М.А. Кутузов
Опережающее образование есть модель образования, выполняющего новую функцию образования - функцию подготовки человека к опережающим действиям по выживанию цивилизации в условиях глобального кризиса и перехода к устойчивому развитию.
Опережающее образование позволит решить главные задачи системы образования ХХI века:
- предвидеть и прогнозировать будущее,
- предпринимать опережающие практические действия по выходу из кризисных ситуаций.
Внешнеопрежающий аспект - развиваться более быстрыми темпами по сравнению с другими видами социальной деятельности (особенно материальными -производство, экономика и т.д.).
Внутреннеопережающий аспект - ориентироваться большей мере на знания о будущем, на непреходящие фундаментальные ценности, способствующие выживанию цивилизации.
Проблема
опережающего образования
Усвоение
социального знания
в рамках
образовательных
институтов.
невозможно
Объем
социального знания
умножается
непрерывно
Социальное
знание
Усвоение
социального знания
в рамках
образовательных
институтов.
невозможно
Усвоение
социального знания
в рамках
образовательных
институтов.
невозможно
Проблема
современной системы образования
Образование:
перестает быть способом усвоения готовых и общепризнанных знаний.
становится способом информационного обмена в каждом акте жизнедеятельности = общения личности на протяжении всей ее жизни.
Возникает качественно новая образовательная ситуация:
а) усвоение огромного, постоянно увеличивающегося
объема знаний или хотя бы ориентация в потоке все
возрастающей информации перестает быть
основной задачей;
б) это место занимает задача прямо противопо-
ложная:
- получение,
- создание,
- производство уникального знания, в котором
назрела личностная потребность.
В целях получения уникального личностно значимого знания становятся популярны
такие формы обучения как курсы, семинары и симпозиумы, конференции и круглые столы:
- их поиск доступен каждому субъекту образования;
- заранее неизвестное никому из участников
решение насущной проблемы на них впервые
обретает различимые контуры в процессе
общения;
- образовательный процесс все более приобретает
черты взаимообучения;
Полилог совершается как
обмен информацией,
имеющий целью
получение
качественно нового
знания, которым
не обладал до того
ни один
из участников
общения.
опережающее образование становится способом информационного обмена;
следствием этого становится не только изменение взглядов человека на мир, но и изменение самого человека в его восприятии мира и отношении к другим людям;
человек как субъект образования научается не только познавать мир, но и «конструировать» мир, т.е. создавать свое видение мира и свой путь в нем.
Опережающее образование получило название проективного, поскольку:
становится способом проектирования направления своей жизнедеятельности;
Проектное обучение есть процесс организации специальной среды, наиболее адекватной:
- задаче подготовки к профессио-
нальной деятельности;
- проект является средством
обучения, позволяющим достиг-
нуть определенной дидактичес-
кой цели в решении поставленной
задачи через:
а) детальную проработку проблемы;
б) создание реального осязаемого
практического результата в
завершение исследования.
Проективное образование предпо-лагает формирование образова-тельной среды в соответствии:
с запросами обучающегося:
с задачами, которые он ставит
перед собой по логике своих инте-
ресов,
с личными образовательными потребностями, т.е:
а) с учетом действий и намерений
самого обучающегося;
б) на основе его образовательных
потребностей и целей, его успехов и
неудач, его способностей и возмож-
ностей;
в) в соответствии с тем замыслом
проектом, который он формулирует и
стремится реализовать посредством
образования.
Проектное обучение есть:
личностно-
ориентированное
обучение, направленное на
формирование личности
по заданному образцу с
учетом ее особенностей.
Проективное образование
есть:
личностно-
центрированное
формирование среды
по образу и подобию
личности.
Усвоение предметного содержания обучения, понимаемого как совокупность прошлого социального опыта и составляющего «основы наук», превращается из самоцели в средство движения обучающегося в реализацию собственного проекта жизненного пути.
Радикально меняется роль преподавателя как представителя науки, исследователя и педагога и наполняется новым смыслом.
Осуществляется переход от передачи абсолютных истин к преподаванию как способу приобщения студента к ценностям и технологиям добывания личностно–значимых знаний, служащих порождению собственного образа мира и реализации жизненного проекта.
Образование перестает быть деятельностью обучения, протекающей только в учебных заведениях, в специально организованных условиях.
Образование становится процессом жизнедеятельности, совершающейся в течение всей активной жизни человека и выступает формой непрерывного образования личности, становясь персонифицированным.
Возникло с началом активного вхождения в отечественную образовательную теорию и практику зарубежного опыта.
В 1989 году появляется книга В.П. Беспалько
«Слагаемые педагогической технологии», которая положила начало разработке научно-методических основ педагогического проектирования.
Начиная с 90-х гг. XX века теория и практика педагогического проектирования получили широкое развитие в работах В.Ф. Взятышева, Е.С. Заир-Бека, Р.И. Ильина, А.А. Кирсанова, И.И. Ильясова, Ю.С. Тюнникова и др.
Началось создание и активное использование на практике
технологий педагогического проектирования.
Центральным понятием является проект
ПРОЕКТ – замысел решения проблемы, имеющей для обучающегося жизненно важное решение.
ПРОЕКТ – это выражение, утверждение и воплощение личной истины, личного убеждения.
Его характерную особенность составляет стремление найти свое, лучшее решение.
материально–практической
- внешнего мира
человека
духовной деятельности
внутреннего мира
человека
Объективная сторона
педагогической деятельности
Субъективная сторона
педагогической
деятельности
Замысел о совершенствовании
педагогической деятельности
Будущий образ
образовательной системы
Структура
соответствующих ей
педагогических процессов
Феномен
педагогического
проектирования
Взаимо-
действие
новейших
тенденций
в развитии
педагогической
теории
Инновационная
практика
Педагогическое
проектирование -
важнейшая составляющая
педагогической деятельности
Образовательные
системы различною уровня -
федеральные, региональные,
муниципальные
Планирование
развития учреждения
Содержание
образования
Управление
педагогическим
процессом
Педагогические
технологии
контроль
за результатом
развития
Педагогическое проектирование -
комплексная задача, решается с учетом
взаимодействующих и взаимодополняющих
аспектов социокультурного контекста проблемы
Социально
-культурные
аспекты
Психолого-
педагоги-
ческие
аспекты
технико-
техно-
логические
Организа-
ционно-
управлен-
ческие
аспекты
ПП позволяет понять, каких проблем можно избежать
- на уровне проектирования
- на уровне корректировки
Множество
подпроектов
и подпрограмм
системы
Множество
подпроектов
и подпрограмм
системы
Изменение
одного
или нескольких
компонентов
Педагогический
проект –
качественное
преобразование
системы «а»
в систему «А»
Сложная
система
взаимосвязанных
элементов
Система А-
результат
изменения
всех взаимосвязанных
элементов системы.
Проект -
стратегический
документ
развития
какой-либо
социальной
системы
Проект –
средство
управления,
обладающее
определенными
качествами
Ограничения
цели
во
времени
Временные
ограничения
продол-
жительности
проекта
Проект
как система
средств
достижения
будущего
Определенность
начала
и
окончания
проектной
работы
Тематический план -
проект педагогического
процесса:
- составляется из
содержания дисциплин
и включает:
а) перечень тем,
б) задачи их изучения,
в) количество
отводимых на темы
часов,
г) межпредметные
связи,
д) методическое
обеспечение.
План занятия –
проект
учебного занятия,
в котором дается:
- определение
задач занятия;
- перечень
основных действий
педагога
и обучающихся.
Педагогическое проектирование
есть механизм разработки технологии в педагогической теории и практике.
Вывод: Педагогическое проектирование есть механизм разработки технологии в педагогической теории и практике.
системный процесс
от идеи к новому продукту
от нового знания к новому продукту
от сложного взаимодействия между людьми и организациями, через «перекрестное осмысление» идеями и знаниями к новому продукту и технологии
2. Принцип
саморазвития
проектируемых систем,
процессов, ситуаций.
Предполагает создание
систем динамичными,
гибкими,способными
по ходу реализации
к изменениям,
перестройке,
усложнению
или упрощению.
4. Принцип
полноты.
Предполагает
обеспечение
реализации
в спроектированном
объекте системы
требований
к функционирова-
нию объекта.
6. Принцип
конструктивной
целостности.
Предполагает
установление
прочной взаимосвязи
между компонентами
методической системы
и этапами ее
проектирования и
реализации на
практике.
1.Анализ объекта проектирования –
- предполагается прежде всего рассмотрение его структур, состояние каждой из них в отдельности, а также связей между ними;
- выявляются слабые стороны в ходе анализа, недостатки объекта с точки зрения общественно-государственных и личностных требований;
выявляется противоречие, т.е. наиболее существенное несоответствие между компонентами объекта или состоянием его в целом и требованиями к нему.
Этот выявленный узел будет первоочередным объектом преобразования и проектирования.
2. Выбор формы проектирования как
важный шаг в общем порядке действий
зависит от того:
а) какой этап выбран;
б) какое количество этапов предстоит
пройти.
3. Теоретическое обеспечение проектирования.
На этом этапе осуществляется поиск информации:
а) об опыте деятельности подобных объектов в других
местах;
б) об опыте проектирования подобных объектов другими
педагогами;
в) о теоретических и эмпирических исследованиях
влияния на человека педагогических систем и
процессов того или иного решения педагогических
ситуаций.
(Сенека)
4. Методическое обеспечение проектирования.
Этот этап включает создание
инструментария проектирования:
а) подготовку схем,
б) разработку образцов документов,
в) определение последовательности и т.д.
5. Пространственно-временное обеспечение проектирования.
Пространственное обеспечение означает определение (подготовку) оптимального места для реализации данного проекта, учет влияния места на реализацию систем.
Пространственная среда также проектируется - в педагогике возник так называемый пространственный анализ, изучается эффект отдаленности, близости преподавателя и обучающегося, учебного заведения, дома и т.д.
5. Пространственно-временное обеспечение проектирования.
Временное обеспечение проектирования – это соотношение проекта и времени о его реализации.
Каждый метод характеризуется своей трудоемкостью, также требуется определенное время для передачи и усвоения содержания. Каждая форма рассчитана на определенную продолжительность.
6. Материально–техническое обеспечение.
Материально–техническое обеспечение выполняет несколько функций в процессе педагогического проектирования:
во-первых, оно предоставляет педагогическую технику и средства для осуществления непосредственно самой деятельности по проектированию (в настоящее время многие функции все в большей степени передаются новым ИВТ , в частности компьютерам и ИКТ);
6. Материально–техническое обеспечение.
во-вторых, так как материально-техническое обеспечение формируется из разных источников, оно тоже должно проектироваться;
в-третьих, материально-техническое обеспечение всегда было средством решения воспитательных целей, следовательно, оно должно проектироваться как составная часть педагогических проектов.
7. Правовое обеспечение
проектирования.
Этот этап включает создание юридических основ или их учет при разработке деятельности учащихся и преподавателей
в рамках систем,
процессов
или ситуаций.
8. Выбор системообразующего фактора.
Этот этап необходим для создания целостного проекта во взаимосвязи всех его составных частей, поскольку установление связей идет непроизвольно.
Эта процедура требует выделения главного звена, в зависимости от которого определяются все другие связи.
Это ведущее звено оказывается системообразующим, служит основанием для объединения компонентов.
Психологи выявили и описали две стратегии поведения педагога в процессе проектирования педагогического объекта:
- содержательную
- динамическую.
Содержательная стратегия педагогического проектирования:
- основывается на целях и задачах обучения и воспитания личности, сохраняя их неизменными, варьируя лишь содержание, методы и формы;
- цели и задачи при этом рассматриваются как исходные и объективно заданные;
- преподаватель в этом случае ищет такие способы влияния на личность, которые побудили бы ее развиваться в соответствии с поставленными целями.
Динамическая стратегия:
- в качестве системообразующих компонентов учитывает возможности личности обучающегося и преподавателя;
- логика мышления в данной стратегии состоит в том, что нужно исходить из объективно заданных возможностей участников, систем, процессов и двигаться далее к определению целей, принципов, содержания, методов, средств и форм.
9. Установление связей и зависимостей компонентов.
Этот этап является центральной процедурой проектирования.
Существует множество видов связей между компонентами в системе.
Основные из них:
- связи происхождения,
- построения,
- содержания,
- управления.
(Бальтасар Грасиан)
Связи происхождения:
- можно использовать при проектировании интегративного вида образования или интегративного учебного курса или интегративного занятия;
- при установлении связей происхождения между структурами содержания и методическими компонентами появляются новые виды образования.
Связи построения затрагивают:
- структуру,
- расположение частей и компонентов процесса.
Используя их, можно:
- вводить знания из других дисциплин,
- увеличить или уменьшить число компонентов,
- переставить компоненты местами.
Связи содержания затрагивают сущность взаимодействующих компонентов – состава и содержания.
Связи управления:
- сохраняют традиционный подход к объекту проектирования,
- позволяют его слегка изменить, приспосабливая к новой среде, к смежным системам, процессам.
Связи содержания затрагивают сущность взаимодействующих компонентов – состава и содержания.
Связи управления:
- сохраняют традиционный подход к
объекту проектирования,
- позволяют его слегка изменить,
приспосабливая к новой среде, к
смежным системам, процессам.
10. Составление документа.
Этот этап проводится с учетом общепринятого алгоритма:
- перечня обязательных разделов;
- их структурного построения.
Их изменение возможно только в некоторых пределах, иначе может появиться совершенно новый документ нового назначения.
11. Мысленное экспериментирование.
а) проводится мысленный эксперимент применения проекта
- проигрывается в уме созданный проект,
- осуществляется его самопроверка;
б) происходит предварительная проверка поведения обучающихся и преподавателей в спроектированной системе, процессе:
- прогнозируются результаты в виде
предполагаемого проявления индивидуальных
качеств.
12. Экспертная оценка проекта.
На этом этане осуществляется проверка созданной формы компетентными специалистами, а также возможными потребителями.
13. Корректировка проекта.
На этом этапе проект корректируется с учетом результатов экспериментирования и экспертной оценки.
14. Принятие решения об использовании проекта.
Это – завершающее действие процесса проектирования. После него начинается внедрение проекта в практику.
(Ли Якокка, выдающийся менеджер)
(Чжуан-цзы)
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть