Слайд 1доктор исторических наук
Кринко Евгений Федорович
Магистерский семинар
Слайд 2Занятие 2. Организация и проведение исследования
Научная работа как жанр: структура и
содержание.
Основные этапы организации и проведения исторического исследования.
Выбор темы и постановка проблемы.
Цель и задачи, актуальность и научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
Структура работы: роль введения, основной части и заключения.
Язык и стиль научной работы.
Правила цитирования источников. Научно-справочный аппарат и правила оформления научного исследования.
Слайд 3Литература:
Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М.: Директ-Медиа, 2014. 305 с.
Райзберг
Б.А. Написание и защита диссертаций. Практическое руководство М.: Маросейка, 2011. 199 с.
Герасимов И.Г. Научное исследование. – М.: Политиздат, 1972.
Голдстейн М., Голдстейн И.Ф. Как мы познаем. Исследование процесса научного познания. – М.: Знание, 1984.
Зиганов М. Как повысить культуру чтения. 6-е изд., пер. и доп. М., 2000. Кн. 1–3.
Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. М., 1998.
Кузнецов И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы, методика подготовки и оформления. Учеб-метод. пособие. 2-е изд. М., 2004.
Слайд 4Научная работа как жанр
Наука представляет собой особую форму познания мира, которую
отличает: 1) эксплицитность – открытое формулирование правил изучения; 2) системность, 3) валидность – обоснованность, достоверность выводов; 4) контролируемость и проверяемость получаемых знаний, 5) точность языка. Научные исследования позволяют сформулировать научные закономерности – устойчивые, повторяющиеся, существенные связи между явлениями, свойствами или процессами.
Слайд 5Научное исследование – система теоретических и эмпирических процедур, позволяющих получить новые
знания об изучаемом социальном объекте для разрешения социальных проблем. Структура исследования включает: объект, субъект, средства и результат. Основными этапами исследования являются: 1) подготовительный, 2) сбор эмпирического материала, 3) обобщения и анализ полученной информации.
Слайд 6Структура исследования
Объект исследования – то, на что направлено изучение, т.е. «носитель»
социальной проблемы (социальная общность или социальный институт). Предмет исследования – свойства объекта, которые подвергаются непосредственному изучению, выражение взаимосвязи проблемы и объекта.
Цель исследования – это модель или образ ожидаемого результата. Это то, ради чего выполняется исследование. Задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели. Выделяют основные и дополнительные задачи.
Слайд 7Этапы исследования
Основными этапами подготовки и проведения исследования являются: формирование замысла работы,
определение темы, цели, задач, методов их решения, составление предварительного плана; библиографический поиск, отбор и подготовка необходимых материалов; группировка и систематизация материала, составление подробного плана работы; написание текста работы; обработка и редактирование рукописи, оформление и представление квалификационной работы к защите.
Слайд 8Структура работы
Структура квалификационной работы включает следующие обязательные элементы: титульный лист, оглавление,
введение, основная часть, заключение, список используемых источников и литературы, приложения.
Во введении рассматриваются обоснование выбора темы – ее актуальность, необходимость научной разработки; обзор существующей литературы; объект и предмет; цель и задачи; принципы и методы; теоретическая и эмпирическая базы, теоретическая и практическая значимость работы; краткий обзор содержания. Объем введения составляет 8 – 12 страниц или 15 – 20 % общего объема работы.
Слайд 9Основная часть делится на 2–4 главы, каждая из которых начинается с
постановки проблемы, выявления ее органической связи с темой исследования, а завершается краткими выводами. Объем основной части не должен превышать 80 % общего объема работы. При этом первая глава может содержать методологические и теоретические основы избранной темы исследования. Главы содержат характеристику решения различных исследовательских задач, отдельных сюжетов квалификационной работы.
Заключение является завершающей частью работы, в нем подводятся ее итоги, характеризуется выполнение поставленных задач, кратко формулируются результаты исследования. Заключение может также включать практические предложения (рекомендации), его объем составляет 3–5 страниц.
Список источников и литературы, послуживших основой для написания работы.
Слайд 10Научный стиль
Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между
частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.
Логичность — это наличие смысловых связей между последовательными единицами текста.
Последовательностью обладает текст, в котором выводы вытекают из содержания, непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.
Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность.
Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий.
Слайд 11Правила цитирования источника
Цитирование — прямое использование текста источника. При добавлении в
текст статьи цитаты в первую очередь следует соблюдать главные требования к цитате: уместность и точность. Цитаты нужны только там, где без них невозможно передать точный смысл или авторский стиль. В остальных случаях информацию источника следует пересказать. Если нет уверенности, что именно эта цитата необходима и именно в этом месте текста, то лучше от цитирования отказаться. Следует избегать объёмного цитирования больших фрагментов текста или использования нескольких цитат большого объёма из одного источника. Для цитирования нужно брать логически законченный фрагмент текста, чтобы полнота цитаты была достаточна для гарантии её смысловой точности. Недопустимо выдёргивать фразы из контекста источника, когда это ведёт к искажению его смысла или хотя бы смыслового оттенка. Цитата обязательно должна быть выделена в тексте статьи и оформлена именно как цитата.
Слайд 12При цитировании можно опустить одно или несколько слов или даже предложений,
если это не исказит смысла текста и если на месте опущенных слов или предложений будут поставлены предупредительные знаки в виде многоточия. Короткие цитаты, как правило, не превышающие двух строк и стоящие внутри основного текста, требуется заключать в кавычки. Если внутри цитаты есть ещё одни кавычки, то они набираются другим рисунком. Протяжённые цитаты, иногда занимающие больше одного абзаца, следует отделять от текста графически. Такие цитаты в кавычки не заключаются. Не заключаются в кавычки и цитаты из стихотворных произведений с сохранением деления на строки.