Особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Начальное общее образование презентация

Содержание

Основы стандарта Запросы семьи, общества и государства Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования

Слайд 1Особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Начальное общее образование
Александр Кондаков руководитель

проекта

Слайд 2Основы стандарта
Запросы семьи, общества и государства
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России
Фундаментальное ядро содержания общего образования



Слайд 3Принципиальные отличия стандартов второго поколения от стандартов 2004 г. (начальная школа)
2004 2007



Слайд 4Цели и образовательный результат
2004 г.


овладение умениями;

практическое применение знаний и умений (ключевые

компетенции)
освоение знаний;

новый стандарт

формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции




Слайд 5Образец изменений в содержании начального образования
Было: понятие пространственных фигур (куб многогранник)

– по изображению, модели.
Результат – узнавание и называние

Будет: нахождение фигур в окружающем пространстве, работа с моделями (раскрашивание граней, получение отпечатков вершин, граней, ребер, выполнение сечений и развертки) и др.
Результат- умение работать с пространственными фигурами, простейшие представления планиметрии, основы для формирования пространственного мышления.




Слайд 6Прогнозируемый процесс перехода на новые стандарты
I этап – федеральный эксперимент (2007-2009

гг.)
- 14 пилотных регионов
- расширение эксперимента (10% школ)

II этап – массовый и, вероятно, одновременный для 1-4-х классов, переход на новые стандарты
(с 1 сентября 2009 года)





Слайд 7Стандарт – социальная конвенциональная норма, общественный договор





СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная
успешность
ОБЩЕСТВО
Безопасность

и здоровье
Свобода и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние


ГОСУДАРСТВО
Национальное единство
Безопасность
Развитие человеческого потенциала
Конкурентоспособность


Слайд 8План 2020 – стратегия развития России
Цели:
Становление «работоспособной, конкурентной демократии»
Высокие стандарты благосостояния

человека
Социальная справедливость, согласие, равенство возможностей
Безопасность жизни
Конкурентоспособность экономики
Стратегическая цель:
к 2020 году Россия входит в пятерку стран-лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности)
Инновационный, социально-ориентированный тип развития страны за счет накопления нового качества человеческого капитала – российской идентичности

Слайд 9Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Методологическая основа разработки и

реализации стандарта.
Определяет:
Современный национальный воспитательный идеал.
Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
Систему базовых национальных ценностей.
Социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития обучающихся.




Слайд 10Национальный воспитательный идеал
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу

Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.


Слайд 11Система базовых национальных ценностей
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Труд и творчество
Наука


Традиционные российские религии
Искусство и литература
Природа
Человечество

Слайд 12Фундаментальное ядро содержания общего образования
СИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
деятельность
по получению
нового знания
результат этой
деятельности:
сумма знаний,
лежащих

в
основе научной
картины мира

И


Слайд 13Основы стандарта
Идеологические, методологические, социальные и научные основы ФГОС определяют особенности
структуры

ФГОС – совокупности трех систем требований.
содержания ФГОС – нормативного документа непрямого действия.
состава и подходов к разработке нормативных документов, обеспечивающих функционирование ФГОС .


Слайд 14Стандарт как совокупность трех систем требования
Требования
к структуре
ООП


Требования
к результатам
освоения ООП
З
А
П
Р
О
С
Ы

И

О
Ж
И
Д
А
Н
И
Я



Ожидаемые
результаты
деятельности
системы
образования
Организационные
и педагогические
условия деятель-
ности

системы
образования

Требования
к условиям ре-
ализации ООП



Ресурсы: кадры,
материальная база,
информация,
финансы

О
Б
Щ
И
Е

Р
А
М
К
И

Д
Л
Я

С
И
С
Т
Е
М
Ы

Н
О
Р
М
А
Т
И
В
О
В


Слайд 15ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА
Базисный
учебный
план
Фундаменталь-
ное ядро содер-
жания образо-
вания
Программа
формирования
универсальных
учебных
действий
Примерные учебные программы
Образовательный процесс



Планируемые результаты




Система оценки: модель

обеспечения качества образования
Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность
Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода

у
М
Е
Н
И
Я

И

П
Р
И
М
Е
Р
Ы

З
А
Д
А
Н
И
Й



Рабочие (авторские) п р о г р а м м ы и У М К


Программа
ДН развития
и воспитания

Концепция
духовно-
нравственного
развития и
воспитания



Слайд 16Требования к условиям реализации основных образовательных программ
Кадры
Материаль-
ная база
(включая
параметры
ИОС)
Информа-
ционные
ресурсы
(включая
УМК, ЦОР

и др.)


СанПиНы,
МЧС,
психологи-
ческая
безопасность,
другие

Дру-
гие

Финансово-
экономические
(включая
методику
формирования
бюджета)

Объекты
нормирования








Слайд 17Особенности стандарта
Ориентация на результат
Основные результаты начального образования – развитие личности

учащихся, «профессиональный
ученик»
Три группы планируемых результатов
Ведущие целевые установки изучения предметов
Новая функция системы оценки – ориентация образовательного процесса на достижение планируемых
результатов

Системно-деятельностный подход -
вовлечение обучающихся в учебную деятельность

Слайд 18Основные результаты начального образования
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития –

ценностно-эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.
воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

Развитие личности обучающегося,
формирование «компетентности к обновлению компетенций»


Слайд 19Планируемые результаты: три основные группы результатов


ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальная);
границы

собственного
знания и «незнания»

Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
Морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков

Регулятивные:
управление своей деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и самостоятельность

Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества

Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-символических
средств, общих схем решения;
выполнение логических операций
сравнения, анализа, обобщения,
классификации, установления
аналогий, подведения под понятие

Основы системы
научных знаний

Опыт «предметной» деятельности по получению,
преобразованию
и применению
нового знания

РЯ

ЛЧт

ИЯ

Мат

ОМ

Муз

ИЗО

Тех

Физ


Предметные и метапредметные действия с учебным материалом


Слайд 20Планируемые результаты и оценка их достижения: сферы ответственности

Выпускник, педагог, ОУ;
система
образования:
система образования,

ОУ


Ради чего
учить




Ради чего
учить

Чему учить
и научить


Слайд 21Регламентированные процедуры оценки: распределение ответственности за достижение планируемых результатов между участниками образовательного процесса
Оценка

адекватности отражения в стандарте запросов и ожиданий

Оценка соответствия условий реализации ООП требованиям стандарта



Оценка результатов освоения ООП:
реализуемых ОУ, учителем
достигаемых выпускниками

МОН


СО, ОУ



СО, ОУ, выпускник

социоло-гический мониторинг

экспертизы
мониторинговые обслед. (гигиен., др.)
аккредита-ция ОУ

мониторинги
аттестация кадров
аккредита-ция ОУ
итоговая аттестация/оценка выпускника

Направление оценки

Сфера ответ-
ственности

Смысл проведения

корректировка Стандарта и сопровождающих документов

оценка качества выпускаемой продукции
оценка качества образоват. услуг
корректировка требований к проф. педаг. образованию



оценка состояния и тенденций разв. СО
оценка качества образоват. услуг
оценка качества подготовки выпускников

Процедуры


Слайд 22Основная педагогическая задача –
создание и организация условий, инициирующих детское действие
Как

учить?

обновление
средств
обучения

Ради чего
учить?

ценностные
установки
образования

Чему учить?

обновление
содержания

становление ученического сообщества,
формирование универсальных способов действий

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Основной результат – развитие
личности ребенка на основе
учебной деятельности

Начальная школа: преобразование
внешней предметной деятельности
во внутреннюю

Системно-деятельностный подход


Слайд 23Документы, обеспечивающие функционирование стандарта: подготовлено и издано в 2006-2009


Слайд 24Базисный учебный план
Обязательная часть основной образовательной программы
Часть, формируемая участниками

образовательного процесса, включающая в том числе внеурочную деятельность
Внеурочная деятельность
по направлениям (10 ч/нед)
духовно-нравственное развитие
спортивно-оздоровительная
художественно-эстетическая
научно-познавательная
военно-патриотическая
общественно-полезная
проектная
4 варианта БУПа

Слайд 25Программа формирования УУД

Личностные
самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
смыслообразование (мотивация,

границы собствен-ного знания и «незнания»)
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)

Регулятивные
управление своей деятельностью
контроль и коррекция
инициативность и самостоятельность

Познавательные
работа с информацией
работа с учебными моделями
использование знако-символичес-ких средств, общих схем решения
выполнение логических операций
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации,
установления аналогий
подведения под понятие

Коммуникативные
речевая деятельность
навыки сотрудничества


Слайд 26Примерные программы

Примерная
программа
Пояснительная
записка
Основное
содержание

Планируемые
результаты
Рекомендации
Варианты
тематического
планирования
Рекомендации
по внеурочной
деятельности
Рекомендации
по оснащению
и методической
литературе

Все предметы
начальной школы,
2

части

Слайд 27Планируемые результаты

Надпредметные программы:
Программа формирования
универсальных учебных действий
Чтение и работа

с информацией

Учебные программы:
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык (английский)
Математика
Окружающий мир
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Физическая культура


Слайд 28Оценка достижения планируемых результатов

ЧАСТЬ 1
Особенности системы оценки достижения планируемых результатов
Измерительные

материалы для итоговой оценки
Общие подходы
Русский язык
Математика
Итоговые комплексные работы на межпредметной основе

Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Физическая культура

ЧАСТЬ 2
Литературное чтение
Иностранный язык (английский)
Окружающий мир


Слайд 29Система оценки: начальная школа

Внутренняя оценка:
учитель, ученик,
ОУ и родители
Внешняя оценка:
государственные службы
акредитация ОУ
аттестация

кадров

мониторинг
системы
образования


Чтение, УУД

русский

математика

Накопленная оценка (портфель достижений)

итоговая
оценка


Слайд 30Система оценки: портфолио
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
диктанты, изложения, сочинения
аудиозаписи монологов, диалогов
дневники читателя
иллюстрированные

авторские работы
материалы самоанализа и рефлексии

Математика

математические диктанты
мини-исследования и мини-проекты,
модели, решения задач
аудиозаписи устных ответов
материалы самоанализа и рефлексии

Окружающий мир

дневники наблюдений
мини-исследования и мини-проекты
интервью, творческие работы
аудиозаписи устных ответов
материалы самоанализа и рефлексии

Музыка
ИЗО
Технология

аудио-, фото- и видео-материалы
продукты собственного творчества
аудиозаписи устных ответов
материалы самоанализа и рефлексии

Выборки детских работ

Физическая
культура

видео-материалы
дневники наблюдений и самоконтроля
самостоятельные работы
материалы самоанализа и рефлексии

Примерный состав
портфолио

Выборки детских работ
Результаты стартовой
диагностики
Материалы текущей
оценки: листы наблюде-
ний, оценочные листы
Результаты и материа- лы тематических работ
Результаты и матери-
алы итогового контроля
Достижения во внеучеб-
ной деятельности


Слайд 31Система оценки: примеры инструментария. Итоговая комплексная работа, 1 класс


Слайд 32Учитель начальной школы
Позиционирование учителя

Позиция учителя-профессионала
демонстрирует культурные образцы действий
инициирует пробные действия

детей
консультирует, корректирует действия
ищет способы включить в работу каждого

Позиция воспитателя
создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей
“со-участник”, “третейский судья”

Позиция педагогической поддержки
оказывает адресную помощь ребенку:
не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать


Слайд 33Учитель начальной школы
Профессиональное мастерство
Проектирование учебного процесса
тематическое планирование учебного процесса на основе

проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса,
проектирование «учебных ситуаций»;
Организация работы учащихся
в группах и парах,
в мобильных группах,
индивидуальная поддержка детей,
организация проектной деятельности;
Оценочная деятельность


Слайд 34Учитель начальной школы
ИКТ-компетентность
Общепользовательские инструменты
текстовый редактор,
редактор презентаций,
динамические таблицы, базы данных
Мультимедийные информационные источники
Инструменты

коммуникации
электронная почта,
Интернет
ИКТ-средства
системы управления учебным процессом,
интерактивная доска,
цифровое и мультимедийное учебное оборудование


Слайд 35Пусть этот год будет успешным!
standart.edu.ru


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика