Слайд 1Педагогическое исследование и его основные методологические характеристики
Слайд 2
Педагогическое исследование
– это процесс и результат научной деятельности, направленной на
получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.
Слайд 4Классификационные признаки различных типов педагогических исследований
Слайд 5Классификационные признаки различных типов педагогических исследований
Слайд 6Классификационные признаки различных типов педагогических исследований
Слайд 7Структура педагогического исследования.
Слайд 9Актуальность исследования –
обоснование необходимости исследования для современного образования (его теории
или практики)
Слайд 10Противоречия –
это взаимодействия между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловливающими и
взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний.
когда что-то одно (высказывание, мысль) исключает что-то другое, несовместимое с ним
несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями
Слайд 11Например:
Отдавая должное исследованиям в области проблемного обучения, следует отметить ряд противоречий,
свидетельствующих о недостаточной разработанности изучаемой нами проблемы исследования:
между необходимостью развивающего построения процесса обучения в начальной школе и недостаточной разработанностью соответствующих образовательных технологий;
существующими теоретическими описаниями и опытом проблемной организации обучения школьников и их слабой адаптацией к особенностям начальной школы.
Слайд 12Проблема
форма знания, способствующая определению направления в организации исследования- она указывает на
неизвестное и побуждает к его познанию;
возникает в результате фиксации учеными реального существующего или прогнозируемого противоречия, от разрешения которого зависит прогшресс научного познания и практики (проблема есть отражение противоречия между знанием и «знание незнания»)
в проблеме описывается противоречие между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания – и незнанием путей, средств и методов достижения этих потребностей: решение проблемы отсутствует в современном знании и не может быть получено на его основе
Слайд 13Тема исследования
Формулируя тему исследования, мы отвечает на вопрос: как назвать то,
чем мы занимаемся. В теме должно найти отражение движение от известного к неизвестному, т.е. проблема.
Например:
Актуальность исследования, определяемая современными тенденциями развития начального образования, недостаточной разработанностью проблемы, выявленными противоречиями, обусловила выбор темы диссертационного исследования: «Развитие личности младшего школьника в условиях проблемной организации процесса обучения».
Слайд 14Объект и предмет исследования
Объект исследования – та часть действительности, которую, предстоит
изучить
Определить объект исследования означает выяснить, что именно рассматривается в исследовании. Объект отражает хорошо представленное в науке знание, существующее независимо от исследователя (объективно).
Предмет исследования – эта та сторона (аспект) объекта, которая будет непосредственно исследоваться, его область, в которой ищут закономерности и пр.
Определить предмет исследования значит показать, как рассматривается объект исследователем. В предмете исследования находит отражение новое знание об объекте исследования (авторский взгляд на объект).
Слайд 15Например:
Объект исследования: развивающее обучение в начальной школе.
Предмет исследования: способы организации проблемного
обучения в начальной школе, опосредующие личностное развитие учащихся.
Слайд 16Цель исследования
отражает то знание об объекте, которое предполагает получить ученый
Ставя цель
исследования, автор тем самым прогнозирует желаемый результат исследовательской деятельности. Этот результат связан с раскрытием предмета исследования и решением проблемы исследования.
Слайд 17Например:
Цель исследования: определить способы проблемного построения процесса обучения, обеспечивающие личностное развитие
младших школьников.
Слайд 18Гипотеза исследования – одно или совокупность теоретически обоснованных предположений о том,
как может быть достигнута цель исследования. Истинность этих предположений подлежит проверке.
Виды гипотез:
Слайд 19Прогностическая гипотеза:
в формулировке расписываются условия, при которых может быть достигнут
прогнозируемый результат исследования (прообраз формирующего эксперимента);
проверяется путем организации всех этапов опытно-экспериментальной работы: констатирующего, формирующего и контрольного.
по форме - сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными условия.
Слайд 20Например.
Гипотеза исследования: проблемное обучение в начальной школе будет способствовать развитию личности
учащихся, если:
в учебном процессе ученики будут сталкиваться с противоречиями между имеющимися у них знаниями (способами деятельности) и подлежащими освоению;
ученики будут овладевать способами поисково-исследовательской деятельности;
учащиеся будут побуждаться к высказыванию собственного мнения, доказательству истинности способов решения учебных проблем.
Слайд 21Задачи исследования
в своей совокупности конкретизируют цель, дают представление о том,
что нужно сделать, чтобы была достигнута цель. Т.о. они тесно связаны с целью, в силу чего их еще называют микроцелями.
Логика научного исследования, как правило, требует, чтобы решались следующие группы задач и в следующей последовательности:
разработка методологических основ исследования, т.е. истории и современного состояния проблемы исследования;
раскрытие структуры и сущности предмета исследования, модели и способов его преобразования;
реализация прикладных аспектов научной работы (опытно-экспериментальная проверка способов преобразования предмета исследования, разработка практических рекомендаций).
Слайд 22Например:
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития личности детей младшего
школьного возраста в процессе обучения;
подготовить теоретическое обоснование модели проблемной организации развивающего обучения в начальной школе;
осуществить опытно-экспериментальную работу, связанную с апробацией и выявлением эффективности модели проблемной организации развивающего обучения в начальной школе;
обобщить результаты теоретического и опытно-экспериментального исследования.
Слайд 23Научная новизна
– формулирование результатов исследования, достигнутых в педагогическое науке и
деятельности впервые.
Виды новых результатов прикладного педагогического исследования
Установлены и описаны новые педагогические факты.
Раскрыто содержание новых (уточнено содержание существующих), понятий отражающих ранее не изученные явления.
Выявлены новые существенные признаки известных научных понятий (явлений).
Разработаны (обоснованы) новые способы деятельности (педагогической, управленческой, исследовательской и т.д.)
Обоснована оригинальная образовательная модель.
Слайд 24Практическая значимость:
перечисление разработанных и распространенных исследователем внедренческих материалов (пособий, рекомендаций, программ,
методик, технологий и т.п.);
указание на то, где еще могут быть использованы полученные результаты исследования;
предложения по совершенствованию педагогического процесса (содержания, организации, обеспечения) на основе полученных в исследовании результатов.
Слайд 25Например:
Научная новизна и практическая значимость исследования:
уточнено понятие «проблемная организация процесса обучения»;
разработаны
новые способы проблемной организации процесса обучения в начальной школе, опосредующие личностное развитие учащихся;
обоснована оригинальная модель проблемной организации развивающего обучения в начальной школе;
разработаны методические рекомендации для учителей начальных классов, раскрывающие возможности построения развивающего обучения различным учебным предметам на проблемной основе;
материалы диссертации могут быть использованы для разработки методических пособий в педагогических колледжах, а также при разработке методических пособий для учителей начальной школы.
Слайд 26Положения, выносимые на защиту
– новые и значимые для теории и
практики выводы (знания о предмете исследования, с которыми не все и не всегда могут сразу согласиться и которые автор готов защищать, имея для этого достаточно аргументов и фактов.
Слайд 27Например:
Положения, выносимые на защиту:
«Проблемная организация процесса обучения» – это такая организация
обучения, при которой ученики сталкиваются с противоречиями между имеющимися у них знаниями и способами предметной и учебной деятельности и подлежащими освоению. Данные противоречия в реальной практике обретают форму учебных задач.
Эффективное развитие личности обучаемых в начальной школе обеспечивают следующие способы проблемного построения процесса обучения: способы организации поисково-исследовательской и учебно-коммуникативной деятельности учащихся;
Инновационная модель проблемной организации развивающего обучения в начальной школе включает в себя следующие компоненты: создание учебного противоречия - формулирование учениками учебной задачи -выдвижение гипотез -поиск способов решения учебной задачи - подтверждение (отрицание) гипотезы в процессе учебной дискуссии - решение учебной задачи - формулирование выводов.
Слайд 28Литература:
Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений/ Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб.пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / В.И.Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.