Слайд 1Нетрадиционные
технологии и приемы организации
самостоятельной работы
учащихся
Слайд 2«Бортовой журнал»
1. Преподаватель объясняет, каким образом необходимо работать с «бортовым журналом»;
2.
В течение 10-15 минут преподаватель читает лекцию для всей аудитории;
3. Учащиеся в течение 5 минут заполняют свои «бортовые журналы» (ключевые слова, рисунки, связь с опытом и т.д.);
4. Учащиеся в парах, а затем — в группе обсуждают содержание своих журналов, отвечают на вопросы друг друга, а в некоторых случаях — обращаются за консультациями к преподавателю (5-8 минут);
5. Преподаватель обсуждает «бортовые журналы» со всей аудиторией, проясняет непонятные моменты, отвечает на общие вопросы, обсуждает со школьниками связь информационного сообщения с «реальной» жизнью (5-10 минут);
6. Преподаватель читает следующий отрывок лекции и цикл повторяется. В заключении учащиеся выполняют задания «бортового журнала» и оценивают свое участие в работе.
Слайд 3
Схема заполнения журнала
Имя_____________________________________
Тема______________________________________
Дата___________________________Время работы___________________
Слайд 4Анализ проделанной рабты
Связи, которые я смогу установить:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оставшиеся вопросы:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 5«Двойные (двухчастные) дневники»
Слайд 6Стратегия «Трехчастные дневники»
(Автор Черил Форбс)
Слайд 7Фокусированное составление списка основных проблем, связанных с темой лекции или текста
I вариант:
на доске пишется название темы,
устанавливается временной лимит (1-2 минуты)
лимит на количество пунктов (проблем), которые студенты должны написать.
II вариант:
составить список понятий, связанных с темой или проблемой, и дать их определение или толкование.
Слайд 8Эссе
Эссе - это реферативная работа, при выполнении которой на первый план
выступает личное отношение автора к исследуемой проблеме.
Обучающимся предлагается самостоятельно изучить и расширить предложенные литературные источники, посвященные современным проблемам науки.
Слайд 9Эссе
Эссе состоит из четырех частей, отвечающих следующим требованиям:
1.
Краткое содержание, в котором:
определяется тема и предмет исследования или приводятся основные тезисы /это может быть один тезис/;
дается краткое описание структуры и логики развития материала;
формулируются основные выводы.
2. Основная часть эссе. Эта часть эссе содержит основные положения и аргументацию.
3. Заключение. В заключении представляются результаты исследования и полученные выводы, могут быть обозначены вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в процессе исследования
4. Библиография.
Рекомендуемый объем для расширенного эссе 4000-5000 слов.
Слайд 10Прямое перефразирование
Это развернутый ответ на вопрос преподавателя путем отбора
нужного материала из конкретной лекции или главы.
Особенно хорошо использовать перефразирование после серии текстов или документов по одной проблеме.
Перефразирование может быть устным или письменным.
Слайд 11Фокусированные диалектические заметки
До лекции, чтения текста или литературного произведения дастся список
вопросов, на которые должен ответить или прокомментировать студент.
Желательно использовать текст, где приводятся различные точки зрения, чтобы студенты познакомились с разной аргументацией и объяснили, чья аргументация весомее и почему.
Слайд 12
Аналитические докладные
Цель – описание содержания проблемы, средств ее реализации, предполагаемых трудностей,
путей решения данной проблемы.
Школьникам на подготовку докладной дается неделя.
Слайд 13Составление опорной схемы-коллажа по материалам лекций
Коллаж - это схематически фиксированное отображение
некоторой части предметного содержания, объединенное ключевым понятием или проблемой.
Существуют различные типы коллажей:
«солнечная система» в центре которой - «ядро» с ключевым понятием и «лучами» - дополнительной информацией;
2) «слепое пятно», где часть информации заполнена, а часть - нет;
3) «вспышка», где заполняется как ядро, так и лучи и некоторые другие.
Слайд 14
Составление концептуальной карты
Карты иллюстрируют ассоциации студентов на заданные темы и помогают
оценить степень их понимания важных взаимоотношений разных компонентов и задач, их место в общей системе.
Данный вид работы производится там, где есть большой теоретический курс.
Концептуальные карты рисуются в форме диаграмм.
Слайд 15
Написание проспектов
Ученикам предлагается написать название одной из изученных тем (проблем), описан,
цель работы и составить основные вопросы, на которые нужно ответить, чтобы всесторонне осветить тему.
Затем в группах обсуждаются проспекты, отбираются наиболее интересные и предлагается учащимся ответить на вопросы и кратко изложить суть проблемы.
Слайд 16
Составление самодиагностирующих заметок обучающихся
Учащимся предлагается вести дневник по каждой теме либо
проблеме, где отмечать, что они поняли, запомнили, и что им не ясно.
К достоинствам данного приема относится развитие навыка самооценки.
Слайд 17Написание одноминутных работ
Учащимся предлагается по определенной проблеме раскрыть один - два
вопроса за несколько минут письменно, при этом ограничивая их во времени
(5-6 минут) и объеме (0,5 страницы).
Слайд 18Составление настенных таблиц
Проводиться для оценивания уровня понимания и запоминания событий и
фактов, или главных действующих лиц и их действий после прочтения первоисточника.
Таблица состоит из 3-4 пунктов: Кто / что? Чем знаменит / Что сделал? Когда? / Почему? Последствия.
Данный вид работы можно проводить в качестве соревнования между двумя командами или индивидуально.
Он учит систематизации материала, способствует его лучшему запоминанию.
Слайд 19Литература:
Письмо Минобразования РФ от 27 ноября 2002 г. N 14-55-996ин/15 «Об
активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений»
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.- 284с.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.- 192с.
Соколова И.Б.Основы самостоятельной работы студентов.- Армавир, 2002.