Слайд 1НЕОБХОДИМОСТЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЛЯ ДЕТСКИХ ДОМОВ
БАЙКАДАМОВА Ф., СТУДЕНТКА 5 КУРСА
СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИЛОЛОГИЯ»
Слайд 2Актуальность
В настоящее время наше общество пришло к пониманию важности проблемы подготовки
педагогов-воспитателей для детских домов. В одном из выступлений на совещании по образованию говорилось, что ни одно учебное заведение страны не готовит специалистов для работы с сиротами, поэтому в детском доме преобладают требования по соблюдению режима и снижена работа над развивающим воспитанием и образованием, над развитием творческой одаренности, самоопределения, саморазвития личности. Важной задачей в работе детского дома известный отечественный педагог Ш.А.Амонашвили считает переподготовку воспитателей. Он отмечает, что в ряде педучилищ и пединститутов были приняты решения об открытии отделений воспитателей для детских домов, но на самом деле эти решения остались только на бумаге и слабо реализуются на практике.
Слайд 3Общие требования к личности
Анализируя педагогическую литературу, мы видим, что чаще всего
авторы
ограничиваются декларацией общих требований к личности педагога, например, таких, как: деловитость, трудолюбие, стремление искать новые методы влияния на детей, справедливость, прямота; умение деликатно взывать к общественному мнению группы воспитанников, в частности при поощрении или порицании. Желательно, чтобы педагог детского дома умел делать игрушки, ухаживать за растениями, знал азы пения, танцев, спортивных упражнений и др. В последнее время особо выделяется новое требование — индивидуальный подход к детям.
Слайд 4Исследование С. Я. Скибинского
Автор рассматривает задачу подготовки специалистов для работы в
условиях детского дома как обучение их «помогающему взаимодействию», под которым понимается особый тип взаимодействия, способствующий личностному развитию ребенка. Основой «помогающего взаимодействия» является успешная реализация духовной потребности человека при общении с другим человеком.
Слайд 5
Для реализации «помогающего взаимодействия» необходимы особые знания и подготовка педагога, формирование
которых возможно только при соблюдении следующих условий:
если будут учтены социокультурные особенности ситуации развития детей, оставшихся без попечения родителей, и сущностные характеристики взаимодействия этих детей и педагогов;
если найдут разрешение действительные противоречия такого взаимодействия;
если будет иметь место многоуровневый и вариативный характер подготовки;
если в отношении ее субъектов реализуется ценностный, эмоциональный и информационный обмен
Слайд 6Сколько людей – столько мнений
Некоторые педагоги считают, что в детском доме
должны работать люди, не имеющие собственной семьи, для того чтобы полностью отдаваться работе и детям. Однако воспитатель — не только профессия, но и состояние души, ему обязательно должны быть знакомы материнские и отцовские чувства. Необходим конкурсный отбор на эти должности на основе тестирования о соответствии кандидата тем требованиям, которые изложены выше.
Слайд 7Вывод
Специфические условия воспитания детей-сирот в детском доме предъявляют особые требования к
педагогам, требуют от них владения специальными знаниями и навыками работы с детьми. Это обусловлено следующими факторами, накладывающими отпечаток на педагогический процесс такого учреждения: неблагоприятная наследственность детей; негативное влияние окружающей среды; педагогическое взаимодействие, которое не способствует раскрытию позитивного потенциала воспитанника, а зачастую тормозит его личностный рост; преобладание в учреждениях разновозрастных групп, в которых часто вместе содержатся нормально развивающиеся дети и дети с различными степенями интеллектуального и речевого недоразвития; дефицит общения с внешним окружающим миром