Организация учебного процесса презентация

Методы и приемы обучения, их выбор. Средства обучения. Формы организации обучения. Виды и системы обучения.

Слайд 1ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Слайд 2Методы и приемы обучения, их выбор.
Средства обучения.
Формы организации обучения.
Виды и системы

обучения.

Слайд 4Метод
Приёмы
Приёмы
Метод (др.-греч. methodos) – способ, путь к цели.
Метод обучения – система

последовательных взаимосвязанных действий учителя и ученика, позволяющая достичь поставленной цели обучения.

Приём обучения – часть метода, единичное действие.


Слайд 5Словесные


Наглядные


Практические
Источник обучения
Слово, речь
Наглядный образ
Практический опыт
рассказ
беседа
лекция
учебная дискуссия
демонстрация
иллюстрация
упражнение
лабораторная работа
практикум





Традиционная классификация
методов обучения
Применение каждого

метода основано на взаимодействии учителя и ученика.
Особенности деятельности учителя и ученика в методе обучения рассмотрим на примере следующей классификации.

?


Слайд 6











Исследовательский
Объясняет и даёт установку на повторение, запоминание
Излагает учебный материал как путь

решения проблемы

Организует самостоятельную деятельность учащихся по поиску новых знаний

Создаёт ситуацию, требующую, «домыслить» недостающий элемент в изучаемом материале

Репродуктивный

Проблемного изложения

Эвристический (частично-поисковый)

Многократно повторяют, запоминают

Следят за ходом мысли учителя, получают образец построения логических рассуждений

Ищут недостающую часть, осмысливая уже известные элементы и связи

Самостоятельно добывают новые знания

Выработка навыков

Выработка умений самоорганизации познания

Формирование логики познания

Формирование умений обнаруживать связи, зависимости

Объясняет, организует восприятие и осмысление учебного материала

Объяснительно-иллюстративный

Воспринимают, осмысливают

Высокая скорость изучения материала


познавательная самостоятельность


Учитель

Ученики

Эффективность







Классификация методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)



Слайд 7



цели
содержание материала
Выбор методов обучения
внешние Условия
материально-технические
временные
Учебный материал
особенности учебного предмета
Ученики
уровень подготовленности
возрастные особенности
Учитель
уровень

педагогического мастерства

личностные особенности

индивидуальные особенности

образования

воспитания

развития

социально-психологические особенности





прочие




Слайд 8




По источнику
Другие
Классификации
По характеру УПД
Словесные
Наглядные
Практические
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Проблемного изложения
Эвристический
Исследовательский





Слайд 9




Активизации УПД
Структуризации учебного материала
Применения дидактических средств
Организационные
Привлечения внимания
Постановки задач
Объяснения заданий
Оценивания
Организации самостоятельной

работы

Проблемный вопрос
Переадресация вопроса
Занимательное задание
Организации обсуждения
Организации игровых моментов
Создания ситуаций успеха

Использования наглядности
Использования дидактического материала
Работы с учебником
Работы с таблицами, схемами, словарями, справочниками

Визуализации мыслительного процесса
Построения структурно-логических схем
Построения таблиц
Отбора ключевых понятий

Другие











Слайд 10




По источнику
Другие
Классификации
По характеру УПД
Словесные
Наглядные
Практические
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Проблемного изложения
Эвристический
Исследовательский




Активизации УПД
Структуризации мат-ла
Другие



Слайд 11Материализованные
Материальные
Средства обучения (дидактические средства) – это предметная поддержка учебного процесса: объекты,

используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе.

Речь
Мимика и жесты
Деятельность

Учебник, учебная книга
Наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.)
Дидактический материал
Технические средства обучения
Лабораторное оборудование

Рассказ
Беседа
Лекция
Демонстрация
Иллюстрация
Упражнение
Лабораторная работа




Слайд 12



Компенсаторная
облегчают процесс обучения, компенсируют обучающимся нехватку опыта, экономят время и силы
помогают

приспособить учебный материал к возрастным и индивидуальным особенностям детей
являются непосредственным источником информации или способствуют передаче информации
объединяют в себе различные свойства изучаемых предметов и явлений, позволяют рассматривать их многосторонне

Функции средств обучения

Адаптивная

Информативная

Интегративная

Средства обучения




Слайд 13




По источнику
Другие
Классификации
По характеру УПД
Функции
Виды
Словесные
Наглядные
Практические
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Проблемного изложения
Эвристический
Исследовательский




Материальные
Материализованные


Активизации УПД
Структуризации мат-ла
Другие

Речь
Деятельность
Компенсаторная
Адаптивная
Информативная
Интегративная






Слайд 14
Классификация И.Н. Казанцева и Б.П. Есипова
по основной цели и месту в

системе уроков

Урок-путешествие
Интегрированный урок
Урок-аукцион
Урок-исследование
Театрализованный урок
Урок-игра
Урок-дискуссия
Другие


Традиционные



Нестандартные

Объяснения нового материала
Закрепления изученного
Выработки умений и навыков
Контроля
Обобщения и систематизации
Комбинированный








Уроки стандартной, устоявшейся структуры

Уроки нетрадиционной структуры

Обязательные элементы любого урока: организационное начало и подведение итогов

Разнообразие, увлекательность, развитие интереса к предмету, к учению


Оптимизация структуры


Однообразие

Неотработанность структуры





Урок – основная форма обучения


Слайд 15Форма обучения – это способ организации учебного процесса на основе взаимодействия

методов, приёмов и средств обучения.

Лекция
Демонстрация
Иллюстрация
Рассказ
Беседа
Другие

Одна из распространённых форм организации учебного процесса – лекция

Интерактивная доска
Ментальная карта
Структурно-логические схемы
Речь
Жесты, мимика
Видеоролик
Аудиозапись

Активизации внимания
Стимулирования мышления
Применения дидактических средств
Структуризации учебного материала




Методы

Средства

Приёмы









(основной)

Форма отражает внешнюю сторону организации учебного процесса.
Форма учебного занятия способствует реализации не одной цели (как метод), а комплекса дидактических целей.


Слайд 16На уроке учитель один,
а учеников много.

Как организовать
их учебно-познавательную

деятельность?


Фронтальные

Индивидуальные

Групповые

Учебный процесс может осуществляться и вне урока.
Внеурочные формы разнообразны, но в их организации также используется фронтальная, индивидуальная
и групповая работа учащихся.


Слайд 17




Уроки
Внеурочные
Учебно-позн. деят. (УПД)
По источнику
Другие
Классификации
По характеру УПД
Функции
Виды


Групповые
Индивидуальные
Фронтальные
Нестандартные
Традиционные

Конкурс
Олимпиада
Кружок

Другие
Викторина
Словесные
Наглядные
Практические
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Проблемного изложения
Эвристический
Исследовательский




Материальные
Материализованные


Активизации УПД
Структуризации мат-ла
Другие

Речь
Деятельность
Компенсаторная
Адаптивная
Информативная
Интегративная









Слайд 18




Программированное
Модульное
Видеообучение
Интернет-обучение
Развивающее
Проблемное
По ведущим формам
По ведущей концепции
По ведущим методам
Репродуктивное (догматическое)
Эвристическое
Объяснительно-иллюстративное (сообщающее)
Классно-урочное
Лекционно-семинарское
Виды

обучения определяются в результате разделения разнообразных учебных процессов по какому-либо основанию

По ведущим средствам

Индивидуальное
Фронтальное
Групповое
Коллективное

По условиям

Школьное
Внешкольное
Домашнее









Виды обучения, существующие достаточно долго, сформировались как системы взаимосвязанных форм, методов, приёмов и средств обучения


Слайд 19Помимо общепризнанных систем обучения, есть авторские системы, созданные на основе оригинальной

идеи или авторской концепции .








Классно-урочная

класс

единое планирование

УЗ: урок

один предмет на одном УЗ

чередование учебных занятий (УЗ) и перемен

педагогическое управление УПД

разнообразие видов УПД на УЗ














Лекционно-семинарская

группа

единое планирование

УЗ: лекция

один предмет на одном УЗ

чередование учебных занятий (УЗ) и перемен

педагогическое управление УПД

виды УПД зависят
от типа УЗ

поток

УЗ: семинар

самоуправление УПД















Лекционно-семинарская

группа

единое планирование

УЗ: лекция

один предмет на одном УЗ

чередование учебных занятий (УЗ) и перемен

педагогическое управление УПД

виды УПД зависят
от типа УЗ

поток

УЗ: семинар

самоуправление УПД


Система обучения – это целостное единство взаимосвязанных
и взаимодействующих форм, средств, методов и приёмов организации учебного процесса


Слайд 20




Уроки
Внеурочные
Учебно-позн. деят. (УПД)
По источнику
Другие
Классификации
По характеру УПД
Функции
Виды
Классно-урочное
Лекционно-семинарское
Дистанционное
Заочное
Домашнее
Другие


Групповые
Индивидуальные
Фронтальные
Нестандартные
Традиционные

Конкурс
Олимпиада
Кружок

Другие
Викторина
Словесные
Наглядные
Практические
Развивающее
Проблемное
Индивидуальное
Дифференцированное
Программированное
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Проблемного изложения
Эвристический
Исследовательский




Материальные
Материализованные


Активизации УПД
Структуризации мат-ла
Другие

Речь
Деятельность
Компенсаторная
Адаптивная
Информативная
Интегративная


















Слайд 21




Уроки
Внеурочные
Учебно-позн. деят. (УПД)
По источнику
Другие
Классификации
По характеру УПД
Функции
Виды
Классно-урочное
Лекционно-семинарское
Дистанционное
Заочное
Домашнее
Другие


Групповые
Индивидуальные
Фронтальные
Нестандартные
Традиционные

Конкурс
Олимпиада
Кружок

Другие
Викторина
Словесные
Наглядные
Практические
Развивающее
Проблемное
Индивидуальное
Дифференцированное
Программированное
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Проблемного изложения
Эвристический
Исследовательский




Материальные
Материализованные


Активизации УПД
Структуризации мат-ла
Другие

Речь
Деятельность
Компенсаторная
Адаптивная
Информативная
Интегративная








Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика