Слайд 1Обучение как компонент целостного педагогического процесса
Доцент кафедры общей и дошкольной педагогики
и психологии КузГПА,
Костелова Лариса Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент
Слайд 2Тема: Обучение как компонент целостного педагогического процесса
План:
Понятие и сущность обучения, его
основные признаки
Структура процесса обучения.
Закономерности и принципы обучения.
Основные варианты организации процесса обучения.
Слайд 3Обучение -
целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности
ребенка по овладению общественным опытом.
Слайд 4Признаки обучения (1)
Двусторонний характер
Совместная деятельность учителей и учащихся
Руководство со стороны учителя
Специальная
планомерная организация и управление
Целостность и единство
Слайд 5Признаки обучения (2)
Соответствие закономерностям возрастного развития
Целенаправленность и целесообразность
Контролируемость
Продуктивность
Комплексность
Слайд 8Структура учения
Анализ задачи
Принятие учебной задачи
Актуализация имеющихся знаний
Составление плана решения
Реализация плана
Контроль и
оценка решения
Осознание способов деятельности, примененных для решения
Слайд 9Закономерности обучения
Социальная обусловленность целей, содержания, форм и методов обучения.
Взаимосвязь творческой самореализации
ученика и образовательной среды.
Взаимосвязь обучения, воспитания и развития.
Обусловленность результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся.
Целостность и единство процесса обучения.
Слайд 10Принципы обучения
Наглядность.
Доступность.
Сознательность и активность.
Систематичность и последовательность.
Прочность.
Научность.
Связь теории с практикой.
Слайд 11Принципы личностно ориентированного обучения
Принцип личностного целеполагания ученика.
Принцип выбора индивидуальной образовательной
траектории.
Принцип продуктивности.
Принцип ситуативности обучения.
Принцип образовательной рефлексии и др.
Слайд 12Основные варианты организации процесса обучения
Обучение как воспроизводимый учебный цикл с воспроизводимыми
учебными результатами
Обучение как творческий поиск
Слайд 13Обучение как воспроизводимый учебный цикл
Базируется на репродуктивной деятельности
Реализует преимущественно дидактические цели
невысокого познавательного уровня
Является личностно нейтральным
Делает акцент на стандартизированных учебных процедурах
Обучающий выступает как оператор стандартизированных дидактических материалов и ТСО
Слайд 14Базовая модель обучения как воспроизводимого учебного цикла
Жесткая фиксация учебных целей
Предъявление образцов
усвоения
Проработка учащим учебного материала
Диагностический контроль и коррекционные процедуры
Достижение эталонных финальных результатов
Слайд 15Обучение как творческий поиск
Опирается на рефлексивную деятельность
Ставит дидактические цели высокого познавательного
уровня
Предполагает личностную включенность всех участников обучения
Обучающийся и преподаватель – партнеры по учебному исследованию
Слайд 16Базовая модель обучения - творческого поиска
Видение и постановка проблемы
Выдвижение гипотез
Проверка гипотез
Познавательная
рефлексия над результатами и процессом познания
Слайд 17Факторы, влияющие на выбор организационной модели обучения
Ведущие цели обучения, конкретные задачи
изучения темы, раздела
Характер учебного материала, его образовательные, развивающие возможности
Уровень подготовленности обучающихся. Степень их интереса к изучаемому
Лимит времени
Интеллектуальный климат группы
Наличие оборудования и дидактических средств
Возможности и предпочтения самого преподавателя
Слайд 18Виды обучения:
объяснительно-иллюстративное;
проблемное обучение;
программированное обучение;
алгоритмизированное обучение;
дистанционное обучение.
Слайд 19Объяснительно-иллюстративное обучение -
обучение на основе предъявления готовых знаний и образцов деятельности.
Слайд 20Программированное обучение -
относительно самостоятельное и индивидуальное освоение знаний и умений по
обучающей программе с помощью компьютерных средств обучения или программированных учебных пособий
Слайд 21Алгоритмизированное обучение -
обучение на основе построения моделей правильных мыслительных операций, кратчайшим
путем ведущих к решению учебных задач
Слайд 22Проблемное обучение -
последовательное и целенаправленное выдвижение перед учеником познавательных задач,
решая которые он под руководством учителя активно усваивает новые знания.
Слайд 23Дистанционное обучение -
обучение с помощью средств телекоммуникаций, когда удаленные друг от
друга субъекты обучения осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся созданием образовательной продукции