Слайд 1Мотивационно-целевая функция в управлении воспитательным процессом
лекция и практическое занятие
Слайд 2Основная задача мотивационно-целевой функции
заключается в том, чтобы все члены педагогического
коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей.
Слайд 3Цели по источнику и способу образования могут быть:
внутренними (формируются человеком или
социальной системой самостоятельно);
внешними (задаются извне).
Слайд 4Функции управления:
информационно-аналитическая;
мотивационно-целевая;
планово-прогностическая;
организационно-исполнительская;
контрольно-диагностическая;
регулятивно-коррекционная.
Слайд 5Целенаправленность – одна из главных характеристик воспитательной системы
Цель –
это осознанный
желаемый результат
Слайд 6Цели организации и цели управления
Цель организации (школы) – продукт:
гармонично развитая
личность, способная и готовая к саморазвитию;
формирование духовно-нравственного мировоззрения обучающихся, введение в систему отношений субъектов образовательного процесса общечеловеческих ценностей
Цель управления – процесс:
создание условий…, в которых участники образовательных отношений достигают своих целей;
создание условий для становления обучающихся субъектами культуры и творчества
Слайд 7Стратегическая цель воспитания определена на государственном уровне
Воспитание - это деятельность, направленная
на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации»
Слайд 8Национальный воспитательный идеал
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как
свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Из Концепции духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России
Слайд 9
Портрет выпускника начальной школы
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий
и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
ФГОС НОО
Слайд 10Портрет выпускника основной школы
любящий свой край и свое Отечество, знающий
русский и родной язык, уважающий свой народ,
его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности
человеческой жизни, семьи, гражданского общества,
многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
ФГОС ООО
Слайд 11
Портрет выпускника средней школы
любящий свой край и свою Родину, уважающий
свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий традиционные
ценности семьи, российского гражданского общества,
многонационального российского народа, человечества,
осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
ФГОС СОО
Слайд 12
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (далее – Стратегия).
http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Слайд 13Структура Стратегии
I. Общие положения.
II. Цель, задачи, приоритеты Стратегии.
III. Основные направления развития
воспитания.
IV. Механизмы реализации Стратегии.
V. Ожидаемые результаты.
http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Слайд 14«СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(28 АПРЕЛЯ 2016 Г.)
HTTP://WWW.RANEPA.RU/SOBYTIYA/NOVOSTI/VENIAMIN-KAGANOV
Вебинары замминистра
образования и науки РФ Вениамина Каганова
Слайд 15Национальный воспитательный идеал
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является
развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Слайд 16Цель Стратегии
определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации
детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.
http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Слайд 17Задачи Стратегии
создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего
поколения;
обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;
повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;
создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за её результаты;
формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;
создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;
повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;
обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Слайд 18Приоритеты государственной политики в области воспитания
создание условий для воспитания здоровой, счастливой,
свободной, ориентированной на труд личности;
формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к судьбе России;
поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;
формирование уважения к русскому языку как государственному языку РФ;
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка;
формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;
развитие кооперации и сотрудничества семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ.
http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Слайд 19Основные направления развития воспитания
1. Развитие социальных институтов воспитания
1.1. Поддержка семейного воспитания
1.2.
Развитие воспитания в системе образования
обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента ФГОС;
полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин;
содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в ОО;
развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка и др.
1.3. Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов
1.4. Поддержка общественных объединений в сфере воспитания
http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Слайд 20Основные направления развития воспитания
2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных
достижений науки и на основе отечественных традиций:
2.1. гражданское воспитание
2.2. патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
2.3. духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
2.4. приобщение детей к культурному наследию
2.5. популяризация научных знаний среди детей
2.6. физическое воспитание и формирование культуры здоровья
2.7. трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
2.8. экологическое воспитание
http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Слайд 21Ожидаемые результаты Стратегии
развитие общественно-государственной системы воспитания;
повышение общественного авторитета и статуса педагогических
и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;
укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности;
снижение уровня негативных социальных явлений;
формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации и др.
http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
Слайд 22Ключевые социокультурные компетенции обучающихся
Познавательная компетенция (ценностное отношение к знаниям).
Общественная компетенция (ценностное
отношение к обществу).
Трудовая компетенция (ценностное отношение к труду).
Экологическая компетенция (ценностное отношение к природе).
Эстетическая компетенция (ценностное отношение к прекрасному).
Личностная компетенция (ценностное отношение к себе).
Слайд 23Требования к целям воспитания:
наличие основания, на котором строится вся система воспитания
(общечеловеческие ценности);
объективность (отражение реалий настоящей ситуации в воспитании школьников);
системность (выход на все группы отношений);
дифференциация целей (по возрасту, различным группам учащихся);
реализуемость в условиях образовательной организации;
измеряемость.
Слайд 24Генеральная цель
1.1 1.2 1.3 2.1
2.2 2.3 3.1 3.2 3.3 4.1 4.2 4.3
Слайд 25Примеры целей воспитания
формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование
нравственной позиции;
развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности;
привлечение к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями;
социализация обучающихся, подготовка их к жизни в сложных условиях современной действительности;
Слайд 26Примеры задач воспитания
создание условий для совершенствования методического мастерства классных руководителей (воспитателей),
способных компетентно заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать проблемы воспитания;
осуществление функций управления для обеспечения стабилизации, функционирования и развития воспитательного процесса;
разработка и апробация инновационных технологий и методик, повышающих эффективность воспитательного процесса;
демократизация управления воспитательным процессом на всех уровнях через развитие всех форм самоуправления;
Слайд 27Примеры задач воспитания
гуманизация отношений между участниками образовательных отношений, создание условий для
всемерного развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию;
развитие материальной базы и финансово-хозяйственное обеспечение воспитательного процесса;
включение внешних учреждений (образовательных, культурных, медицинских и др.) в воспитательную систему ОО и др.