Слайд 1МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Цели и задачи курса музыкальной литературы
Слайд 2Программа ФГТ «Музыкальная литература» (выделите
главное)
На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование:
музыкального мышления учащихся,
навыков восприятия и анализа музыкальных произведений,
приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.
Слайд 3Программа ФГТ
«Музыкальная литература»
Содержание учебного предмета также включает:
изучение мировой истории, истории
музыки, ознакомление с историей изобразительного
искусства и литературы.
Уроки «Музыкальной литературы» способствуют
формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают
любовь к музыке.
Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает
образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета
«Слушание музыки».
Слайд 4Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература»
Целью предмета является:
развитие музыкально-творческих способностей
учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать
и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов,
а также выявление одаренных детей в области
музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Слайд 5Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:
формирование интереса и любви к классической музыке
и музыкальной культуре в целом;
воспитание музыкального восприятия: музыкальных
произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах; (умение)
овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;
знания специфики различных музыкально-театральных и
инструментальных жанров;
знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;
умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой);
умение использовать полученные теоретические знания при
исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;(?как проверить?)
формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной
мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные программы.
Слайд 6Лагутин А.
Задачи курса: в процессе обучения учащиеся должны:
приобрести умения анализировать музыкальные
произведения
слышать и понимать выразительность отдельных элементов муз-ной речи; (умение)
ориентироваться в нотном тексте сочинения; (умение)
запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки; (умение)
грамотно излагать впечатления и мысли о музыке; (умение)
рассказывать об изученных произведениях, их содержании, композиции и выразительных средствах, свободно пользуясь при этом необходимой музыкальной терминологией; (умение)
знать биографии и основные произведения изучаемых композиторов. (знание)
Слайд 7Система музыкального образования в России
сложилась как 3-хзвенная: школа- колледж – ВУЗ.
=> в центре внимания предмета «Музыкальная литература» будут разные явления.
В ДШИ и колледже дисциплина называется «Музыкальная литература», в ВУЗе – «История музыки».
=> в центре внимания в ВУЗе будет историко-стилистический процесс,
а музыкальная литература ОРИЕНТИРОВАНА НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ (!).
Слайд 8Структура курса
Курс «Музыкальная литература» изучается в ДШИ 4 года: 4-7 классы
при 7-летнем обучении, 2-5 классы при 5-летнем обучении. В построении курса сочетаются исторический и дидактический принципы.
Первый год обучения – пропедевтический (вводный), здесь изучаются основные средства музыкальной выразительности, жанры, формы, закладывается основной багаж понятийных знаний.
Второй-четвертый годы обучения строятся по историко-монографическому принципу.
Слайд 9
Второй год обучения – изучение творчества зарубежных композиторов.
Третий год обучения –
изучение творчества русских композиторов XIX в.
Четвертый год обучения – изучение отечественной музыки ХХ в.
Слайд 10Слушание музыки
Сегодня курс музыкальной литературы дополняется 3-хлетним курсом «Слушания музыки». Но
у этого курса свои цели и задачи, своя методика. Об этом необходимо говорить особо.
НЕВЕРНО:
Мыслить курс «Слушания музыки» как расширенный до 7 лет курс
«Музыкальной литературы»
Слайд 12Календарный план
Вся работа по предмету начинается с перспективного планирования. Создается календарно-тематический
план.
Календарный план составляется для конкретной группы и содержит даты уроков, проводимых в текущем году (т.е. привязан к календарю).
Структура плана разрабатывается учебным заведением.
В плане указываются
Слайд 13
Лучше составлять календарный план на полгода, т.к. будет возможность коррекции.
В плане
учитываются каникулы.
Правила:
каждая тема завершается контрольным уроком;
нельзя разрывать тему каникулами;
нельзя ставить контрольные уроки сразу после каникул;
Слайд 14Распределение учебного материала:
Биография – 1 урок;
Сонатно-симф. цикл – 2 урока (1
час – 1 часть, 2 ч. – все остальное);
Опера – 3-5 часов
Небольшие вокальные или инстр. произведения – 3-4 песни (пьесы) за один час.
Слайд 15Исключения:
2 симф.Бородина – 1 час.
7 симф. Шостаковича – 2 часа
1-2 урока
«Свадьба Фигаро» Моцарта
Биография Шуберта + ф\п произв.
На 4 году обучения зачастую используется тип урока - «Творческий портрет» (биография + обзор творчества)
Слайд 17Структура программы
пояснительная записка
тематический план
содержание курса
формы контрольных работ или заданий
список учебной
литературы (основной и дополнительной)
методы контроля, критерии оценивания
Слайд 19В основе выделения этапов учебного занятия лежит
логика процесса усвоения знаний
восприятие
– осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия
Слайд 21РОЛЬ МУЗЫКИ НА УРОКЕ
пропорциональное распределение,
разнохарактерная музыка,
разно-жанровая.
Слайд 23Цели урока:
Образовательная - соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической
задачей;
Воспитательная – формирование личностных качеств через содержание учебного материала;
Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД
Слайд 24Цели, задачи урока
Цель – красная нить (чему вы хотите научить)
Пример:
тема:
«Танцевальная сюита с moll И.С.Баха» ,
Цель: как строится танцевальная сюита
Задачи – как этих целей достичь:
дать понятие танцевальной сюиты,
заострить внимание на темпах частей,
выяснить размеры и характерные черты танцев сюиты,
рассмотреть использованные полифонические приемы, интонационные связи между частями сюиты.
Слайд 26Поурочный план
Макет плана
Макет плана
Слайд 27Тип урока
Урок первичного предъявления новых знаний
Урок формирования первоначальных предметных умений
Урок
применения предметных умений
Урок обобщения и систематизации
Урок повторения
Контрольный урок
Коррекционный урок
Комбинированный урок
Учебная экскурсия
Урок решения практических, проектных задач
Слайд 28Нетрадиционные типы урока
Урок-соревнование
Урок-путешествие
Урок-сказка
Урок-игра
Урок-конференция
Урок взаимного обучения
Интегрированный урок
Слайд 29Нетрадиционный урок – делается в новой необычной форме
Ошибка, когда форма начинает
превалировать над содержанием.
«Эти уроки развлекают, забавляют, возбуждают, изумляют. Но хорошо бы не забывать, что урок, ну хоть немножечко должен еще и обучать» - Ю.К. Бабанский
Слайд 30ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО:
Следите за ритмом урока. В нем должны быть отдельные порции
разных занятий, которые сменяются, чередуются, но никогда не затягиваются.
ОСОБЕННО НЕЛЬЗЯ ЗАТЯГИВАТЬ ОПРОС.
Слайд 31ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО:
Чтобы сочинить хороший урок, вспомните урок самый провальный
И ПРИДУМАЙТЕ
ЕМУ АЛЬТЕРНАТИВУ!
Слайд 32Практическое задание
Задания 1,2,4,6