Слайд 1ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
Васина Е.В., к.б.н., доцент кафедры
ООПД ГОУ «КРИРПО»
Слайд 2Культурно- массовая (досуговая) деятельность
призвана привлекать и
Приобщать молодежь к культуре
через творчество, активный отдых,
общение, развлечения.
Слайд 3Досуг необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека
Это
часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности.
Слайд 4Свободное время
Досуг необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека
Слайд 5Функции досуга:
коммуникативная,
информационно-просветительная,
культуротворческая,
рекреативно-оздоровительная.
Слайд 6 Культурно-массовое (досуговое)
мероприятие:
мероприятие направленное на удовлетворение духовных, эстетических, интеллектуальных и других потребностей населения в сфере культуры и досуга, содействие свободному участию граждан в культурной жизни общества, приобщения к культурным ценностям, проводимое в специально определенных для этого местах (в помещениях, на территориях, а так же в зданиях, сооружениях, на прилегающих к ним территориях, предназначенных (в том числе временно) или подготовленных для проведения такого мероприятия).
Слайд 7Цель культурно-досугового мероприятия:
организация содержательного свободного времени детей и молодёжи,
повышение
общей культуры, духовности и образованности в молодёжно-юношеской среде;
формирование у подрастающего поколения негативного отношения к асоциальным процессам;
приобщение к здоровому образу жизни;
Слайд 8Задачи культурно-досугового мероприятия:
организация социально-значимой полезной деятельности (проектов) и вовлечение в
её реализацию детей, подростков и молодёжи;
социализация и адаптация личности в обществе и культуре
оказание всесторонней помощи в развитии индивидуальных задатков и способностей индивида;
самореализации и самоактуализации личности;
Воспитание нравственности, приобщение к этическим нормам и ценностям человеческого общества;
популяризация здорового образа жизни;
Слайд 9Основные формы культурно-досуговых мероприятий:
праздник (государственный, традиционный, профессиональный, семейный, фольклорный, спортивный);
вечер (тематический,
чествования, отдыха, встречи, выпускной, литературный, музыкальный, песни, танцев и др.);
концерт (тематический, театрализованный, отчетный, сольный и др.);
программа (игровая, шоу);
фестиваль (искусств, народного творчества, дружбы и др.), конкурс, смотр (профессиональный, игровой, творческих коллективов и др.);
бал (выпускной, костюмированный, новогодний);
карнавал, шествие, парад, митинг;
выставка (авторская, художественная, прикладного творчества, фото, народных промыслов, цветов, животных и др.);
спектакль;
Слайд 10Основные формы культурно-досуговых мероприятий:
демонстрация кинофильмов, видеопрограмм, проектов..;
спортивно-оздоровительное мероприятие;
протокольное, корпоративное мероприятие (торжественные
приемы, презентации );
информационно-просветительское мероприятие;
гостиная (литературно-музыкальная, поэтическая и др.);
встреча с деятелями культуры, науки, литературы, лидерами общественных организаций и др;
форум;
круглый стол;
семинар, семинар-практикум, мастер-класс и др;
лекционное мероприятие, лекторий (тематический, кино-, видео-);
дискуссия, беседа;
иные формы.
Слайд 11Культурно-досуговые мероприятия классифицируются по следующим основным признакам:
- по содержанию (познавательные, развлекательные);
- по времени (кратковременные, периодические, систематические);
- по характеру (пассивные, активные);
- по направленности контактов ( непосредственные и опосредованные).
Слайд 12Законодательная база:
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон Российской Федерации от 19
июня 2004 г. N 54-ФЗ (О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях )
Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"от 9 октября 1992 г. N 3612-I
Гражданский кодекс Российской Федерации,
Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»,
Закон « Об основах туристической деятельности в Российской Федерации».
Законы РФ «Об образовании»;
Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1995),
Закон «Об общественных объединениях» (1995),
Закон «О некоммерческих организациях» (1995),
Закон «О национально-культурной автономии»
Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
Конвенция о правах ребенка (принята ООН в 1989 г.).
Слайд 13Принципы, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с подростками:
информационной
насыщенности,
эмоциональности,
массовости,
активности,
самостоятельности,
диалогичности,
комплексности,
дифференцированного подхода,
преемственности и последовательности приобщения обучающихся к ценностям культуры,
многообразия и вариативности воспитательного влияния культурно-досуговой деятельности,
формирования у них опыта социального взаимодействия,
взаимодействия руководителя и участников.
Слайд 14ТИПЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ В ОУ
разовая игровая программа;
конкурсно-игровая программа по заданной
тематике;
игра-спектакль;
театрализованная игра;
зрелище;
праздник;
длительная досуговая программа.
Слайд 15РАЗОВАЯ ИГРОВАЯ ПРОГРАММА
- Не требует подготовки участников. Участники включаются в игру
непосредственно в ходе «действа».
- Педлагаемые игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке.
Слайд 16КОНКУРСНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА ПО ЗАДАННОЙ ТЕМАТИКЕ
Предполагает предварительную подготовку участников.
Это
может быть турнир, КВН, интеллектуальная игра и др.
Образовательный и воспитательный смысл состоит в подготовке, совместном творчестве обучающихся.
Слайд 17ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСНО-ИГРОВЫХ ПРОГРАММ В ФОРМЕ КВН:
– Важно не превратить
игру в обычный экзамен, лишить подростков возможности импровизировать, проявлять выдумку, фантазию;
– основная задача КВН – привить вкус к тонкой, интеллигентной шутке, научить видеть смешное в себе, окружающей жизни.
- самостоятельность участников должна сопровождаться тонким педагогическим руководством;
Для конкурсно-игровой программы в форме КВН необходим полный сценарий с формулировкой педагогических задач, описанием мероприятий подготовительного периода, списком рекомендуемой литературы.
Слайд 18ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ -
это игры, где успех достигается прежде всего за
счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.
важнейшей задачей организаторов игры является качественный подбор и составление вопросов
Слайд 19Основные типы интеллектуальных игр
Слайд 20Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы (например, педагоги-организаторы, педагоги
дополнительного образования и др.).
Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.
Игра-спектакль.
Слайд 21Театрализованная сюжетная игра
Требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, достаточно
длительный период подготовки.
Темы игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п.
В оформленном виде такая программа должна предусматривать для учащихся возможность самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:
– четко изложенные педагогические задачи;
– план подготовки игры;
– экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу действия);
– сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения учащихся в ту или иную ситуацию.
Слайд 22Зрелище (концерт, спортивное состязание и др.)
Характеризуется наличием
- исполнителей
- зрителей
Требует такой организации, при которой обучающиеся смогут выступать в роли артист зритель.
Воспитывает у молодежи зрительскую культуру – умения спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников.
Слайд 23Праздник
Предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием
всех обучающихся.
Праздничные формы культурно-досуговой деятельности:
– слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества,
– приветствия, презентации, церемонии;
– гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;
– физкультурные праздники;
– тематические недели, тематические дни и др.
Программа праздника в написанном виде должна содержать не только перечень концертных номеров, но и план подготовки праздника, где описаны все организационные мероприятия и указаны ответственные за них. Чем больше обучающихся включено в графу «ответственный», тем большее воспитательное, социализирующее значение имеет событие.
Слайд 24Длительная досуговая программа
Рассчитана на постоянный состав участников (кружок, клуб, группа, курс)
и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, года и более.
Особенности длительной сюжетно-ролевой игры:
– наличие развивающей социальной идеи (сюжета);
– наличие коллективной творческой деятельности обучающихся (в качестве системообразующего фактора);
– разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для самовыражения личности);
– создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;
Обязательное правило – наличие четких этапов, каждый из которых начинается и заканчивается ярким событием. Примером могут служить предметные недели «путешествия с привалами», «робинзонады», ситуационно-ролевые игры «с погружением» (по типу «Хоббитских игр»).
Слайд 25Длительная досуговая программа должна носить выраженный образовательный характер.
Представленная документально, во
многом схожа с образовательной программой и должна включать:
– пояснительную записку с указанием целей, задач, ожидаемых результатов, форм и методов реализации программы;
– описание содержания программы;
– характеристику ее материального обеспечения;
– список литературы.
Слайд 26Этапы подготовки культурно-досуговой программы
1 этап обоснования выбора программы
Раздел I. Распределение обязанностей разработчиков
программы.
Раздел II. Название программы. Выбор темы будущего проекта.
Раздел III. Постановка целей и задач. (Задачи являются поэтапными ступенями достижения поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат).
Раздел IV. Аудитория программы (возрастные, психологические, социально-демографические и др. признаки аудитории).
Раздел V. Определение формы программы, времени и места ее проведения.
Слайд 27Этапы подготовки культурно-досуговой программы
2 этап – написание сценария или сценарный план.
Сценарий программы
– это подробная текстовая разработка, включающая как литературную основу, так и организационные аспекты содержания программы.
Сценарий предполагает последовательное изложение материала с первого эпизода/номера ко второму и т.д. сценарная разработка не предлагает «кускообразности», т.е. от первого эпизода/номера ко второму обязательно должен быть плавный переход.
Слайд 28Композиционная структура сценария культурно-досуговой программы:
1. Экспозиция – начальная, вступительная часть сценария дает
необходимые сведения о предстоящем действии, о героях и жизненных обстоятельствах. Знакомит с правилами сценической игры. Пролог – прямое обращение автора к зрителю, краткий рассказ о характере будущего представления.
2. Завязка – момент возникновения проблемы, которая выливается в развитие конфликта. С завязки начинается движение всего действия, его развитие.
3. Кульминация – высшая точка напряжения действия. Она играет существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и разрешении конфликта.
4. Развязка – заключительный момент в развитии действия сценария, который является моментом полного разрешения конфликтной ситуации.
5. Финал – эмоционально-смысловое завершение произведения. Может быть эпилог. Эпилог аналогичен прологу, т.е., если в начале сценария автор вводит зрителя в мир героев, знакомит с характером действия, то финал подводит определенные итоги, дает оценку завершившемуся действию.
Сценарии концертно-зрелищных, конкурсно-игровых программ не предполагают конфликтных ситуаций при сохранении экспозиции, завязки, кульминации и финала.
Слайд 29Общие рекомендации по разработке культурно-досуговых программ
Особенности целей и задачкультурно-досуговых программ:
Цели связаны
с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я»-концепци
Слайд 30Задач:
развитие творческих способностей и эмоциональной сферы обучающихся;
приобщение к основам
художественной, коммуникативной, артистической культуры;
формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;
укрепление здоровья обучающихся;
формирование опыта организации содержательного досуга.
Слайд 31Содержание культурно-досуговой программы связано с
приобщением обучающихся к культуре;
овладением ими первоначальными основами культуры
исполнения и культуры восприятия;
развитием у обучающихся творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;
постижением искусства общения, поведения, культуры речи;
воспитанием гуманности, толерантности;
формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;
освоением обучающимися основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).
Слайд 32 Группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы:
1) традиционные массовые мероприятия
образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);
2) досуговые дела отдельного объединения обучающихся (учебной группы в системе дополнительного образования) – экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;
3) совместные досуговые дела нескольких учебных групп, курсов, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);
4) «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни подростки вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей.
Слайд 33Методы осуществления культурно-досуговых программ
В зависимости от типа и содержания программы можно
использовать:
– игровые методы,
– упражнения.
– обсуждения,
– создание, проигрывание и анализ ситуаций,
– творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.),
– театрализации
- флешмоб
Слайд 34Ожидаемых результаты
– осознание обучающихся своих возможностей и способностей, путей и способов
их реализации в свободное от учебы время;
– изменение установок обучающихся на способы и формы проведения своего досуга; его значимости для развития и самореализации личности;
– приобретение обучающимися практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
– освоение обучающимися основных средств общения, основ зрительской культуры;
– повышение культуры взаимоотношений подростков и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
– изменение атмосферы в группе, учреждении в целом на основе массового участия обучающихся в совместных досуговых мероприятиях;
– формирование традиций образовательного учреждения.
Слайд 35 Схема анализа досугового мероприятия
1. Общая характеристика группы: состав, возраст, учет возрастных и
индивидуальных особенностей, интересов, запросов обучающихся.
2. Место и время проведения.
3. Тема, цель, форма проведения.
4. Анализ качества подготовки мероприятия: наличие плана проведения; определение задач; активность обучающихся и педагога; участие и заинтересованность администрации, родителей и др.
5. Анализ хода мероприятия: содержание и воспитательная направленность; отношение обучающихся к мероприятию, увлеченность, творчество, инициатива; характеристика педагогических средств; проявление качеств педагога, его авторитет; создание условий для влияния на молодежь.
6. Выводы, замечания, предложения: оценка методического своеобразия и эффективности мероприятия; недостатки в ходе подготовки и проведения мероприятия, пути их устранения; пожелания по улучшению подготовки, содержания и форм организации мероприятия.
Слайд 36Сделайте экспертную оценку программы по следующей схеме:
- Насколько программа соответствует (по
содержанию, видам деятельности, игровым ситуациям) возрастным психолого-физиологическим особенностям участников программы их познавательным, творческим интересам и потребностям?
- Насколько значимы проектируемые цели программы для развития личности подростка (интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, физическое)?
- Каким образом опыт участия в программе обогащает структуру свободного времени ее участников?
- Описаны ли в программе технологии, стимулирующие создание условий для проявления творческих способностей, содержательного общения молодежи?
- Какие рекомендации по совершенствованию программы могут быть предложены ее разработчикам?