Слайд 1ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Слайд 2Сущность понятия
В современной педагогике понятие «педагогическое проектирование» рассматривается как:
ориентация на будущее
(без учета прошлого);
идеальное «промысленное» и практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть;
один из способов инновационной деятельности, использующий социокультурные механизмы конструирования и реконструирования социальных объектов.
Слайд 3Этапы процесса проектирования
Классическим считается положения о том, что процесс проектирования
проходит три этапа:
Дивергенции (расширение границ проектной ситуации с целью обеспечения достаточно обширного пространства для поиска решения);
Трансформации (создание принципов и концепций);
Конвергенции (выбор оптимального варианта решения из множества альтернативных).
Слайд 4Этапы процесса проектирования
В конструктивно-проектной деятельности В.С. Безрукова выделяет три этапа:
педагогическое моделирование
(создание моделей);
педагогическое проектирование (создание проекта);
конструктивно-проектная деятельность (собственно проект, более детализированный, приближенный к реальным условиям).
Слайд 5Этапы процесса проектирования
Н.Н. Суртаева рассматривает педагогическое проектирование как индивидуальную творческую деятельность
педагога и выделяет следующие этапы:
Теоретический;
Рефлексивный;
Экспериментальный;
корректирующий;
Заключительный.
Слайд 6Этапы процесса проектирования
Процесс педагогического проектирования состоит из семи этапов:
Констатация и оценка
результатов педагогической деятельности;
Выдвижение гипотезы о связи результатов с факторами учебного процесса;
Построение конкретной педагогической системы, соответствующей работе данного учебного заведения;
Построение педагогической системы специального целевого назначения;
Выбор методики измерения параметров;
Сравнение результатов измерения функционирования названных систем;
Построение оптимизированного варианта конкртеной педагогической системы.
Слайд 7Этапы проектирования
Педагогическое изобретательство (разработка идеи);
Создание единичного опытного образца (разработка креативной модели);
Педагогический
эксперимент по проверке эффективности созданного образца (корректировка проекта);
Создание конечного проекта (конструктивные изменения в рамках созданной модели).
Слайд 8Обучение педагогическому проектированию включает в себя:
Философско-методологическое обоснование проектирования;
Сущность педагогического проектирования;
Проектирование педагогических
систем;
Проектирование педагогического процесса;
Проектирование индивидуальных педагогических технологий;
Педагогический практикум.
Слайд 9Результат проектной деятельности
Системы, модели, где по-новому должны решаться проблемы на вариативной
основе.
Слайд 10Документом, юридически закрепляющим основные цели и задачи образовательного учреждения, является его
Устав, который служит основой для разработки других документов: концепций, программ, проектов, положений, планов.
Слайд 11Концепция
Описание основного смысла деятельности. Концепция позволяет всем сотрудникам и заинтересованным лицам
иметь единое, целостное представление об основах содержания воспитательной деятельности образовательного учреждения. Она является ориентиром, с которым сверяется вся логика деятельности. На ее основе строятся все программы и проекты, регламентирующие воспитательную деятельность
Слайд 12Структура концепции
Общие подходы к воспитательной деятельности;
Анализ сложившейся ситуации;
Описание образа желаемой ситуации;
Формулирование
миссии образовательного учреждения, основной цели деятельности;
Обозначение основных направлений деятельности;
Перечисленную и краткую характеристику ведущих программ и проектов деятельности.
Слайд 13Программа
Описание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на
достижение определенных результатов в будущем.
Программа необходима для получения представления о специфике содержания воспитательной деятельности в образовательном учреждении, о задачах, средствах и путях их реализации.
Слайд 15Разделы программы
Аналитическая записка
Обоснование актуальности
Концептуальные основы
Цели и задачи
Кадровое обеспечение
Управление
Содержание деятельности
Механизм реализации
Материально-техническое и
финансовое обеспечение
Ожидаемые результаты
Планы реализации программы
Список литературы
Слайд 16Проект
Представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных
методов и шагов по ее реализации
Средство управления деятельностью
Наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для образовательного учреждения
Слайд 17Структура проекта
Введение (анализ, разъяснение актуальности и новизны по сравнению с аналогами,
указание сферы применения, функционального назначения, выявление конкретной проблемы)
Постановка целей деятельности и конкретных задач
Управленческо-кадровый аспект (механизм управления, квалификация персонала)
Содержание и механизм реализации (модули, этапы, формы и методы, организационная структура, план конкретных действий)
Характеристика и способ оценки планируемых результатов
Бюджет, материально-техническое обеспечение
Слайд 18Основные требования к проектам
Ограниченность
целостность
Последовательность и связность
Объективность и обоснованность
Компетентность авторов и персонала
Жизнеспособность
далее
Слайд 19Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – характеристика,
позволяющая контролировать ход реализации по четко определенным этапам на основании результатов каждого этапа
Слайд 20Ограниченность означает, что в содержании отражены:
Этапы и конкретные сроки их реализации;
четкие
и измеряемые задачи;
Конкретные и измеряемые результаты;
планы и графики выполнения работ;
Конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации назад
Слайд 21Целостность означает, что общий смысл очевиден и ясен, каждая часть соответствует
общему замыслу и предполагаемому результату
назад
Слайд 22Последовательность и связность
Логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга.
Цели
и задачи напрямую вытекают из поставленных проблем.
Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом
назад
Слайд 23Объективность и обоснованность
Доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы
появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее
назад
Слайд 24Компетентность авторов и персонала
Адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и
возможностях решения вопроса. Владение педагогами технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта
назад
Слайд 25Жизнеспособность
Определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других
условиях, как и чем он может быть продолжен
назад
Слайд 26Этапы работы над проектом
Коллективная деятельность по разработке проекта может содержать несколько
этапов. Минимально это 4 этапа:
Диагностика;
Определение целей и векторов деятельности;
Выработка программы действий;
Разработка процедуры мониторинга критериев и показателей оценки деятельности по проекту.
Слайд 27Этапы работы над проектом
В современной педагогической науке выделяют следующие этапы работы
над проектом:
Подготовительный;
Проектировочный;
Проверка качества проекта;
Презентация и защита проекта;
Пакет, портфель методической документации
Реализация проекта
Рефлексия, анализ проектно-организаторской деятельности
Слайд 28Подготовительный этап
Диагностика и анализ объекта проектирования.
Формирование творческой группы.
Теоретическое обеспечение проектирования.
Методическое обеспечение
проектирования
Выбор формы проектирования в зависимости от количества этапов
Пространственно-временное обеспечение проектирования.
Материально-техническое обеспечение.
Слайд 29Проектировочный
Выбор системообразующего фактора;
Установление связей и зависимостей компонентов проекта (генетические, структурные, логические);
Разработка
содержания проекта
Определение механизмов управления в реализации проекта;
Характеристика форм организации процессов в разрабатываемом проекте.
Слайд 30Проверка качества проекта
Самостоятельность работы над проектом;
Апробация проекта;
Оценка проекта консультантом и экспертной
группой;
Корректировка проекта
Принятие решения об использовании проекта.
Слайд 31Презентация и защита проекта
Логичность, яркость раскрытия содержания проекта;
Использование разнообразных форм наглядности,
технических средств;
Умение отвечать на непредвиденные вопросы.
Слайд 32Пакет, портфель методической документации
Выбор видов проекта зависит от личностных и профессиональных
качеств педагогов.
Виды проектных работ предлагают широкое многообразие форм.
Слайд 33Рефлексия, анализ проектно-организаторской деятельности
Совпал ли полученный результат с поставленной целью?
Анализ каждого
этапа проектной деятельности;
Анализ организационных форм в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями.
Анализ причины успеха и неудач в процессе проектной деятельности.
Слайд 34Методы педагогического проектирования
Для обучения проектной деятельности используются три группы методов:
Группа методов,
дающих новые парадоксальные решения.
Методы, связанные с пересмотром постановки задач
Творческие методы проектирования
Слайд 35Первая группа методов
«инверсия»
«мозговая атака»;
«мозговая осада»;
«карикатура».
Слайд 36Вторая группа методов
«наводящая задача-аналог»;
«изменение формулировки задач»;
«наводящие вопросы»;
«перечень недостатков»;
«свободное выражение функции».
Слайд 37Третья группа методов
«аналогия»;
«ассоциации»;
«неология»;
«эвристическое комбинирование»;
«антропотехника».
Слайд 38Сегодня понятие «проектная деятельность» прочно вошло в практику образования, но еще
не осмысленно до конца.