Слайд 1ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»
Кафедра педагогики
ПЕДАГОГИКА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
доктор педагогических наук, профессор
кафедры педагогики
Башманова Елена Леонидовна
Слайд 2Тема. Педагогика как сфера деятельности и научная отрасль
Цель и задачи курса.
Значение знаний по ПФК для спортивного педагога.
Педагогика как сфера человеческой деятельности. Житейская (непрофессиональная) и профессиональная педагогика.
Педагогика как наука. Методы педагогической науки и практики.
Педагогика как искусство. Творческий характер педагогической деятельности. Выдающиеся педагоги.
Слайд 3Литература:
Ямалетдинова Г.А.
Педагогика физической культуры и спорта : курс лекций. Екатеринбург :
Изд‑во Урал. ун-та, 2014. 244 с.
Интернет
http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/29008/1/978-5-7996-1183-5_2014.pdf
Слайд 4Литература:
Педагогика физической культуры: учебник / под общ. ред. В.И. Криличесвкого, А.Г.
Семенова, С.Н. Бекасовой. М.: КНОРУС, 2012. 320 с.
Кафедра (отсканирован)
Слайд 5Вопрос 1.
Цель и задачи курса. Значение знаний по ПФК для
спортивного педагога
ФГОС ВПО Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация – магистр)
Цель освоения курса – развитие компетенций в области педагогики, необходимых для реализации профессиональной деятельности магистра
Компетенция – это готовность применять на практике знания и умения и способность успешно решать профессиональные задачи
Компетенции магистра в области педагогической деятельности и задачи курса
Слайд 6Значение знаний по ПФК:
сформировать необходимые профессиональные компетенции
сформировать объективные, научно обоснованные знания
об обучении и воспитании в сфере ПФК
сформировать знания и умения в сфере управления человеческими ресурсами, необходимые руководителю (тренеру)
сформировать знания и умения самообразования и самовоспитания
развить умение разбираться в межличностных отношениях и адаптироваться в трудовых коллективах
Слайд 7Вопрос 2.
Педагогика как сфера человеческой деятельности. Житейская и профессиональная педагогика
Педагогика как
сфера деятельности зародилась вместе с первыми людьми ≈ 40 тыс. лет до н.э.
Первыми педагогами были родители и другие взрослые
Первые школы появились в 3-2 тыс. до н.э. в очагах цивилизации на Древнем Востоке
Слово «педагогика» появилось в Древней Греции в V в. до н.э. от «пайдагогос» – детовождение
Первые профессиональные педагоги – в Древнем Риме в I в н.э. под руководством ритора (учителя красноречия) Квинтилиана
Первый университет (от лат. община, корпорация) появился в г. Салерно (Италия) в IX в.
Слайд 8Школы в Древнем Вавилоне и Древней Греции
Слайд 9Марк Фабий Квинтилиан
(42–118 гг. н.э.)
Слайд 10Средневековые школы
(церковная и городская)
Слайд 11Парижский университет.
Обучение в университетах
Слайд 12Житейская
педагогика
Профессиональная педагогика
Реализуется людьми, не имеющими специальной подготовки (родители, бабушки, родственники,
няни, соседи)
Реализуется во дворе, семье, социуме
Основана на обыденных представлениях о воспитании, житейском опыте, нередко содержит ошибки
Реализуется педагогами-профессионалами, имеющими специальное образование
Реализуется в специально созданных для этого ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ учреждениях (д/садах, школах, университетах и др.)
Основана на научных фактах и закономерностях, осуществляется в соответствии с государственными требованиями
Сравнение житейской и профессиональной педагогики
Слайд 13Вопрос 3.
Педагогика как наука. Методы педагогической науки и практики. Связь педагогики
с другими науками
Педагогика – это наука об обучении и воспитании детей и взрослых
Основатель педагогической науки – чешский педагог Ян Амос Коменский. В первой трети XVII века написал книгу «Великая дидактика»
Основоположник отечественной педагогической науки – Константин Дмитриевич Ушинский, автор труда «Человек как предмет воспитания»
Слайд 14Коменский Ян Амос
(1592–1670)
Великая дидактика
(титульный лист)
Слайд 15Ушинский К.Д.
(1824–1870)
Человек как предмет воспитания
Слайд 16Объект, предмет и
основные понятия педагогики
Объект педагогики – педагогическая действительность
Предмет педагогики
– педагогический процесс
Основные понятия педагогической науки: образование, обучение, воспитание
Слайд 17Задачи и функции педагогики
изучать педагогический опыт (аналитическая)
вскрывать закономерности обучения и воспитания
(диагностическая)
разрабатывать новые методы и средства обучения и воспитания (проективная)
внедрять данные методы и средства в педагогический процесс (преобразовательная)
прогнозировать развитие образования на ближайшее и отдаленное будущее (прогностическая)
Слайд 18Структура педагогики как научной отрасли
Фундаментальные науки – общая педагогика, история образования,
теория обучения (дидактика), теория воспитания, управление образовательными системами
Методические науки – методики преподавания различных предметов, методика воспитания
Специальные науки – олигофренопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия, коррекционная педагогика
Отраслевые науки – ПФК, медицинская, семейная, социальная, инженерная педагогика и т.д.
Слайд 19Методология педагогики
Методология – это учение о принципах и способах организации деятельности
Метод
– это способ действия
Различают методы исследования педагогических явлений (это научные методы) и методы реализации педагогического процесса (это практические методы)
Слайд 20Методы педагогической науки
Теоретические
Эмпирические (от лат. эмпирио – опыт)
Методы педагогической
практики
Методы обучения
Методы воспитания
Слайд 21Вопрос 4.
Педагогика как искусство. Творческий характер педагогической деятельности. Выдающиеся педагоги
Сложная структура
педагогической деятельности – включает аналитическую, диагностическую, проективную, организаторскую, коммуникативную деятельность
Носит творческий характер, т.к. нерегламентирована и требует высокого мастерства, интуиции, рефлексии, эмпатии и импровизации
Педагогическое мастерство включает гуманистическую направленность деятельности, профессиональные знания, развитые педагогические способности, владение педагогической техникой
Слайд 22Амонашвили Шалва Александрович (род. 8 марта 1931 г.)
Слайд 23Песталоцци
Иоганн Генрих
(1746–1827)
Слайд 26Памятник Я. Корчаку в Варшаве
на месте, где был «Дом сирот»
Слайд 27Корчак Я. МОЛИТВА ВОСПИТАТЕЛЯ
Я не возношу Тебе длинных молитв, о Господи.
Не посылаю бесчисленных вздохов. Не бью низкие поклоны. Не приношу богатые жертвы во славу Твою и хвалу. Не стремлюсь вкрасться к Тебе в милость. Не прошу почестей.
Нет у моих мыслей крыльев, которые вознесли бы песнь мою в небеса.
Слова мои не красочны и не благовонны — не цветисты. Устал я, измучен.
Глаза мои потускнели, спина согнулась под грузом забот.
И всё-таки обращаюсь к Тебе, Господи, с сердечной просьбой. Ибо есть у меня драгоценность, которую не хочу доверить брату — человеку. Боюсь — не поймёт, не проникнется, пренебрежёт, высмеет.
Всегда пред Тобой я — смиреннейший из смиренных, но в этой просьбе моей буду неуступчив.
Всегда говорю с Тобой тишайшим шёпотом, но эту просьбу мою выскажу непреклонно.
Повелительный взор свой устремляю в высь небесную.
Распрямляю спину и требую — ибо не для себя требую.
Ниспошли детям счастливую долю, помоги, благослови их усилия.
Не лёгким путем их направи, но прекрасным.
А в залог этой просьбы прими моё единственное сокровище: печаль.
Печаль и труд.
Слайд 28Амонашвили Ш.А. КЛЯТВА УЧИТЕЛЯ
Я — Амонашвили Шалва Александрович, добровольно выбрав профессию Учителя
и находя в ней свое призвание, глубоко сознавая свою причастность к сохранению и процветанию жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе Ребёнка, о судьбах детей,
клянусь:
любить детей, любить каждого ребёнка от всего сердца, быть им верным и преданным, следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребёнке личности, быть оптимистом в отношении любого ребёнка в любых случаях.
Обязуюсь постоянно и усердно заботиться:
о приобщении детей к высочайшим ценностям общечеловеческой культуры и нравственности, о развитии и воспитании в них доброты, заботы о людях, о Природе, о выживании человечества, об очеловечении знаний и очеловечении среды вокруг каждого ребенка, об овладении искусством гуманного общения с детьми, с Ребёнком.
Клянусь:
не вредить детям, не вредить Ребёнку.