Методология педагогики презентация

Содержание

ПЛАН 1.Сущность педагогической методологии 2.Классификация методов исследования и их характеристика. 3.Структура и логика научного исследования.

Слайд 1МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ


Слайд 2ПЛАН
1.Сущность педагогической методологии
2.Классификация методов исследования и их характеристика.
3.Структура и логика научного

исследования.


Слайд 3Литература
Смирнов В.И. Общая педагогика. М.: 1999
Жук А.И., Казимирская И.И. и др.

Основы педагогики. Минск 2003
Сивашинская Е.Ф. Лекции по педагогике часть 1. Минск, 2007


Слайд 4Введение
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она должна узнать

его во всех отношениях». – К.Д.Ушинский.
«Проблема педагогического исследования отражает противоречие между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания
и незнанием путей, средств, методов их решения.» В.М.Полонский

Слайд 5Методология
(от греч. Methodos – путь исследования или познания, теория, учение и


Logos – слово, понятие, наука) –
1. Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности
2. Учение о научном методе познания.
3.Совокупность методов, применяемых в какой-либо науке

Слайд 6В педагогике
Методология - учение о принципах, методах, формах и процедурах познания

и преобразования педагогической деятельности



Слайд 9Классификация


Слайд 12Метод наблюдения
Это -непосредственное, целенаправленное восприятие педагогического процесса
непосредственное, открытое, закрытое
опосредованное,


перманентное,
кратковременное.



Слайд 13

«Наблюдение за человеческим материалом доставляют педагогу профессиональное удовольствие, такое, же, как

доставляет драма в театре».
Н.Е. Щуркова.


Слайд 14Отличие научного наблюдения
1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения;


2) результаты обязательно фиксируются;
3) полученные данные обрабатываются.

Слайд 15Недостатки метода наблюдения
Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений,
при использовании

этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации.
Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Слайд 16Беседа
Продуманный педагогом диалог, с помощью которого извлекается нужная информация.


Слайд 17Отличие педагогической беседы
целенаправленная попытка исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника,
выявить

причины тех или иных его поступков.
Получить информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам

Слайд 18Необходимо
наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности собеседника и неуклонно проводимого

в жизнь плана беседы;
обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях;
варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;
умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.


Слайд 19Недостатки метода беседы
Ответы не всегда бывают правдивы. Вспомним, что говорили древние:

«Язык человеку дан не только для того, чтобы излагать свои мысли, но и для того, чтобы успешно их скрывать».

Слайд 20Интервьюирование
Разновидность беседы. Публичность.
Направлена на выяснение оценок, позиций опрашиваемого.
Заранее подготовленные вопросы, ответы

записываются.

Слайд 21Изучение продуктов деятельности
домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений,

рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества, продукты свободного времени- хобби
«Творение указывает на творца»

Слайд 22Анализ школьной документации
личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников,

протоколов собраний

Слайд 23Метод выявляет
Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и

своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности и т.д.

Слайд 24АНКЕТИРОВАНИЕ
Письменный опрос большого количества людей с помощью опросных листов


Слайд 26Требование к проведению
подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление и дающих

надежную информацию;
исключение подсказок в формулировках вопросов;
предупреждение двойственного понимания смысла вопросов;
использование как закрытых анкет с ограниченным вариантом ответов, подобранных исследователем, так и открытых, позволяющих опрашиваемому высказать свое мнение;
предварительная проверка степени понимания вопросов анкеты на небольшом числе испытуемых и внесение коррективов в содержание анкеты.

Слайд 27Тестирование
Тест'' (в переводе с англ.) - испытание, проба.
Это процесс оценки соответствия личностной

модели знаний ученика экспертной модели знаний.
Отличается четкостью, точностью.
Измерение школьных успехов, интеллектуального развития, степени сформированности многих других качеств и т.д.

Слайд 28
Открытые тесты
(испытуемый сам записывает правильный ответ)
Закрытые тесты
(предполагают выбор правильного ответа из 4-5

вариантов)
1) задания на дополнение (краткий ответ: формула, слово и др.);
2) задания со свободно конструируемыми ответами (ответ в развернутой форме, при этом оговаривается полнота ответа для получения максимального балла).
1) альтернативный тест (задания с двумя ответами: да-нет, правильно-неправильно, имеют высокий процент угадывания, поэтому их одиночное использование в тесте считается неэффективным);
2) задания с выбором нескольких правильных ответов;

Слайд 29Социометрия
Это способ исследования структуры межличностных отношений людей на основе измерения их

межличностного выбора.

Слайд 30Проведение социометрии
Посредством социометрии (заполнения учащимися листков опроса с вопросами типа ``Кого бы

вы пригласили на день рождения, с кем бы вы хотели участвовать в походе'' и пр.) определяют место личности в коллективе, выявляют лидеров(получавших максимальное по группе количество положительных выборов), предпочитаемых (меньшее число положительных выборов), пренебрегаемых (минимальное число положительных выборов) и отвергнутых (не получивших ни одного положительного выбора).

Слайд 31Педагогический эксперимент
это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых

условиях
Ориентирован на подтверждение или отрицание

Слайд 32Эксперимент требует
обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса,
составления детального плана проведения

эксперимента,
строгого соблюдения намеченного плана,
точной фиксации результатов,
тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов. 

Слайд 33План включает
цель, задачи, гипотезу эксперимента;
место и время проведения эксперимента и его объем (выборка, состав участников,

классы);
характеристику участвующих в эксперименте лиц;
описание материалов, используемых для эксперимента (программы наблюдений, анкетирование и пр.);
описание методики проведения эксперимента (этапы, цели и средства на этих этапах, полученные результаты);
описание дополнительных переменных, которые могут оказать влияние на результаты эксперимента (уровень обученности, развитости, воспитанности учащихся, профессиональная компетентность учителя, особенности учебного процесса);
описание критериев, показателей, методик их замеров и обработки полученных результатов;
интерпретацию результатов эксперимента (определяется, доказана ли гипотеза, дается теоретическое обоснование полученных изменений, формулируются выводы и рекомендации

Слайд 34Виды эксперимента
констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления, фактическое состояние

исследуемого объекта;
проверочный, уточняющий эксперимент , когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;
преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

Слайд 35Естественный
- научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса.


Избирается когда есть основания предполагать, что сущность нововведения необходимо проверять только в реальных условиях и что ход и результаты эксперимента не вызовут нежелательных последствий.
Объектами естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно-воспитательного процесса.

Слайд 36Лабораторный
Если нужно проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых

данных надо обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемыми (иногда с применением специальной аппаратуры), эксперимент переносится в специально оборудованное помещение, в специально созданные исследовательские условия.

Слайд 37Добровольность, безопасность


Слайд 38Структура и логика научно-педагогического исследования. 1 этап
- общее ознакомление с проблемой исследования,


обоснование его актуальности, уровня разработанности,
определение объекта и предмета, темы исследования,
формулирование общей и промежуточных целей исследования и соотнесения с целями задач


Слайд 392 этап
Выбор методологии – исходной концепции, опорных теоретических положений, единого, определяющего

ход и предполагаемые результаты исследования замысла, исследовательского подхода

Слайд 403 этап
Построение гипотезы исследования – теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать


Слайд 414 этап
Выбор методов исследования. Проведения констатирующего эксперимента с целью установления исходного

состояния предмета исследования

Слайд 425 этап
Организация и проведение преобразующего эксперимента


Слайд 436 этап
Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования


Слайд 447 этап
Выработка практических рекомендаций


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика