Слайд 1Лисенкова Екатерина, гр. 401, ФНЯ
«Обучение диалогической речи»
Слайд 2Обучение диалогической речи
План
Цели и задачи обучения диалогической речи на уроках немецкого
языка.
Содержание обучения диалогической речи в школе.
Методика работы над диалогической речью в школе.
Слайд 3Цели и задачи обучения диалогической речи на уроках немецкого языка
Диалогическое общение:
цепь реплик или серия высказываний, порождаемых одно другим в условиях непосредственного общения.
Реплики – отдельные высказывания, входящие в структуру диалога.
Диалогическое единство (ДЕ) – две иди более смежных реплик, связанных между собой по смыслу , а иногда и с помощью лексико-грамматических и ритмико-интонационных средств.
Реплицирование составляет основной механизм взаимосвязей реплик.
Диалогическое единство является единицей обучения диалогической речи (Н.Ю. Шведова).
Слайд 4
Диалог: характеризуется двусторонним характером, взаимосвязью слушающего и говорящего, взаимной стимуляцией, ситуативностью,
лаконичностью формы и содержанием, спонтанностью, непланируемостью, эмоциональностью, наличием разговорных фраз и клише.
Главная цель: достижение коммуникативно-достаточного уровня владения диалогическими умениями.
Диалогическая речь может выступать в учебном процессе как цель и как средство обучения другим сторонам и видам речевой деятельности.
Полилог – особая форма диалогической речи, в которой участвуют одновременно несколько человек
Слайд 5Уровни обучения диалогической речи:
Уровень реплики.
Уровень диалогического единства.
Уровень микродиалога.
Уровень развернутого диалога, свободной
беседы, обсуждения и дискуссии.
Слайд 6Требования программы
Начальный уровень образования
предусматривает:
участвовать в диалоге в ситуациях повседневного
общения, вести беседу в связи с прочитанным или прослушанным, участвовать в диалоге этикетного характера, участвовать в диалоге-расспросе.
Слайд 7Средний этап обучения
• В 5-7-х классах и 8-9 классах ставятся
задачи:
- овладеть диалогом этикетного характера, диалогом-расспросом, диалогом-побуждением, диалогом-обменом мнениями;
- увеличение объема учебных диалогов до 2-х реплик со стороны каждого учащегося (5-7-е классы) и до 5-7 реплик (8-9-е классы); комбинирование разных видов диалогов.
Слайд 8
Среднее (полное) общее образование предусматривает:
овладение диалогами этикетного характера, диалогами-расспросами,
диалогами-побуждения к действию, диалогами-обмен информацией, диалогами смешанного типа; 6-7 реплик со стороны каждого ученика
Слайд 9
Профильный уровень предусматривает:
- совершенствование умений участвовать в
диалогах разных функциональных типов;
- участие в полилоге, в т.ч. в форме дискуссии, с соблюдением речевых норм, правил поведения; увеличивается объем высказываний
Слайд 10*Содержание обучения диалогической речи в средней школе
В содержании обучения диалогической
речи выделяют три компонента: лингвистический, психологический и методо-логический (дидактический).
Слайд 11Лингвистический компонент
включает:
1) знание лингвистических характеристик диалогической речи;
2) знание функциональных
типов диалогов, их лингвистические и речевые особенности;
3) специальный речевой материал (ДЕ, клише, речевые формулы);
4) тематика ситуаций, в которых происходит диалогическое общение;
5) программный лексический и грамматический материал.
Слайд 12Психологический компонент
включает:
учет мотивов и интересов учащихся по овладению данным видом речевой
деятель-ности;
знание психологических характеристик диало-гической речи;
разные виды умений, обеспечивающие функ-ционирование диалогической речи;
характер взаимодействия умений диалогичес-кой речи с другими видами речевых умений.
Слайд 13Методологический (дидактический) компонент:
умения пользоваться различными опорами в виде наглядно представленной речевой
ситуации;
в виде реальных ситуаций;
темы или мотивов разных (взаимосвязанных) тем;
логико-синтаксических схем;
образцов диалогических высказываний.
Слайд 14Методика работы над диалогической речью в школе
Этапы формирования диалогических умений:
1) формирование основ обучения диалогической речи;
2) совершенствование умений диалогической речи.
Слайд 15 Принципы обучения диалогической речи:
Создание мотивации у учащихся .
Учет лингвистических и
психологических характеристик д/речи.
Овладение специфическими единицами языка, характерными для диалогической речи (штампы, клише, формулы речевого этикета).
Адекватность упражнений формируемым диалогическим действиям.
Учет разных стратегий при обучении типам и видам диалогических сообщений.
Обучение диалогической речи должно носить характер естественного процесса общения.
Учет характера взаимодействия диалогической и монологической форм речи.
Использование разнообразных видов наглядности и опор.
Слайд 16Пути обучения диалогической речи:
Путь «сверху»;
Путь «снизу»;
*Диалог с пошаговым управлением.
Слайд 17Виды учебно-речевый ситуаций при обучении диалогической речи:
Искусственные (учебные) и естественные ситуации.
Микро-
и макроситуации.
Экстралингвистические (внеязыковые) и вербальные (языковые).
Слайд 18Способы создания учебно-речевых ситуаций на уроках ИЯ:
словесное описание ситуации;
использование наглядности в
создании речевых ситуаций;
инсценирование готовых текстов (драматизация);
проигрывание ролевых игр;
использование реальных обстоятельств.
Слайд 19Функции учебно-речевых ситуаций:
компонент содержания обучения языку;
прием обучения лексике, грамматике, фонетике,
монологу, диалогу;
прием организации языкового и речевого материала;
прием стимулирования речевой деятель-ности учащихся;
Слайд 20Использование игр при обучении диалогической речи:
Обучение диалогической речи через речевые
действия.
Широкое использование ролевых и деловых игр.
Слайд 21Упражнения для обучения диалогической речи:
Подготовительные (условно-речевые) упражнения;
Речевые упражнения;
Контролирующие упражнения
(И.Л.Бим).
Слайд 22Контроль умений в диалогической речи:
Количественные показатели:
1) количество реплик со стороны
каждого собесед-ника;
2) количество разнотипных диалогических единств;
3) количество пауз хезитации.
• Качественные показатели:
1) спонтанность;
2) эмоциональная окрашенность;
3) умение выступать в различных ролях;
4) умение сочетать разные типы микродиалогов;
5) умение решать поставленные коммуникативные задачи в ходе диалогического общения;
6) грамматическая, лексическая и фонетическая правильность высказывания.