Слайд 1Особенности коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений связной речи
Выполнили студенты
41 группы
ЗО
кафедры Логопедии:
Аршина В.
Валитова Ю.
Журавлева Д.
Кудряшова И.
Чекусова Ю.
Слайд 2Связная речь - это речь контекстная, так как она понятна для
слушателя только на основе ее содержания, на основе самого контекста речи.
Для ребенка овладеть связной речью - значит научиться в каждом конкретном случае строить контекст по его законам.
Слайд 3Несформированность связной речи при моторной алалии связана с нарушениями операций программирования,
отбора и синтеза речевого материала, с несформированностью внутренней речи.
Слайд 4Выделение предикатов, их соотнесение, сравнение друг с другом, определение места каждого
предиката в общей схеме
Слайд 6Нарушение формирования связной речи
Слайд 7Причинами несформированности связной контекстной речи при алалии могут являться:
Слайд 18Процесс обучения состоит из двух стадий:
Слайд 19 Разделы развития связной речи по В.К. Воробьевой:
Слайд 20Этапы формирования ориентировочной основы действий по узнаванию образцов связной речи:
Слайд 21Обучение умению отличать рассказ от «не рассказа» с помощью упражнений следующего
типа:
С равнение рассказа и набора слов из него.
Сравнение рассказа и бессвязного набора предложений.
Сравнение рассказа и отдельного коммуникативно слабого предложения.
Сравнение рассказа и его деформированного варианта.
Сравнение рассказа и его некомплетктного варианта.
Сравнение двух нормированных вариантов, в которых об одном и том же предмете или событии рассказывается по-разному.
Слайд 22Снежная зима
Цель – сформировать представления о смысловой цельности связного сообщения
Инструкция: Ребята,
сегодня к нам в гости пришли две красавицы Зима и Лето. Сейчас каждая из них расскажет вам свою историю. Вам нужно внимательно их послушать и сказать, у кого из них предложения рассыпались , а у кого нет.
Слайд 23Волшебная книга
Цель – сформировать представления о смысловой цельности связного сообщения
Инструкция: Мише
в день рождения родители подарили книгу. В книге были рассказы с картинками. Маленькая сестра решила вырезать картинки и нечаянно разрезала на мелкие полоски и сами рассказы. На помощь пришла бабушка. Она взяла чистый лист бумаги и наклеила на него полоски с предложениями. Но бабушка старалась сделать это побыстрее и не успела найти свои очки. Угадайте: где рассказ из книги, а где страница, склеенная бабушкой?
Слайд 25Сказка про муравья
Цель – сформировать представления о смысловой цельности связного сообщения
Инструкция:
Однажды бабушка своим внукам Мише и Коле читала сказку. Миша слушал внимательно, а Коля сначала тоже слушал внимательно, но потом увидел за окном голубей и стал наблюдать, как голуби ссорятся из-за корки хлеба. Когда бабушка попросила пересказать сказку, то Миша рассказал все правильно, а у Коли в голове все перепуталось. Угадайте, кто рассказывал первым и у кого получился рассказ?
Слайд 27
На Этапе формирования ориентировки в языковых средствах рассказа основное внимание
уделяется выяснению того, как сообщается, рассказывается о предмете или событии.
Для реализации намеченной цели используются следующие упражнения:
Парные загадки
Упражнения по различению целого текста и отдельного предложения входящего в состав рассказа
Слайд 28Косолапый мишка
Цель – сформировать представление о том, что об одном и
том же предмете можно рассказать в разной речевой форме.
Инструкция: Ребята, давайте отгадаем загадки.
Слайд 29Задача раздела «Формирование первоначального навыка связного говорения» ознакомить детей с правилами,
т.е закономерностями, которые лежат в основе создания связного высказывания
Слайд 30Этапы формирования первоначального навыка связного говорения по правилам смысловой и языковой
организации текста:
Этап развития навыка связного говорения
Этап знакомства с правилами строения рассказа
Формирование навыка связной повествовательной речи
Формирование навыков связной описательной речи
Слайд 31 На этапе развития навыка связного говорения используются следующие приемы:
Слайд 32Утро
Цель - сформировать способность составлять по серии сюжетных картин рассказ, грамматически
правильный, с учетом причинно–следственных и временных отношений, состоящий из простых распространенных и сложных предложений.
Инструкция: Наташа, пока я раскладывала картинки, пришел Петя и перемешал картинки. Помоги мне пожалуйста собрать их правильно. Рассмотри рисунки. Разложи их в правильной последовательности. Составь по ним рассказ.
Слайд 34Путаница
Цель – развить поисковую деятельность, направляя внимание детей на выбор
языковых средств адекватным как смысловым, так и синтаксическим отношениям сообщения
Инструкция: Исправьте предложение, если услышите, что в нём что-то неправильно.
Гриб сушит белку.
Шкурка меняет зайца.
Норка делает ёжика.
Берлога ищет медведя.
Заяц ловит лису.
Слайд 35Этап знакомства с правилами строения рассказа
Принципиальным моментом методики
логопедической работы с детьми является формирование у них навыков и умений повествовательной, а не описательной речи.
Слайд 36 Дети работают с текстами в основе
которых лежит цепная связь предложений. Чаще всего такая связь свойственна повествовательной речи, композиция которой опирается на хронологическую последовательность действий, на их динамическое развитие.
На этапе формирования навыка связной повествовательной речи
Слайд 37На пороге сидела и жалобно мяукала...Кошка поймала в саду... Дождик прошел,
и из-за туч показалось...Дворник взял метлу, он будет... Пришел почтальон, он принес...
Письмо из страны чудес
Цель – сформировать навыки построения повествовательного текста
Инструкция: Алиса из страны чудес прислала нам письмо. Но по дороге некоторые слова потерялись, и теперь не понятно, что же хотела сказать нам Алиса. Давайте вставим пропущенные слова, чтобы понять, что написала в своем письме Алиса.
Слайд 38Описательный рассказ
Имеет параллельную структуру, когда мысль каждого нового предложения
не вытекает из мысли предыдущего предложения, а существует как бы самостоятельно, подчиняясь только общей теме – рассказу о качествах и свойствах предмета. Отсюда все мысли в таком рассказе являются равноценными или, как принято говорить рядоположенную.
Слайд 39
Инструкция: Хороший подарок прислал дедушка своему внуку Алику. Одна половинка подарка
синяя-синяя, как небо в ясный день. Другая половинка красная-красная, как ясное солнышко. А посередине поясочек золотистый пробегает.. И весь он такой блестящий, гладкий, величиной с маленький арбуз. Все подарком любуются, гладят его. Ребята просят Алика поиграть с ними. Ему и самому хочется посмотреть, как дедушкин подарок скачет. Но жалко, ведь дорога-то пыльная. Дети, вы поняли о чем этот рассказ? По каким признакам вы догадались, что это мяч?
Мой веселый звонки мяч
Цель - сформировать навыки узнавания предмета по его описанию и составление описательных рассказов
Слайд 40 Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи
Разделение заданий по
трудности определяется следующими факторами:
Степень заданности содержательных и лексических компонентов сообщения;
Степень опоры на графический план (элементы графической записи постепенно снимаются и заменяются анализом в устной речи, вначале с опорой на предметы сообщения или наглядные символы описания, а затем без опоры)
Слайд 41Как мы помогаем птицам?
Цель – закрепить навыки построения цельного и связного
рассказа на основе графического плана
Инструкция: Сегодня к нам в гости пришел Незнайка, чтобы рассказать интересную историю. Но пока он бежал к нам, забыл о чем хотел рассказать. Но у него остались картинки-подсказки. Давай поможем Незнайке вспомнить историю, которую он хотел рассказать. Внимательно посмотри на картинки. Что ты видишь? Давай попробуем составить рассказ с помощью инструкции, которую дал нам Незнайка.
Слайд 43Снежная зима
Цель – закрепить навыки построения цельного и связного рассказа
на основе графического плана
Инструкция: На прошлом занятии мы с вами знакомились с временами года. Давайте закроем глаза и представим, что на улице сейчас зима. Дима, скажи, чтобы ты делал, если бы вышел на улицу зимой? В какие игры можно играть на улице зимой? С кем бы ты хотел играть зимой?