Слайд 1НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Добромиль Янина Юрьевна
Слайд 2СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ:
ДИСГРАФИЯ – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в
стойких повторяющихся ошибках письма, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
ДИСЛЕКСИЯ – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.
Р.И. Лалаева 1997 г.
Слайд 3ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПИСЬМА
Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая с
помощью графических элементов закреплять речь во времени и передавать её на расстоянии.
Слайд 4Письменная речь – вербальное общение при помощи письменных текстов, характеризующееся сложной
композиционно-структурной организацией:
Слайд 5ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ
Чтение - процесс воссоздания звуковой формы слов по
их графической (буквенной) модели.
Слайд 6МОЗГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Переднелобные структуры: внутриречевое программирование
Височные отделы: узнавание, различение,
анализ и синтез звуков речи
Затылочные отделы: зрительное восприятие, буквенный гнозис.
Заднелобные структуры: последовательность движений речевых органов и руки
Теменные отделы: пространственные представления
Стык теменной, затылочной и височной областей: лексико-рамматическое структурирование
Слайд 7РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ
А.Н. Корнев 1985 год: во втором классе общеобразовательной
школы 10-12% детей имеют дисграфию, 5-6% детей – дислексию.
Слайд 8РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Л.Г. Парамонова 2006 г.
Воспитанники подготовительных к школе массовых
групп ДОУ – около 30% - группа риска по возникновению нарушений письменной речи.
К концу второго класса в общеобразовательных классах школы – 53% учащихся имеют дисграфию (26,5% - дислексию).
В общеобразовательном восьмом классе проявления дисграфии встречаются у 39% учащихся.
Слайд 9
ПРИЧИНЫ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ
(А.Н. КОРНЕВ 2003 Г.)
Конституциональные предпосылки: индивидуальные особенности формирования
функциональной специализации полушарий мозга (избыточное развитие функций правого полушария), наличие у родителей трудностей в овладении чтением и письмом в начальной школе, наличие нервно-психических расстройств у родственников.
Энцефалопатические нарушения: негрубые отклонения в развитии мозговых систем (РЭП, ММД), приводящие к недоразвитию высших психических функций.
Неблагоприятные социальные и средовые факторы: не соотнесённое с фактической зрелостью ребёнка время начала обучения грамоте, не соответствующие индивидуальным особенностям ребёнка методы и темпы обучения.
Слайд 10ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ
Специфические (логопедические) ошибки чтения и письма, которые характеризуются:
Стойкостью
(т.е. сохраняются на втором и последующих годах обучения в школе);
Обусловлены несформированностью высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма (а не неумением применять правила);
Нарушением преимущественно фонетического принципа письма (то есть наблюдаются в сильной фонетической позиции).
Слайд 11ГРУППЫ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА
(ДИСГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК)
Искажённое написание букв (зеркальное написание, недописывание
элементов букв, добавление лишних элементов к букве);
Замены рукописных букв:
а) графически сходными – л/м, б/д, ц/щ и др.
солома/солола, бревно/древно, щепка/цепка
б) обозначающими фонетически близкие звуки – д/т, п/б, с/ш, р/л и др.
дупло/тупло, сушка/шушка, молоко/мороко
Искажение звукобуквенной структуры слова (пропуски, перестановки, добавления, повторы букв и слогов в словах:
сбака, весена, мотолок, прилилипли )
Искажение структуры предложение (слитное написание двух и более слов, раздельное написание частей одного слова:
Весной сюга при летели грачи)
Аграмматизмы на письме
(У Ани красная яблоко. Девочка чай с печеньем. )
Слайд 12ГРУППЫ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ЧТЕНИЯ
(ДИСЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК)
Замены и смешения звуков при чтении
а) фонетически
близких звуков (п/б, ц/с, д/т и др)
(мельница/мельниса, поводок/повоток)
б) звуков, обозначаемых графически сходными буквами (Н/П/И, Л/М, Р/Ь)
(носок/иосок, лодка/модка)
Побуквенное чтение
(С А Д Ы)
Искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски, перестановки, добавления звуков и слогов при чтении)
(скамейка/скамека, лопата/лотапа)
Нарушение понимания прочитанного (первичное- при технически правильном чтении, вторичное – при неправильном чтении)
Замены слов
(захлестнула/захлопнула)
Аграмматизмы при чтении
из-под листьях, сказка интересное, гуляла не пошла
Слайд 13КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ (Р.И. ЛАЛАЕВА И СОТРУДНИКИ КАФЕДРЫ ЛОГОПЕДИИ ЛГПИ
ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА -70-80-Е ГГ. 20 ВЕКА)
В ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ФОРМ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ ЛЕЖИТ ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД (УЧЁТ МЕХАНИЗМА НАРУШЕНИЯ), А ИМЕННО - НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ, ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРОЦЕССОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
Слайд 14КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ
Слайд 15КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ
Слайд 16КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ
Слайд 17КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ
Слайд 18КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ
Слайд 19ДИЗОРФОГРАФИЯ
стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков,
обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций (И.В. Прищепова 2006 г.)
Распространённые ошибки
Распространённость дизорфографии в массовой школе среди детей, имеющих общее недоразвитие речи (таких детей в массовых начальных классах примерно 20%):
2 класс – 80% учеников
3 класс – 90% учеников
4 класс – 90% учеников