Слайд 1ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
АНТРОПОЛОГИЯ
Доцент кафедры
психологии и педагогической антропологии МГЛУ
кандидат педагогических наук,
доцент САВИН А.А.
sawinvu@yandex.ru
Слайд 2Тема 4-6
Сущность и содержание воспитания в современных условиях
Слайд 3ЛИТЕРАТУРА
основная:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – М., 2008.
2. Коджаспирова
Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. - М., 2008.
3. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2007.
4. Подласый И.П. Педагогика. Кн.2 – М., 2009.
5. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2012.
дополнительная:
1 Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х - начало ХХ вв.). - М., 1998.
2. Российская педагогическая энциклопедия. – М., т.1 - 1993; т. 2 - 1999.
3. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2003.
Слайд 4
1 ВОПРОС
Теоретические основы
процесса воспитания
Слайд 5
Исходное значение слова
“воспитание” –
вскармливание, питание ребенка, не приспособленного
к жизни и совершенно беспомощного при рождении…
Слайд 6ВОСПИТАНИЕ
В широком смысле –
совокупность формирующих воздействий различных социальных
институтов
с ЦЕЛЬЮ
передачи из поколения в поколение накопленного социокультурного опыта, нравственных норм и ценностей
Слайд 7ВОСПИТАНИЕ
В узком смысле –
целенаправленная деятельность
ПО
ФОРМИРОВАНИЮ
СОЦИАЛЬНО И ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ личности,
мировоззрения и отношений…
Слайд 8МИРОВОЗЗРЕНИЕ
система взглядов человека на окружающий мир
и свое место в нем
Слайд 9СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА
к другим
людям
к
самому
себе
к деятельности
К ОКРУЖАЮЩЕМУ
МИРУ
Слайд 10“воспитание” - это…
1- становление –
достижение воспитанником уровня
способности самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и выстраивать свое поведение…
Слайд 11“воспитание” - это…
2- формирование –
процесс изменения личности в ходе взаимодействия
ее с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.
Слайд 12Возрастная периодизация
(по Д.Б.Эльконину)
Слайд 13ЛИЧНОСТЬ -
- конкретный человек, занимающийся определенным (социально значимым ) видом
деятельности, обладающий индивидуальными, только ему присущими психологическими свойствами (характеристиками), осознающий свое место в обществе и (свое) отношение к нему…
Слайд 14“воспитание” - это…
“воспитание” - это…
3. развитие
процесс
количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов….
Слайд 15 “перевоспитание”
????
Что это????
Слайд 16
2 вопрос
Структура процесса воспитания и его характеристики
Слайд 17Воспитание как процесс
Структура воспитательного процесса представляет собой
взаимосвязь основных элементов
Слайд 18СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
СОЦИАЛЬНЫЙ
ЗАКАЗ
ОБЩЕСТВА
Ц
Е
Л
И
С
О
Д
Е
Р
Ж
А
Н
И
Е
ЗАДАЧИ
С
У
Б
Ъ
Е
К
Т
О
Б
Ъ
Е
К
Т
ФОРМЫ
МЕТОДЫ
ПРИЕМЫ
СРЕДСТВА
Р
Е
З
У
Л
Ь
Т
А
Т
ЛИЧНОСТНЫЕ
КАЧЕСТВА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ОТНОШЕНИЯ
К
Р
И
Т
Е
Р
И
И
МАКРО-
МИКРО-
УСЛОВИЯ
СРЕДА
ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ПРИНЦИПЫ
Слайд 19
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Целенаправленность
Многочисленные объективные и субъективные детерминирующие факторы
3) Скрытый характер
результатов, которые не так быстро обнаруживают себя
4) Продолжительность
5) Непрерывность, систематичность взаимодействия воспитателей и воспитанников
6) Комплексность - единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности
7) Значительная вариантность и неопределенность результатов;
8) Наличие прямой (от воспитателя к воспитаннику) и обратной (от воспитанника к воспитателю) связи
Слайд 20Субъекты
воспитательного процесса
Общество в целом
Государственные и общественные институты
Взрослые люди, педагоги, родители
…
Дети (воспитуемые)
Общественность
Коллективы
Природно-социальная среда и др.
Слайд 21ФАКТОРЫ (УСЛОВИЯ) ВОСПИТАНИЯ
ОБЪЕКТИВНЫЕ:
генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
социальная
и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;
обстоятельства биографии;
культурная традиция, профессиональный и социальный статус;
особенности страны и исторической эпохи.
Слайд 22ФАКТОРЫ (УСЛОВИЯ) ВОСПИТАНИЯ
СУБЪЕКТИВНЫЕ
психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности
и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;
система отношений с социумом;
организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.
Слайд 23КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ
(ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОО ПРОЦЕССА)
???????
Слайд 24
1. Поведение и роль в семье (интерес к ее проблемам и
делам, выполнение поручений взрослых, проявление заботы о мл. и старших чл. семьи, реакция на замечания, степень самообслуживания)
2. Поведение в школе (трудолюбие, старательность, внимательность и аккуратность в учебе, адекватность в отношении неудач, степень ответственности за порученное дело, дисциплинированность)
4. Отношение к сверстникам (стремление к межличностным контактам, участие в совместной деятельности, взаимопомощь, ответсвенность за общее дело)
3. Отношение к старшим (вежливость, послушание, помощь и поддержка нуждающихся)
5. Поведение в общественных местах (соблюдение ПДД, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, забота о природе)
6. Отношение к самому себе (личная гигиена, аккуратность,самокритичность,честность, правдивость, принципиальность)
Показатели
воспитанности личности школьника
Слайд 253. Методы, средства и формы воспитания, их характеристика
Слайд 26Методы воспитания -
способы профессионального взаимодействия педагога и воспитанников с целью
решения образовательно-воспитательных задач.
Методический
прием
это конкретное проявление определенного метода воспитания на практике.
Слайд 27
поощрение
Система основных методов воспитания
пример
убеждение
принуждение
упражнение
соревнование
поощрение
Слайд 28Метод убеждения – основной метод воспитания, представляющий собой воздействие педагога на
рациональную сферу учеников
Метод убеждения
Убеждение словом
Убеждение делом
Пути
убеждения
доказательства
разъяснения
На личном опыте
На опыте других
опровержение
Средства убеждения
Формы убеждения
Логические выводы
Цифры, факты
Примеры,
эпизоды практической деятельности
Поступки,
действия школьников,
учителя
Текущие события
Слайд 29
- система организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, которая позволяет воспитуемым
накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать индивидуальные качества, чувства и волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство между знаниями, убеждениями и поведением, словом и делом.
Метод упражнения в воспитании
Слайд 30
Метод упражнения
Средства упражнения
Соблюдение порядка обучения
Выполнение познавательных задач
Выполнение задач деятельности
Общественные поручения
Связь с
другими методами воспитания
Обеспечение сознательного подхода в выполнении упражнений
Обеспечение нормальных условий деятельности
Последовательность, систематичность и разнообразность упражнений
Постоянный контроль и оценка результатов деятельности
Основные условия действенности метода упражнения
Слайд 31
целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение школьников системой положительных
примеров, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования идеала коммуникативного поведения, стимулом и средством самовоспитания.
Метод примера
Слайд 32
метод внешнего активного стимулирования, побуждения ребенка к положительной, инициативной, творческой
деятельности.
Метод поощрения
«Решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда мастер»
М. Горький
Слайд 33одобрение,
похвала,
благодарность,
награда,
ответственное поручение,
поцелуй близкого,
моральная поддержка в
трудной ситуации,
проявление доверия и восхищения, заботы и внимания,
прощение за проступок и др.
Виды поощрений
Слайд 34
- применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять
свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение.
Метод принуждения
Слайд 35
Метод принуждения
Основные формы выражения принуждения в воспитании
Категорическое требование
Применение метода в качестве
крайней меры
Принуждение на основе убеждения и в соответствии с требованиями воспитания
Обстоятельное выяснение причин проступка
Своевременность и соразмерность мер принуждения
Отсутствие поспешности в применении принуждения
Усиление внимания к наказанным воспитуемым и др.
Основные условия действенности метода принуждения
Осуждение провинившегося в коллективе
Запрет
Наказание
Слайд 36 - это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий
и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им.
Наказание
А. С. Макаренко:
"Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их« .
Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 399.
Слайд 38замечание,
выговор,
общественное порицание,
отстранение от важного дела,
моральное исключение из
общественной повседневной жизни,
сердитый взгляд воспитателя,
осуждение,
возмущение,
упрек или намек,
ироническая шутка и др.
Виды наказаний
Слайд 39Классификация методов воспитания
(по Ю.К. Бабанскому)
Методы формирования сознания личности
рассказ
диспут
доказательство
внушение
беседа
лекция
инструктаж
диалог
объяснение
метод
примера
Слайд 40Классификация методов воспитания
(по Ю.К. Бабанскому)
Упражнение
Приучение
Педагогическое требование
Состязание
Общественное мнение
Поручение
Задание
Требование
Создание ситуаций успеха
и др.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
Слайд 41Классификация методов воспитания
(по Ю.К. Бабанскому)
поощрение,
принуждение,
наказание,
соревнование,
замечание,
контроль,
самоконтроль,
доверие,
критика и самокритика,
оценки и самооценки.
3. Методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности
Слайд 42Средство воспитания - предмет педагогической среды или воспитательная ситуация, преднамеренно включенные
в воспитательный процесс.
различные виды деятельности;
литературные и научные источники;
периодические издания;
кино, видео, театры, выставки;
спортивные и самостоятельные мероприятия, игры;
предметы культуры и природы.
Слайд 431. Если с ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира
личности воспитанника;
2. Если эта информация выделена как предмет освоения в образной, наглядной и знаково-символьной форме;
3. Если объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность (различных видов) воспитателя и воспитанников.
Объект материальной и духовной культуры выполняет функцию
средства воспитания:
Слайд 44Средства
семейного воспитания
Слово, фольклор, литература
Родительский авторитет, психологический климат в семье
Домашний быт,
традиции
Природа
Национальные обычаи
Общественное мнение
СМИ (телевидение, детские журналы, радиопередачи и др.)
Режим дня
Музеи и выставки, зоопарк
Игры и игрушки
Спорт
Праздники, символы и др.
Слайд 45Формы воспитания
(воспитательной работы) –
это варианты организации конкретного воспитательного процесса;
композиционное построение воспитательного мероприятия.
Формы воспитания
Содержание воспитания
Слайд 46Формы воспитания
массовые формы;
кружковые (групповые) формы;
индивидуальные формы.
В основе выбора формы воспитания
Педагогическая целесообразность
Слайд 48СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств
и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть воспитуемые в соответствии с поставленными целями и задачами.
Слайд 49Базовые национальные ценности российского общества
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Здоровье
Труд и творчество
Наука
Традиционные религии России
Искусство
Природа
Человечество
положены
в основу
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования (ст.18.2.3 ФГОС)
Слайд 50СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ
раскрывают через
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
(ВИДЫ)
ВОСПИТАНИЯ
Слайд 51Содержание воспитания включает :
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, основными задачами которого являются:
формирование высокой
нравственности;
выработка чувств и убеждений, навыков и привычек поведения;
воспитание честности, справедливости, чувства долга, порядочности, ответственности, чести, совести
и др.;
Слайд 52Содержание воспитания включает :
УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ -
ориентировано на развитие
интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.
ЗАДАЧИ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ:
развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;
формирование культуры учебного и интеллектуального труда;
стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;
а также развитие личностных качеств — самостоятельности, широты кругозора,
способности к творчеству.
Слайд 53Содержание воспитания включает :
ФИЗИЧЕСКОЕ воспитание
Задачи физического воспитания:
- укрепление здоровья, правильное физическое
развитие;
- повышение умственной и физической работоспособности;
- совершенствование природных двигательных качеств;
- обучение новым видам движений;
- развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
- формирование гигиенических навыков;
- развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим;
Слайд 54
Содержание воспитания включает :
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ - развитие добросовестного,
ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.
Задачи трудового воспитания:
- формирование трудовых действий;
- изучение орудий труда и способов их использования;
- приобретение опыта трудовой деятельности;
- ознакомление с основными принципами всех производств;
- привитие знаний о современных производственных процессах и отношениях;
- формирование интереса к производственной деятельности;
- развитие технических способностей, нового экономического мышления;
- привитие трудолюбия, дисциплинированности, ответственности;
- подготовку к осознанному выбору профессии;
Слайд 55Содержание воспитания включает :
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески
активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты"
Задачи эстетического воспитания :
- формирование эстетических знаний, эстетической культуры;
- пропаганду наследия прошлого;
- привитие эстетического отношения к действительности;
- развитие эстетических чувств;
- формирование эстетического идеала, стремления к прекрасному во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде;
Слайд 56Содержание воспитания включает :
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ- это формирование молодого
человека как:
гражданина своей
Родины,
человека, способного бороться за обеспечение морально-политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего
перспективы сильной политики своего государства
Слайд 57Содержание воспитания включает :
Правовое воспитание - деятельность по формированию у подрастающего
поколения уважения к закону, культуре, демократизму, активного и сознательного соблюдения им норм нравственности и морали, высокой гражданской ответственности и активности, развития у него правовой грамотности и
культуры, нравственно-правовых чувств.
Слайд 58Содержание воспитания включает :
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ –
формирование у детей экологического сознания
как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные
последствия промышленного освоения
природных богатств.
Слайд 59Содержание воспитания включает :
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ —
система мер, направленная на развитие экономического
мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств — бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности,
налогового обложения.
Слайд 60Содержание воспитания
включает :
10) семейное воспитание;
11) религиозное (конфессиональное) воспитание и др.
Слайд 61
Вопрос 5
Особенности семейного воспитания
Слайд 62 Семья –
ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации
личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях.
Слайд 63Основные функции семьи
а) генеративная (репродуктивная) –
обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода
Для
нормального воспроизводства в масштабе общества в семье должно быть
не менее двух детей!!!!
10 -15 % взрослого населения по различным причинам не могут иметь детей…
(состояние здоровья, экология, неправильный образ жизни, болезни и др.)
Слайд 64Основные функции семьи
б) воспитательная
(первичной социализации детей)
в семье закладывается фундамент
жизненного и нравственного опыта ребенка,
его представления о добре и зле,
основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина современного общества.
Слайд 65Основные функции семьи
в) экономическая и хозяйственно-бытовая
Организация жизнедеятельности
Ведение общего хозяйства и бюджета
Забота
о нетрудоспособных и их материальное обеспечение
Накопление имущества
Приобретение собственности
Проблемы наследования и др.
Слайд 66Основные функции семьи
г) гедонистическая
(здоровых сексуальных отношений)
Слайд 67Основные функции семьи
д) рекреационная и
психотерапевтическая
Организация досуговой деятельности,
обеспечение условий для
восстановления сил, здоровья членов семьи
Семья - сфера абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, финансового положения.
Здоровая, неконфликтная семья – надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от всех невзгод.
Слайд 68Основные функции семьи
е) коммуникативная
организация внутрисемейного общения, взаимодействия семьи с другими
людьми, семьями, социальными группами
Слайд 69ТИПЫ СЕМЕЙ
1.Благополучные семьи
2. Семьи группы риска
3. Неблагополучные семьи
4.Асоциальные
семьи
Слайд 70успешно справляются со своими функциями;
быстро адаптируются к потребностям своего ребенка
успешно решают
задачи его обучения и воспитания
Благополучные семьи
Слагаемые семейного благополучия
Взаимопонимание между супругами
Отдельная квартира
Уверенность в прочности брака
Интересный досуг в семье и Интересная работа
Хорошее образование и Достойное положение на работе
Хорошие друзья
Самостоятельность супругов
Слайд 71
наличием некоторого отклонения от норм,
не позволяющего определить их
как благополучные
(например, неполные семьи);
малообеспеченность;
большие проблемы в решении задач воспитания
Семьи группы риска
характеризуются
Слайд 72Неблагополучные семьи
Имеют низкий социальный статус в каких-либо сферах жизнедеятельности
Не справляются с
возложенными на них функциями
Процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно
Слайд 73Асоциальные семьи
Родители ведут аморальный образ жизни
Жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим
требованиям
Воспитанием детей обычно никто не занимается
Дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии
Дети часто становятся жертвами насилия со стороны родителей или их «друзей»
Слайд 74Задачи семейного воспитания
Создание максимальных условий для роста и развития ребенка
Социально-экономическая и
психологическая защита ребенка
Передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим
Привитие детям полезных прикладных навыков и умений, необходимых в жизни
Воспитание чувства собственного достоинства, собственного «Я»
Слайд 75Факторы,
влияющие на характер семейного воспитания
А) субкультурные:
Состав семьи (полная или неполная;
расширенная, состоящая мин. из двух взрослых пар, обычно двух поколений; преимущественно женский или мужской состав и др.);
Кровно-родственный фактор (родительская или приемная семья, первый (второй, третий брак и др.);
Жизненные условия, в т.ч. материальные для развития и воспитания в семье;
Морально-психологический климат семьи.
Слайд 76Факторы,
влияющие на характер семейного воспитания
б) воспитательные возможности родителей
Собственный опыт семейного
воспитания
Педагогическая культура родителей
Готовность и способность родителей к воспитанию детей
Уровень образования и личная культура членов семьи как пример для детей
Авторитетность родителей, воспитательная направленность авторитета
Отношение родителей к воспитанию ребенка
Слайд 77Факторы,
влияющие на характер семейного воспитания
в) воспитательная деятельность родителей
Уход за ребенком,
его педагогическая целесообразность в укреплении здоровья, умственном и нравственном развитии,
Преобладающий тип (вид) семейного воспитания;
Умение создавать условия для стимулирования направленного развития и воспитания ребенка;
Создание условий для взаимодействия со сверстниками и др. людьми;
Приобщение к труду, самообслуживанию;
Типичные ошибки семейного воспитания и др.
Слайд 78Факторы,
влияющие на характер семейного воспитания
г) «детский» фактор
Своеобразие ребенка (единственный, поздний,
проблемный, с особыми нуждами и пр.)
Особенности детей в семье (рождение второго и последующего ребенка; одного пола; разнополые; разница в возрасте; многодетная; дети от разных бараков и др.)
Слайд 79 дает «первые уроки жизни», закладывает основу для руководства к действиям
и поведению в будущем;
высокая результативность – осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности;
строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой.
Уникальность семейного воспитания
Слайд 80Значение семейного воспитания
Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий
В
семье формируются качества, которые больше нигде сформированы быть не могут
Семья осуществляет социализацию личности: из семьи выходят члены общества
Семья обеспечивает преемственность традиций
Семья формирует гражданина, патриота, будущего семьянина
Семья оказывает важнейшее влияние на выбор профессии
Слайд 81Средства
семейного воспитания
Слово, фольклор, литература
Родительский авторитет, психологический климат в семье
Домашний быт,
традиции
Природа
Национальные обычаи
Общественное мнение
СМИ (телевидение, детские журналы, радиопередачи и др.)
Режим дня
Музеи и выставки, зоопарк
Игры и игрушки
Спорт
Праздники, символы и др.
Слайд 82Отклоняющееся поведение детей в семье
непослушание
детский
негативизм
капризы
упрямство
своеволие
недисциплинированность
правонарушения
Слайд 83Отклоняющееся поведение детей в семье
Непослушание
Шалость – краткий, эпизодический отрезок поведения
ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива,
изобретательность.
Особенности шалости:
Положительный тон
Переживание огромного удовольствие от сделанного
Доброе отношение к окружающим
Слайд 84Отклоняющееся поведение детей в семье
Непослушание
Озорство – эпизод в поведении ребенка,
в котором проявляются выдумка, инициатива, активность.
В отличии от шалости озорник сознательно нарушает
установленные правила, нарочно совершает действия,
приносящие вред сверстнику или старшим
ЦЕЛЬ ОЗОРСТВА
досадить
отомстить
получить выгоду для себя
Слайд 85Отклоняющееся поведение детей в семье
Непослушание
Проступок –социально опасное явление,
характеризуется повторяемостью, заблаговременной
продуманностью, свидетельствующими о формировании
негативных черт характера.
причины
Возрастные особенности
Неумение ребенка подавлять сиюминутные желания и
Сознательно руководить поведением
Слайд 86Отклоняющееся поведение детей в семье
Детский негативизм
- немотивированное и неразумное сопротивление ребенка
влиянию на него окружающих людей
Пути
предупреждения
Доброжелательные отношения в семье
Чуткое бережное отношение к переживаниям ребенка
Устранение случаев несправедливости
Разумная требовательность и уважительное отношение
Слайд 87Отклоняющееся поведение детей в семье
упрямство
отрицательная особенность поведения ребенка, выражающаяся
в необоснованном и
нерациональном противодействии
просьбам, советам, требованиям и указаниям родителей
Опасность
упрямства
Порождает детскую лживость
Возможность расстройства нервной системы, неврозов,
Раздражительность, склонность к скандалам,
Легкая возбудимость
Слайд 88Отклоняющееся поведение детей в семье
капризы
Нецелесообразные действия и поступки, необоснованное
противодействие и
сопротивление указаниям, советам и
требованиям взрослых.
Проявляются в виде: недовольства, раздражительности, плача,
двигательного перевозбуждения
Пути
профилактики
Укрепление и закаливание нервной системы
Спокойный, без раздражительности, тон обращения
Тактичное внушение
Стимулирование развития творческих сил и инициативы
Слайд 89Отклоняющееся поведение детей в семье
капризы
Нецелесообразные действия и поступки, необоснованное
противодействие и
сопротивление указаниям, советам и
требованиям взрослых.
Проявляются в виде: недовольства, раздражительности, плача,
двигательного перевозбуждения
Пути
профилактики
Укрепление и закаливание нервной системы
Спокойный, без раздражительности, тон обращения
Тактичное внушение
Стимулирование развития творческих сил и инициативы
Слайд 90Отклоняющееся поведение детей в семье
Своеволие
Результат развивающейся самостоятельности и волевого
элемента в
поведении ребенка, его стремление самоутвердиться
и неумение избрать для этого адекватные средства.
Ошибки
родителей при
преодолении
Неадекватность силы воздействия
Стремление к слепому послушанию
следствие
Подавление воли ребенка, инициативы и
самостоятельности
Слайд 91Отклоняющееся поведение детей в семье
Грубость, дерзость,
неуважительное отношение к взрослым
Возникают как результат
неправильной реализации ребенком,
подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявить
ласку, послушание
причины
Несдержанность
Слабоволие
Неумение ребенка владеть собой
Слайд 92Отклоняющееся поведение детей в семье
Правонарушения
В условиях педагогической запущенности возможен
переход
подростков к преступному поведению
виды
Хулиганство
Воровство
Жульничество
Мошенничество
Грабежи и бандитизм
Слайд 93ВЫВОДЫ:
СЕМЬЯ -
Основная среда обитания в жизнедеятельности детей в ранний период
их жизни, которая во многом сохраняет это качество и в последующие периоды.
В процессе семейного воспитания передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры,
образцы поведения.