Мастер-класс для родителей Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами презентация

Содержание

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата (губы, язык, зубы, небо, маленький язычок, полость носа, гортань, трахея, бронхи, легкие), развитие силы, подвижности и дифференцированности движений

Слайд 1

Мастер-класс для родителей
«Обучение родителей приёмам
артикуляционной гимнастики
традиционными и нетрадиционными

способами»

Подготовила учитель-логопед
МАДОУ детский сад №11
Левина Е.В.
Cайт www.logolena.ru


Екатеринбург, 2016


Слайд 2Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц

артикуляционного аппарата (губы, язык, зубы, небо, маленький язычок, полость носа, гортань, трахея, бронхи, легкие), развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Слайд 3

Регулярное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики поможет:

улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и

их иннервацию (нервную проводимость);
улучшить подвижность артикуляционных органов;
укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
увеличить амплитуду движений;
уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Слайд 4

Правила проведения артикуляционной гимнастики:
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей

навыки  закреплялись.   Лучше выполнять 
упражнения  2  раза  в  день утром  и  вечером,  по  3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за один раз.

Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз.

Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание
артикуляционной позы в одном положении).

Артикуляционную  гимнастику  выполняют  сидя,  так  как  в  таком  положе-
нии  у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок  должен  хорошо  видеть  лицо  взрослого,  а  также  свое  лицо,  что
бы  самостоятельно контролировать правильность выполнения  упражнений. Поэтому  ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной 
гимнастики могут находиться перед настенным  зеркалом,  также ребенок 
может воспользоваться небольшим  ручным  зеркалом  (примерно  9x12  см),  но  тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.


Слайд 5

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома
Прежде чем  приступить  к  выполнению  артикуляционных
упражнений,  вы

должны выяснить,  как  ваш  ребёнок ориентируется 
в  пространстве:  может  ли  он  показать,  что находится  справа,  слева,  впереди,  сзади,  наверху,  внизу;  различает  ли  он  правую  и левую  руки. Без  этого  выполнение 
артикуляционной  гимнастики  невозможно  или крайне затруднительно для ребёнка.
 
Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые
приемы.
 
Покажите правильное выполнение упражнения.

Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте
его выполнение.

Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность
движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Слайд 6Традиционные способы развития моторики артикуляционного аппарата

«Улыбка»
«Слоник»
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были

видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10 .

Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.


Слайд 7

«Лопатка»
«Иголочка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.

Удерживать его в таком положении под счёт до 5-10.

Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт до 5-10.


Слайд 8

«Кружок»
Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка

круг (правая щека — под верхней губой — левая щека — под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по
5-6 кругов в одну и другую сторону.

Слайд 9

«Чашечка»
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Улыбнуться,

открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».

Слайд 10«Лошадка», «Грибок»
«Колокольчик»
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
Улыбнуться,

широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

Рот приоткрыт, губы в легкой улыбке, широкий язык на альвеолах,
произносим «дн – дн – дн» .


Слайд 11Нетрадиционные способы развития моторики артикуляционного аппарата

(Автор данной методики Коноваленко В.В., Коноваленко

С.В.)
Упражнения с шариком.

Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).


Слайд 12

Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.


Слайд 13
Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
Язык — «чашечка», цель:

поймать шарик в «чашечку».

Слайд 14

Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик

от щеки к щеке.

Слайд 15

Упражнения с ложкой
Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу

рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.


Слайд 16

Язык — «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
Толчками надавливать

краем ложки на расслабленный язык.

Слайд 17
Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения

вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелке.

Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.


Слайд 18

Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать

легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.


Слайд 19

Упражнения для языка с водой «Не расплескай воду»
Язык в форме глубокого

«ковша» с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта.
Удерживать 10 — 15 секунд. Повторять 10 — 15 раз.

Слайд 20

«Язык-ковш» с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость,

не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

Слайд 21

«Язык-ковш», наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт.
Выполняется 10

— 15 раз.

Слайд 22

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом
Сомкнутые и растянутые

в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 — 15 секунд.

Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.


Слайд 23
Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх

в форме широкого ковша или «лопатки» (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд.
Повторяется до 10 раз.

Бинт закусывается коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.


Слайд 24

В отличие от предыдущего упражнения, бинт прижимается «языком-ковшом» («лопаткой», «блинчиком»)

не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно.

Удерживать данную позицию
10-15 секунд.
Повторяется до 10 раз.


Слайд 25

Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком

в форме «лопатки» («блинчика»).

Слайд 26

Упражнения с чупа-чупсом
Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 сек.


Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону.


Слайд 27
Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку

чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.


Слайд 28

Сомкните губами пробку и удерживайте под счет до 10. Упражнение помогает

активизировать мышцы губ.
Затем делаем глубокий вдох через нос и сильный выдох через рот.

Слайд 29

Использованная литература:
1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи

дошкольников. – М.: АСТ, 2006 – 64с.
2. Буденная Т. В., Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2008. – 64с. +вкл. 8с .
3. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. СПб.;Литера, 2012. – 64с.:ил. – (Серия «Уроки логопеда».)
4. Краузе Е. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. СПБ: Корона-Принт, 2007. – 80с. – ил.
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. М.: «ГНОМ и Д», 2003. – ил.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. М.: Гном и Д, 2008. – 16с. 7. Костыгина В.Н. Тру-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. - М.: Карапуз, 2005.- 16с.: ил.
8. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. М.: ГНОМ и Д, 2007. – 64с. – ил.
9. Логопедия/ Под.ред. Л.С. Волковой. – М.:1989
10. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. СПб.: Детство-пресс, 2009. – 30с. – ил.
11.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1980. – 240с. – ил.
12. Интернет-ресурсы.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика