Слайд 1
Мастер-класс для родителей
«Обучение родителей приёмам
артикуляционной гимнастики
традиционными и нетрадиционными
способами»
Подготовила учитель-логопед
МАДОУ детский сад №11
Левина Е.В.
Cайт www.logolena.ru
Екатеринбург, 2016
Слайд 2Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц
артикуляционного аппарата (губы, язык, зубы, небо, маленький язычок, полость носа, гортань, трахея, бронхи, легкие), развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Слайд 3
Регулярное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики поможет:
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и
их иннервацию (нервную проводимость);
улучшить подвижность артикуляционных органов;
укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
увеличить амплитуду движений;
уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Слайд 4
Правила проведения артикуляционной гимнастики:
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей
навыки закреплялись. Лучше выполнять
упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за один раз.
Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз.
Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание
артикуляционной позы в одном положении).
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положе-
нии у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, что
бы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной
гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок
может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Слайд 5
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома
Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных
упражнений, вы
должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется
в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение
артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые
приемы.
Покажите правильное выполнение упражнения.
Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте
его выполнение.
Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность
движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Слайд 6Традиционные способы развития моторики артикуляционного аппарата
«Улыбка»
«Слоник»
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были
видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10 .
Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Слайд 7
«Лопатка»
«Иголочка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
Удерживать его в таком положении под счёт до 5-10.
Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт до 5-10.
Слайд 8
«Кружок»
Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка
круг (правая щека — под верхней губой — левая щека — под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по
5-6 кругов в одну и другую сторону.
Слайд 9
«Чашечка»
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Улыбнуться,
открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».
Слайд 10«Лошадка», «Грибок»
«Колокольчик»
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
Улыбнуться,
широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
Рот приоткрыт, губы в легкой улыбке, широкий язык на альвеолах,
произносим «дн – дн – дн» .
Слайд 11Нетрадиционные способы развития моторики артикуляционного аппарата
(Автор данной методики Коноваленко В.В., Коноваленко
С.В.)
Упражнения с шариком.
Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
Слайд 12
Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
Слайд 13
Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
Язык — «чашечка», цель:
поймать шарик в «чашечку».
Слайд 14
Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик
от щеки к щеке.
Слайд 15
Упражнения с ложкой
Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу
рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
Слайд 16
Язык — «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
Толчками надавливать
краем ложки на расслабленный язык.
Слайд 17
Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения
вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелке.
Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
Слайд 18
Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать
легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
Слайд 19
Упражнения для языка с водой «Не расплескай воду»
Язык в форме глубокого
«ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта.
Удерживать 10 — 15 секунд. Повторять 10 — 15 раз.
Слайд 20
«Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость,
не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.
Слайд 21
«Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт.
Выполняется 10
— 15 раз.
Слайд 22
Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом
Сомкнутые и растянутые
в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 — 15 секунд.
Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.
Слайд 23
Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх
в форме широкого ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд.
Повторяется до 10 раз.
Бинт закусывается коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.
Слайд 24
В отличие от предыдущего упражнения, бинт прижимается «языком-ковшом» («лопаткой», «блинчиком»)
не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно.
Удерживать данную позицию
10-15 секунд.
Повторяется до 10 раз.
Слайд 25
Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком
в форме «лопатки» («блинчика»).
Слайд 26
Упражнения с чупа-чупсом
Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 сек.
Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону.
Слайд 27
Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку
чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.
Слайд 28
Сомкните губами пробку и удерживайте под счет до 10. Упражнение помогает
активизировать мышцы губ.
Затем делаем глубокий вдох через нос и сильный выдох через рот.
Слайд 29
Использованная литература:
1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи
дошкольников. – М.: АСТ, 2006 – 64с.
2. Буденная Т. В., Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2008. – 64с. +вкл. 8с .
3. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. СПб.;Литера, 2012. – 64с.:ил. – (Серия «Уроки логопеда».)
4. Краузе Е. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. СПБ: Корона-Принт, 2007. – 80с. – ил.
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. М.: «ГНОМ и Д», 2003. – ил.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. М.: Гном и Д, 2008. – 16с. 7. Костыгина В.Н. Тру-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. - М.: Карапуз, 2005.- 16с.: ил.
8. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. М.: ГНОМ и Д, 2007. – 64с. – ил.
9. Логопедия/ Под.ред. Л.С. Волковой. – М.:1989
10. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. СПб.: Детство-пресс, 2009. – 30с. – ил.
11.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1980. – 240с. – ил.
12. Интернет-ресурсы.