Слайд 1ЛЕКЦИИ
Теория и методика физического воспитания
Доктор педагогических наук, профессор
Марина Геннадьевна
Янова
Слайд 2Лекция №7
Общие основы обучения и воспитания в процессе физической подготовки (младший,
средний, старший школьный возраст)
План
1. задачи физического воспитания
2 . средства физического воспитания
3. особенности методики обучения и развития физических способностей
Слайд 3 Младший школьный возраст
1. задачи физического воспитания
Образовательные задачи в младшем школьной
возрасте связаны с формированием ДУ и ДН, обогащением двигательного опыта, а также с приобретением знаний о значении ФУ для здоровья человека, о двигательном режиме, о личной гигиене, закаливании.
Слайд 4ЗАДАЧИ:
Оздоровительная задача – состоит в содействии естественному развитию организма детей, обеспечении
повышения его функциональных возможностей, формировании осанки, борьбе с избыточным весом учащихся.
Развитие физических качеств – одна из важнейших задач. Быстрота и ловкость – основные качества (лучше всего развиваемые в мл. шк. возрасте)
В развитии выносливости главная задача - способствует повышению аэробных возможностей организма и повышает общую выносливость
Слайд 5Задачи в развитии силы – связаны с формированием осанки и укреплением
отстающих в развитии мышечных групп
Гибкость – у мл. школьников следует поддерживать, чтобы ее показатели не снижались на фоне уменьшения эластичности тканей и увеличения мышечной массы
Пробуждение интереса к ФК – будет реализовываться, если занятия приносят детям радость
Слайд 62 . средства физического воспитания
Строевые упражнения – построение в шеренгу, колонну,
круг и перестроения; выполнение строевых команд, элементы фигурной маршировки – приучают детей к коллективной деятельности.
ОРУ – без предметов и с предметами – решают основные задачи ФВ (особенно ходьба и бег в различных вариантах)
Н: челночный бег 3х10 – развивает ловкость
Равномерный бег 1-2 км – выносливость
30м с максимальной скоростью - быстроту
Слайд 7Подвижные игры – важнейшее средство. Развивают ловкость, выносливость, быстроту
Плавание и передвижение
на лыжах – воспитывают выносливость
Также среди средств (вне уроков) следует отметить:
Классики
Скакалки
Дворовой футбол
Хоккей
Игры с мячом
Катание на коньках, самокатах, санках, велосипедах
Слайд 8
3. Особенности методики обучения и развития физических способностей
1. Особенности применения метода
упражнения:
При обучении предпочтение следует отдавать целостному обучению упражнения; расчлененность снижает интерес детей
Многократное повторение одного и того же упражнения утомляет детей
Чем младше возраст обучаемых, тем нужнее им методическая помощь
Длительные перерывы отрицательно сказываются на обучении (на первых 3-4 уроках изучаем – затем повторяем на последующих занятиях с уточнением отдельных элементов)
Слайд 92. Особенности использования метода наглядности:
Показ должен быть качественным и многократным
Показывать необходимо
непосредственно перед выполнением упражнения
Показывать должен не только сам педагог, но и в качестве показа использовать ребенка, у которого упражнение получается хорошо
К натуральному показу следует добавлять наглядные пособия
Использование предметных ориентиров (цветные шишки, палочки, флажки, обручи)
Слайд 10Объяснение и указания должны быть понятны и доступны всем
Использование образной речи
Словесные
сигналы (счет) для ритма и интенсивности
Выполнение упражнения с громким речетативом-проговариванием
Оценка деятельности
Слайд 11
Основные методы для развития физических способностей младших школьников:
Слайд 12 Средний школьный возраст
1. задачи физического воспитания
Образовательные задачи направлены на совершенствование
приобретенных ранее и овладение новыми сложными умениями и навыками.
Оздоровительные задачи направлены на обеспечение гармонического развития организма путем сглаживания негативных влияний и устранить повышенную утомляемость, нарушение осанки, координации
Слайд 132 . средства физического воспитания
Основными средствами ФВ в средней школе являются
разделы программы, которые в значительной мере обеспечивают прикладную направленность ФВ подростков:
Гимнастика
Легкая атлетика
Плавание
Лыжная подготовка
Кроме того, среди средств важное место занимает спорт.
Слайд 143. Особенности методики обучения и развития физических способностей
Метод упражнения – виды:
стандартно-повторные, переменные. Использование строго регламентированных форм в обучении.
Игровой метод – применяется с целью совершенствования двигательных навыков
Методы обеспечения наглядности
Применение карточек
Тестирование
Срочная информация
Слайд 15Методы использования слова (ученики усваивают терминологию и это позволяет сделать рассказ
более емким и лаконичным):
Дидактический рассказ
Объяснение
Указание
Команда
Самопроговаривание (счет)
Особенность процесса воспитания физических качеств - сочетание учебного материала школьной программы с дополнительными (направлены на развитие того или иного качества)
Слайд 16Использование МЕТОДОВ по четвертям:
1я четверть – отводится легкой атлетике и спортивным
играм (развитие быстроты, скоростных способностей)
2я – элементы раздела «гимнастика» (эстафеты) и элементы борьбы (упражнения скоростно-силового характера, гибкость)
3я – занятия по лыжной подготовке, хоккей, коньки (выносливость)
4я - легкая атлетика и спортивные игры (развитие быстроты, скоростных способностей) – проводится наибольшее количество соревнований
Слайд 17Для развития ловкости в средней школе обязательным условием является наличие элемента
новизны, а именно:
Изменение скорости или темпа выполнения упражнения
Изменение пространственных границ
Усложнение упражнения дополнительными заданиями
Смена способа выполнения упражнения
Изменение силы противодействия в парных упражнениях
Слайд 18Уровень выносливости у подростков будет возрастать под воздействием различных упражнений при
высокой моторной плотности уроков и использовании методов:
Равномерного непрерывного упражнения
Переменного упражнения
Повторного упражнения
В ходе работы над повышением выносливости предпочтение необходимо отдавать равномерному и переменному методам.
Так, у девушек к 14 годам прирост выносливости прекращается, а у юношей – в приросте
Слайд 19Старший школьный возраст
1. задачи физического воспитания
Образовательные задачи – сводятся к получению
необходимого объема знаний, которые после школы позволят пользоваться средствами ФК самостоятельно и осознанно на протяжении всей жизни (в школе д.б. сформирована привычка к каждодневным занятиям ФК)
Оздоровительные задачи - формируют представления о здоровом образе жизни, всестороннее физическое развитие, высокая степень работоспособности
Слайд 20Задачи развития физических способностей – у юношей и девушек значительно различаются
в соответствии с биологическими особенностями
Естественный прирост силы и выносливости у девушек завершается к 14 годам, в то время как у юношей – происходит на протяжении ряда лет
Подвижность суставов у Д. выше, чем у Ю.
Ю. используют больше силовых упражнений, что сказывается на их гибкости.
Т.О.: у Д. следует стимулировать рост силы и выносливости, а гибкость оставить на достигнутом уровне; а у Ю – способствовать росту силы, быстроты, выносливости, и не допускать при этом снижения гибкости
Слайд 212 . средства физического воспитания
Строевые упражнения направлены на закрепление осанки
упражнения из
раздела гимнастики и борьбы – на развитие силы и ловкости
Легкоатлетические У., конькобежная и лыжная подготовка – выносливость; прыжки – скоростно-силовые способности
Спортивные игры – быстрота, ловкость, выносливость
Спорт, спортивные соревнования
Слайд 223. Особенности методики обучения и развития физических способностей
Подводящие упражнения
Метод упражнения –
виды: стандартно-повторные, переменные. Использование строго регламентированных форм в обучении и дополнительных.
Игровой метод – применяется с целью совершенствования двигательных навыков и ловкости
Слайд 23Методы обеспечения наглядности
- показ – демонстрируется преподавателем в замедленном или
обычном темпе
- Показ на другом ученике, который владеет техникой выполнения упражнения лучше
- Плакаты, кино, видео материалы
Словесные методы
Рассказ Объяснение
Указание команда