Слайд 1Обобщение собственного опыта
как вид исследовательской деятельности (ДИ)
Ковалевская Светлана Станиславовна
Куницкая Юлия
Ивановна
Слайд 2Проблематизация
Приходилось ли Вам обобщать свой опыт, с какой целью и в
какой форме?
Имела ли эта работа личностный смысл для Вас?
С какими трудностями Вы столкнулись в этой деятельности?
Насколько Вы готовы отразить свой опыт в выпускной работе? в работе на присвоение/подтверждение квалификационной категории?
Слайд 3
Цель/результат ДИ
Наличие исследовательской позиции по отношению к собственному опыту
Знание теоретических основ
обобщения опыта
Понимание требований к различным жанрам описания опыта
Разработанный план выпускной работы
Слайд 4Исследовательская позиция по отношению к собственному опыту
Я понимаю требование
Позиция Я принимаю
его
Я умею реализовать
Опыт - полученное в результате активного практического взаимодействия с объективным миром отражение в сознании людей законов этого мира и общественной практики (по Ожегову)
Пед. опыт - отрефлексированная
деятельность педагога
Слайд 5Теоретические основы обобщения собственного опыта
Слайд 6Теоретические основы обобщения собственного опыта
Слайд 7Выбор предмета и темы опыта
Изучению и обобщению может подлежать:
Целостная система педагогической
деятельности
Система работы педагога по какой-либо одной проблеме
Опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий
Использование одного эффективного приема
Слайд 8Выбор предмета и темы опыта
Для определения темы проанализируйте свою деятельность и
выявите в ней наиболее удачно решаемые и актуальные, т.е. важные, существенные для настоящего времени педагогические задачи
Тема опыта работы содержит предмет рассмотрения (то, о чем говорится), т.е. должна четко отражать основную характеристику опыта, область применения, характер решаемой проблемы
Слайд 9Пример определения предмета изучения и темы опыта
Предмет изучения- опыт
деятельности педагога по развитию творческих способностей учащихся посредством включения в образовательный процесс средств народной педагогики
Тема – Развитие творческих способностей учащихся средствами народной педагогики
Слайд 10Постановка цели и задач изучения опыта
Цель – представление о конечном результате
(что хочет получить субъект в конце деятельности)
В отличие от проекта, в котором цель представляет собой конкретные характеристики конечного результата, в исследовании результат заранее неизвестен.
Цель изучения опыта указывает на то, что хочет исследователь изучить, т.е. знания о чем он будет добывать в результате исследования
Слайд 11Постановка цели и задач изучения опыта
Деятельность как система:
теоретико-методологическая основа (научные
теории, на которые опирается субъект, подходы и принципы, которыми регулируется его деятельность)
технологические аспекты (план, т.е. этапность действий, методы, приемы, средства, формы)
Следовательно, изучение этих компонентов опыта должно быть отражено в цели и задачах
Слайд 12Пример постановки цели изучения опыта
Тема - Развитие творческих способностей учащихся средствами
народной педагогики
Цель – изучить и обобщить опыт использования средств народной педагогики для развития творческих способностей учащихся
Слайд 13Пример постановки задач изучения опыта
Задачи:
Изучить и предъявить основные идеи народной педагогики,
лежащие в основе опыта развития творческих способностей учащихся
Сформулировать принципы развития творческих способностей учащихся на основе идей народной педагогики
Определить место средств народной педагогики и методику их использования для развития творческих способностей учащихся
Изучить результативность опыта использования средств народной педагогики в развитии творческих способностей учащихся
Сделать выводы об условиях воспроизведения опыта другими педагогами
Слайд 14Определение методов изучения опыта
Слайд 15Тема - Развитие творческих способностей учащихся средствами народной педагогики
Предмет изучения- опыт
деятельности по развитию творческих способностей учащихся посредством включения в образовательный процесс средств народной педагогики
Цель – изучить и обобщить опыт использования средств народной педагогики для развития творческих способностей учащихся
Задачи:
Изучить и предъявить основные идеи народной педагогики, лежащие в основе опыта развития творческих способностей учащихся
Сформулировать принципы развития творческих способностей учащихся на основе идей народной педагогики
Определить место средств народной педагогики и методику их использования для развития творческих способностей учащихся
Изучить результативность опыта использования средств народной педагогики в развитии творческих способностей учащихся
Сделать выводы об условиях воспроизведения опыта другими педагогами
Методы: анализ литературы, анализ практики, обобщение, моделирование, наблюдение, анализ работ уч-ся
Слайд 16Практическое задание 1: разработать проект изучения опыта по темам
Формирование классного коллектива
посредством включения учащихся в КТД
Развитие пространственного мышления учащихся через рисование натюрморта с натуры
Формирование лексических навыков у учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка
Формирование ключевых компетенций младших школьников на уроках математики
Слайд 17Практическое задание 2:
Выберите тему для обобщения собственного опыта и разработайте проект
изучения опыта по данной теме
Слайд 18Рефлексия
Какой вопрос плана занятия мы рассмотрели?
Что в этой части содержания у
Вас вызывает вопросы?
Какое значение имел для Вас пройденный материал?
Слайд 19Теоретические основы обобщения собственного опыта
Этап изучения опыта – это реализация задач,
поставленных на первом этапе:
изучение литературы
анализ ситуаций практики
сбор и накопление фактического материала
обработка и анализ фактического материала
оценка опыта и принятие решений
Слайд 20Теоретические основы обобщения собственного опыта
Описание опыта:
Теоретическая часть
Практическая часть
Слайд 21Теоретические основы обобщения собственного опыта
Описание опыта
Теоретическая часть:
Научная основа опыта работы (теоретические
положения, концепции, послужившие отправной точкой для формирования опыта)
Методологическая основа опыта (принципы, на которых основывается деятельность)
Слайд 22Теоретические основы обобщения собственного опыта
Описание опыта
Практическая часть:
Предъявляются цели деятельности по теме
опыта
Раскрывается последовательность педагогических действий
Содержание деятельности (соответствие поставленной цели и задачам) и система педагогических средств для достижения поставленной цели и задач
Описание эффективных методов и приемов работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленной целью и задачами, технология их применения
Описание и анализ результатов, достигнутых на основе научно обоснованной педагогической техники
Слайд 23Теоретические основы обобщения собственного опыта
Предъявление опыта
Формы предъявления:
статья, доклад
портфолио, материалы для
выставки
работа по окончанию обучения (курсовая, дипломная, выпускная)
квалификационная работа (для присвоения/подтверждения категории)
Слайд 24Выпускная работа как форма предъявления опыта
Цель использования выпускной работы – повышение
исследовательской и рефлексивной культуры педагогов
Оцениваются умения:
определить тему, предмет, цель, задачи, методы исследования
проанализировать свою деятельность: выявить ее теоретические основания и технологию, определить эффективность
работать с литературными источниками
обобщить материал
логично и последовательно изложить результаты исследования
Слайд 25Структура выпускной работы
Титульный лист
Оглавление
Введение
Теоретическая часть
Практическая часть
Заключение
Литература
Слайд 26Структура выпускной работы
ВВЕДЕНИЕ:
Обоснование актуальности темы опыта
Предъявление проекта изучения опыта (предмет, цель,
задачи, методы)
Слайд 27Структура выпускной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы о результатах работы
(они должны быть четкими, отражающими сущность
опыта, новизну и оригинальность находок, согласовываться с задачами)
Рекомендации по использованию опыта работы
Перспективы дальнейшего развития и совершенствования опыта
Слайд 28Структура выпускной работы
Литература
Список использованных источников включает только те книги, статьи из
журналов, сборников, газет, которые были использованы
(Образцы оформления библиографического описания в списке использованных источников смотрите в журнале “Адукацыя і выхаванне”, 2006, №5, С.77-82.)
Список составляется по алфавиту
Слайд 29
Требования к оформлению выпускной работы можно почитать на сайте ГрОИРО:
http://groiro.by/
Путь: «Повышение
квалификации» - «Тематика выпускных работ»
Слайд 30Предъявление опыта работы на квалификационном экзамене
Цель – оценка уровня педагогического профессионализма
Оцениваются:
опыт
как отражение практической деятельности: его актуальность, степень новизны, результативность, практическая значимость
теоретический уровень педагога: владение современными теориями
аналитические умения педагога: выявление и описание сущности опыта, его основных идей
Слайд 31Структура работы, предъявляемой на квалификационный экзамен
Титульный лист
Аннотация
Оглавление
Введение
Теоретическая часть
Практическая часть
Заключение
Литература
Приложения
Слайд 32Структура работы, предъявляемой на квалификационный экзамен
Аннотация (объем до 12 строк)
Краткая характеристика
представленных материалов
Ценность и особенность представленных материалов
Назначение: где, кем и как может быть использован данный материал
Слайд 33Клише для составления аннотации
Представлены материалы из опыта работы………. по организации ………..
средствами …..….. Предложены (оригинальные методики, авторские разработки,…….).
Адресуется ………….. (заведующим, заместителям заведующих по основной деятельности и педагогам ДУ).
Слайд 34Структура работы, предъявляемой на квалификационный экзамен
ВВЕДЕНИЕ
обозначаются базовые идеи и ценности образования,
которых придерживается автор
обосновывается выбор темы, определяется ее новизна и актуальность
характеризуются опорные научные теоретические подходы
раскрываются противоречия в практике субъекта образования (проблема), на решение которых направлен творческий опыт педагога
указываются цель и задачи, решаемые в представленном опыте работы
формулируется основная педагогическая идея автора
уточняется практическая значимость опыта
Слайд 35Структура работы, предъявляемой на квалификационный экзамен
Приложения
Авторские разработки (образовательные
проекты; методические разработки тем; планы-конспекты уроков (занятий), факультативных занятий по теме опыта работы; дидактические материалы и т.д.)
Творческие работы обучающихся
Аналитические материалы (сравнительные диаграммы, схемы, таблицы и т.п., доказывающие эффективность опыта работы)
Слайд 36
Подведение итогов: Соотнесите результат занятия с его целью
Цель/результат ДИ
Наличие исследовательской позиции
по отношению к собственному опыту
Знание теоретических основ обобщения опыта
Понимание требований к различным жанрам описания опыта
Разработанный план выпускной работы
Слайд 37Рефлексия
Что дало Вам данное занятие?
Оцените свою готовность к написанию выпускной работы