Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания. (Часть 2) презентация

Содержание

План лекции Методические принципы физического воспитания Средства и методы физического воспитания Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям Развитие физических качеств Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания

Слайд 1

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра «Физическое воспитание и спорт»

Общая физическая и спортивная подготовка
в системе физического воспитания (часть 2)


Слайд 2План лекции
Методические принципы физического воспитания
Средства и методы физического воспитания
Основы обучения движениям.

Этапы обучения движениям
Развитие физических качеств
Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания

Слайд 3 Методические принципы физического воспитания
Физическое воспитание – один из видов педагогического

процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
систематичность;
динамичность.

Слайд 4 Принцип сознательности и активности
предусматривает формирование осмысленного отношения

и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

Слайд 5 Принцип наглядности
наглядность – необходимая предпосылка освоения движения.
непосредственная

наглядность – это показ двигательного задания самим преподавателем или наиболее подготовленным студентом.
в некоторых спортивных движениях важную роль играет ритм. В этом случае понятие «наглядность» включает слуховое восприятие.

Слайд 6Принцип доступности и индивидуализации
предусматривает учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности,

а также индивидуальные различия в физических и психических способностях занимающихся.
Полное соответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех сил занимающегося и означает оптимальную меру доступности.

Слайд 7это регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

Любая нагрузка имеет четыре

фазы:
расходование энергии;
восстановление;
сверхвосстановление;
возвращение к исходному уровню.

Принцип систематичности


Слайд 8Изменение уровня работоспособности под влиянием повторных
физических нагрузок

в тренировочном цикле
(по Н.Г. Озолину)

Слайд 9Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в постановке все более

трудных заданий по мере выполнения предыдущих, т.е. регулярное обновление учебного материала, увеличение объема и интенсивности нагрузок.

Принцип динамичности


Слайд 10Прямолинейное повышение нагрузок используется, когда общий уровень их сравнительно невысок и

требуется постепенно втянуться в работу.
Ступенчатая динамика резко стимулирует тренированность на базе уже проделанной работы.
Волнообразные колебания нагрузок в недельном, месячном, годовом циклах являются своеобразным фоном, на который накладывают­ся прямолинейная и ступенчатая динамика.

Динамика нагрузок характеризуется постепенностью, проявляющейся в различных формах:

Прямолинейное повышение нагрузок используется, когда общий уровень их сравнительно невысок и требуется постепенно втянуться в работу.
Ступенчатая динамика резко стимулирует тренированность на базе уже проделанной работы.
Волнообразные колебания нагрузок в недельном, месячном, годовом циклах являются своеобразным фоном, на который накладывают­ся прямолинейная и ступенчатая динамика.


Слайд 11Основные формы динамики нагрузки (сплошная линия – динамика объема недельной нагрузки,

пунктирная – динамика интенсивности).



Слайд 12Средства физического воспитания
Физические упражнения
Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы


Слайд 13Физическое упражнение
– это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического

воспитания.


Слайд 14Классификация физических упражнений по их требованиям к физическим качествам
скоростно-силовые, характеризующиеся

максимальной мощностью усилий (спринтерский бег, прыжки, поднимание штанги и т.д.)
требующие преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера( бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.д.)




Слайд 15
требующие проявления координационных и других способностей в условиях строго регламентированной программы

движений (акробатические и гимнастические упражнения и т.д.)
требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий(борьба, спортивные игры)


Слайд 16Классификация физических упражнений
к циклическим движениям относятся такие , в которых все

элементы, составляющие один цикл, обязательно повторяются в одной и той же последовательности во всех циклах. Каждый цикл движений тесно связан с предыдущим и последующим (ходьба, бег, плавание)
Ациклические движения не обладают слитной повторяемостью циклов и представляют собой стереотипно следующие фазы движений, имеющие четкое завершение
( прыжки в высоту или в длину, кувырки).

Слайд 17Оздоровительные силы природной среды
Солнечная энергия, свойства воздушной и водной среды служат

средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.

Слайд 18Оздоровительные силы природной среды
Используются в процессе физического воспитания в двух направлениях:
как

сопутствующие условия (занятия на открытом воздухе, в условиях горного климата), усиливающие воздействие физических упражнений;
при организации специальных дозированных процедур ( сеанс закаливания, воздушные и солнечные ванны).

Слайд 19 Гигиенические факторы
соблюдение гигиенических правил в процессе физического

воспитания усиливает положительный эффект физических упражнений.
требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, освещенность, вентиляция мест занятий) способствуют эффективности проводимых физических упражнений.

Слайд 20Методы физического воспитания
метод регламентированного упражнения;
игровой;
соревновательный;
словесный;
сенсорный


Слайд 21- твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений);

- по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха;
- создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).

Метод регламентированного упражнения предусматривает:


Слайд 22Метод регламентированного упражнения
Цель метода: обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных

умении, навыков или направленное воздействие на развитие определенных физических качеств, способностей.


Слайд 23
Игровой метод применяется на основе любых физических упражнений и не обязательно

связан с какими-либо играми, например футболом, волейболом и т.д.

Игровой метод


Слайд 24 Игровой метод
К

особенностям игрового метода относится «сюжетная» организация игры, т.е. деятельность организуется с замыслом, предусматривающим достижение определенной цели.

Игровой метод используется, для того чтобы комплексно совершенствовать двигательную деятельность в усложненных или облегченных условиях, развивать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность.


Слайд 25 используется в элементарных формах и в самостоятельном виде

в качестве контрольно - зачетных или официальных спортивных соревнований.
Основная черта – сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.
Применять этот метод необходимо после специальной предварительной подготовки.

Соревновательный метод


Слайд 26
В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено

в форме:

дидактического рассказа, беседы, обсуждения;
инструктирования (объяснение задания, правил их выполнения);
сопроводительного пояснения (лаконичный комментарии и заметания);
указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);
оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);
словесного отчета и взаиморазъяснения.

Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации.


Слайд 27Сенсорные методы реализуются в форме:
показа самих упражнений, демонстрации наглядных пособий;
предметно-модельной и

макетной демонстрации
( с помощью муляжей – моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурками игроков);
кино – и видео демонстраций (просмотр специальных учебных кинофильмов, видеозаписей выполнения упражнений).

Слайд 28 Основы обучения движениям
Двигательное умение – это

степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные части, где наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.
Двигательный навык – степень владения техникой действия, когда управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью.

Слайд 29Первый этап – ознакомление, первоначальное разучивание движения.

Цель: обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приближенной форме

Задачи:
создать общее представление о двигательном действии;
научить частям (элементам) техники этого действия;
сформировать общий ритм двигательного акта;
предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия

Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:


Слайд 30 Цель обучения достигается путем детализированного освоения техники на основе

разучиваемого двигательного действия, сформированного на первом этапе обучения

Задачи:
углубленно понять закономерности движений действия;
уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;
усовершенствовать ритм выполнения движения;
создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия

Второй этап – углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения


Слайд 31 Цель – добиться совершенного владения двигательным действием в разнообразных

условиях его применения, необходимо применять методы как для закрепления разучиваемого упражнения, так и для его возможного варьирования
Задачи:
закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат);
избирательно совершенствовать физические качества от которых зависит высокий результат в двигательном действии;
совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях;
облегчить технику движения, ознакомиться с прикладными способами его выполнения

Третий этап – формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства


Слайд 32 Физическими качествами называют те функциональные свойства организма, которые предопределяют

двигательные возможности человека
Различают пять физических качеств:
- силу;
- быстроту;
- выносливость;
- гибкость;
- ловкость.

Развитие физических качеств


Слайд 33
Силой (или силовыми способностями) в физическом воспитании называют способность человека преодолевать

внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений

Слайд 35Простая реакция — это ответ определенным движением на заранее известный, но

внезапно появляющийся сигнал (например, выстрел стартового пистолета)
Сложная реакция - это реакция на движущийся объект и реакция выбора. В реакции на движущийся предмет важно постоянно видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью

Быстрота – это комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции


Слайд 37 Общая выносливость – это способность выполнять работу с

невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения

Специальная выносливость – это способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление
Различают виды специальной выносливости:
скоростная,
силовая,
статическая.

Выносливость как физическое качество связано с утомлением, т.е. способность противостоять утомлению


Слайд 38Основные средства и методы развития общей выносливости


Слайд 40Основы методики развития ловкости


Слайд 44Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания
В процессе

физического воспитания формирование психических свойств и черт личности происходит путем моделирования различных ситуаций в условиях игр и соревнований, преодоления утомления, физической боли, страха и не уверенности в себе.
Процесс спортивной тренировки воздействует на формирование нравственных, волевых и психических качеств, которые становятся постоянными чертами личности. Это позволяет занимающимся проявлять их в учебной, трудовой, общественной видах деятельности, а также в быту и семье.

Слайд 45Список литературы
1. Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие
/Ю. И.Евсеев.- Ростов

н/Д:Феникс, 2011.- 444с.
2. Ильинич, В.И. Физическая культура студента
/ В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2003.- 478 с.
3.Теория и методика физической культуры: учебник
/под. ред. проф. Ю.Ф.Курамшина. - М.:Советский
спорт, 2003. - 464с.
4.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие
/Ж.К.Холодов,В.С.Кузнецов.-М:Академия.2007.- 478с.


Слайд 46 Благодарим за внимание


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика