием специальной аппаратуры, компьютерные;
по форме заданий — закрытого типа, открытого типа, установление соответствия, упорядочивание последовательности;
по наличию обратной связи — традиционные и адаптивные
Слайд 31Количественные методы в педагогике
Два основных направления в использовании количественных методов :
Первое — для обработки результатов наблюдений и экспериментов,
Второе — для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса.
Методы первого (статистического) направления :
Регистрация – выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества.
Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т.п.).
Шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность.
Слайд 32Количественные методы в педагогике
Методы статистического направления (продолжение):
Моделирование. Научная модель – это
мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования – целостность представления информации.
Новейшие разделы математики:
а) матричный и факторный анализ;
б) теория игр;
в) теория массового обслуживания;
г) теория управления сложными системами;
д) теория динамического программирования;
е) микропрограммирование;
ж) теория размытых (нечетких) множеств
Слайд 33Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно
учитываемых условиях.
Виды педагогических экспериментов
1. ПО цели проведения:
констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;
проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;
созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.
2. По месту проведения: естественный и лабораторный