Личность как объект и субъект воспитания презентация

Содержание

План: Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности. Движущие силы и основные закономерности развития личности. Факторы, влияющие на формирование личности. Сущность социализации и ее стадии. Воспитание и формирование

Слайд 1ЛЕКЦИЯ № 2.
ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ.


Слайд 2План:
Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности.
Движущие силы

и основные закономерности развития личности.
Факторы, влияющие на формирование личности.
Сущность социализации и ее стадии.
Воспитание и формирование личности.
Роль обучения в развитии личности.

Слайд 31. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности
Педагогика

изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания.
Человек - это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.
Личностью принято считать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.


Слайд 4Понятие индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает

конкретных социальных или психологических характеристик.
Тогда как понятие индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных

Слайд 5Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», ученые утверждают, что индивидом -

рождаются, личностью - становятся, индивидуальность – отстаивают
Прежде всего, следует отметить, что развитие - это универсальное общее свойство природы, общества и человека.
В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе - эволюционное и революционное развитие.

Слайд 6В педагогике под развитием подразумевают количественно - качественные изменения личности от

одной возрастной ступени к другой.
Таким образом, развитие - это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.


Слайд 7В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.
Биологическое развитие

связано с морфологическими (рост, вес, объем); биохимическими (состав крови, костей, мышц); физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями.
Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.


Слайд 8Таким образом, человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в

процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности.
При этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса - диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.


Слайд 9Существуют три концепции (биологическая, социологическая, биосоциальная) соотношения биологического и социального в

развитии человека и формировании его как личности.


Представители биологической концепции, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3. Фрейд и др.). Их взгляды сводятся к следующему:
человек - сугубо природное существо;
духовные свойства личности имеют биологическую основу;
развитие и поведение определяется врожденными потребностями, влечениями и инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек вынужден приспосабливаться;
воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.


Слайд 10Представители социологической концепции считают:
человек рождается как существо биологическое, однако в процессе

жизнедеятельности постепенно социализируется под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые составляют его ближайшее окружение;
среда является определяющим фактором формирования личности;
воспитание призвано корректировать характер влияния среды;
чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т. п.


Слайд 11Представители биосоциальной концепции считают:
человек - существо и биологическое и социальное;
психические процессы

(ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу;
направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды.


Слайд 12 Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в

котором биологическое неотделимо от социального. Биологическое и социальное не два параллельных и независимых друг от друга фактора.

Слайд 132. Движущие силы и основные закономерности развития личности
Движущими силами

развития личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу.
Противоречия - это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.
Выделяют внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия.


Слайд 14Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в

индивидуальных побуждениях человека. Например, противоречие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организму и тем потенциалом, которым человек располагает.
Внешние противоречия стимулируют отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Например, противоречие между требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учащегося.
Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения, возникающими в результате воздействия объективных факторов.
Индивидуальные противоречия характерны для отдельно взятого человека.


Слайд 15Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи

между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, - с другой.


Слайд 16К числу основных относятся следующие закономерности:

развитие человека детерминировано внутренними и внешними

условиями;
развитие человека обусловлено мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении;
развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности;
развитие человека зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует;
развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе превращаясь в сложную структуру развития личности (Б.Г. Ананьев).


Слайд 173. Факторы, влияющие на формирование личности
Фактор (от лат. factor -делающий, производящий)

- движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И. Ожегов).
К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.
К внешним факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком социальном и педагогическом смысле.


Слайд 18
Среда и воспитание - это социальные факторы, тогда как наследственность -

биологический фактор.
Наследственность - свойство организмов передавать от родителей к детям определенные
Задатки - это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей.
Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.
Различают задатки двух видов:
общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов);
индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).
Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.


Слайд 19Кроме наследственности, определяющим фактором развития личности является среда.
Среда - это

реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение.
Общение - это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
Развитие личности возможно только в деятельности.
В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и др.
Факторы развития и формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе.


Слайд 204. Сущность социализации и ее стадии
Под социализацией понимают взаимодействие человека с

обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление (адаптация) к ней.
Социализацию определяют также как усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия человека со средой.

Слайд 21Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему,

в ходе, которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».
Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.


Слайд 22В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того,

что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности.

В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:
дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
трудовая - охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;
послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности (Г.М. Андреева).


Слайд 23Факторы социализации и формирования личности.
макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество,

государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;
мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);
микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др

Слайд 24Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности.
Однако в отличие

от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором.
Действительно, влияние биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому, что человек - это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным законам анатомии и физиологии. Таким образом, природные особенности являются важными предпосылками, факторами, но не движущими силами формирования личности.
Человек развивается в той мере, в какой он «присваивает человеческую действительность», в какой он овладевает накопленным опытом.



Слайд 255. Воспитание и формирование личности
Социализация личности есть объективное явление, наблюдаемое в

жизни каждого человека, когда он приступает к самостоятельной жизни в обществе.
Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия.
Воспитание большинством исследователей рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия.
Воспитание - это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.



Слайд 26А.В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации:


естественно-культурные,
социально-культурные,
социально-психологические.
Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.).
Социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме. Они определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека.
Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.
Решение названных задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности.

Слайд 276. Роль обучения в развитии личности
Проблема соотношения обучения и развития является

не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения.
Напомним, что под обучением следует понимать не процесс "передачи" готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности.
Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта.
Под развитием применительно к обучению понимают две разные, хотя и тесно взаимосвязанные друг с другом категории явлений: собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур и психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.


Слайд 28В психолого-педагогической науке сложилось по меньшей мере три точки зрения на

соотношение обучения и развития.
Первая, и наиболее распространенная, заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса.
второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк).
Третья группа теорий (Коффка и др.) объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования.


Слайд 29Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и

развития личности, отводя, согласно положению Л.С. Выготского, ведущую роль обучению.
Обучение и развитие тесно связаны друг с другом: развитие и обучение не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве.
Вне обучения не может быть полноценного развития личности.
Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.



Слайд 30Вопросы для проверки знаний
Развитие бывает биологическое и социальное, раскройте их

определения?
Ответ:
Биологическое развитие связано с морфологическими (рост, вес, объем); биохимическими (состав крови, костей, мышц); физиологическими (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями.
Социальное развитие связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.
Развитие человека (биологическое, социальное), это ?
Ответ:
это сложный, длительный, противоречивый процесс, детерминированный множеством факторов, лежащих как в окружающей человека социальной среде, так и в нем самом.

Слайд 31Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи

между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, - с другой.
Какие основные закономерности существуют?
Ответ:
развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями;
развитие человека обусловлено мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении;
развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности;
развитие человека зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует;
развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания.


Слайд 32Факторы – это ?
Ответ:
движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И. Ожегов).
Внешние

и внутрение факторы, это?
Ответ:
К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.
К внешним факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком социальном и педагогическом смысле.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика