Исторические основания профессиональной педагогики презентация

Содержание

Я.А .Коменский Фундамент современных принципов обучения был заложен педагогами прошлого. Я.А .Коменский основой считал принцип природосообразности. В книге «Великая дидактика» он видит «золотое» правило обучения - наглядность.

Слайд 1Исторические основания профессиональной педагогики Прядильникова Ольга Владимировна, к. филол. н. , доцент

кафедры СПО

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


Слайд 2Я.А .Коменский
Фундамент современных принципов обучения был заложен педагогами прошлого. Я.А .Коменский

основой считал принцип природосообразности. В книге «Великая дидактика» он видит «золотое» правило обучения - наглядность.


Слайд 3Ян Амос Коменский чешский педагог-гуманист, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной

системы.

Воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира, управление собой и стремление к Богу.

«Великая дидактика»
28 марта 1592 -15 ноября 1670


Слайд 4Правила Я.А. Коменского
✓ "от близкого к далекому",
✓ "от простого к сложному",
✓ "от более

легкого к более трудному",
✓ "от известного к неизвестному".


Слайд 5Иоганн Фридрих Гербарт
1776—  1841 — немецкий философ, психолог, педагог.

Разрабатывал теоретические основы дидактики,

понимал ее как внутреннюю, целостную и непротиворечивую теорию «воспитывающего обучения»
Гармоничное воспитание человека
РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОК И.Ф.ГЕРБАРТА
Управление и надзор

Слайд 6Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег
(1790 - 1866) - выдающийся
немецкий педагог-демократ, сделавший

дальнейший шаг вперед в разработке  «теории развивающего обучения». При обучении должна приниматься во внимание вся современная культура.
Плохой учитель преподносит
истину, хороший учит ее находить.

Слайд 7Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег
Дистервег  призывал педагогов:
✓ постоянно заниматься самообразованием;
✓ освобождаться от рутинных приемов

преподавания;
✓ работать творчески;
✓ никогда не отказываться от самостоятельного мышления.


Слайд 8Джон Дьюи
философфилософ и педагог, представитель
философского направления прагматизм

Школа не должна быть

оторвана
от жизни, обучение - от воспитания.
Воспитывать и обучать в процессе
выполнения конкретных практических дел. Воспитание не средство воспитания, это сама жизнь. Мышление, утверждает Дж. Дьюи, - есть решение проблем

Слайд 9Константи́н Дми́триевич Уши́нский .
18241824 — 1871,   — русский педагог, о
основоположник научной педагогикиосновоположник научной педагогики в России
Влияние нравственное

составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями


Слайд 10Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К.Д. Ушинским. Он определил необходимые

условия хорошего обучения, по сути дела это и были принципы обучения: последовательность,
ясность усвоения,
самостоятельность,
отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости обучения


Слайд 11 Джон Локк (1632-1704) английский философ, педагог, общественный и государственный деятель




Разработал систему

воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы — утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни.


Слайд 12Уильям Херд Килпатрик
Уильям Херд Килпатрик (1871 (1871 - 1965) американский педагог,

основоположник метода проектов
У. Килпатрик полагал, что весь учебный процесс должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного, служили развитию и обогащению последующих.


Слайд 13Принципы новой педагогики
В. Кильпатрик,** сотрудник Дж. Дьюи, так определил принципы новой

педагогики:
«внутренний» учебный материал (вытекающий из природы и интересов учащихся);
целесообразная деятельность;
обучение как непрерывная перестройка жизни и подъем ее на высшие ступени.
Предшественником метода проектов был так называемый Дальтон-план.


Слайд 14Американский профессор Коллингс
Проекты игр
Экскурсионные проекты —Повествовательные проекты
Конструктивные проекты.


Слайд 15ПРОЕКТЫ
Первый проект носит название «Театр». Суть проекта проста. Предлагается поставить спектакль

по одной из пьес русского драматурга Х I Х в.
Второй проект «Музей». В результате работы над этим проектом должна возникнуть выставочная экспозиция «Русская драматургия Х I Х в».
Третий проект «Научный журнал».

Слайд 16У. Килпатрик выделял четыре вида проектов: созидательный (производительный), потребительский (рассчитанный на

изготовление предметов потребления), проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения) и проект – упражнение


Слайд 17Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) — швейцарский педагог
Задача воспитания —

создание гармонически развитого человека. Основной принцип воспитания — согласие с природой. Средства воспитания — труд, игра, обучение.
Помощь ребенку в жизни


Слайд 18Лев Семёнович Выго́тский
(1896 -1934)— советский психолог
обосновал закономерность, согласно которой цели и

методы воспитания и обучения должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенку (уровню актуального развития), но и зоне его ближайшего развития, которая определяется теми возможностями ребенка, которые он может реализовать в настоящий период только с помощью взрослого.
Обучение ведет за собой развитие

Слайд 19 Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский  1918—  1970
Сухомлинский создал оригинальную  педагогическую
системусистему, основывающуюся на принципах гуманизма,

на
признании личности ребёнка
высшей ценностью, на которую должны быть ориентирована творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям».
 

Слайд 20Скакун Владислав Александрович
Автор учебников «Введение в профессию мастера производственного обучения», «Организация

и методика профессионального обучения» и «Основы педагогического мастерства»



Слайд 21Анто́н Семёнович Мака́ренко
(1888 -19391939)— советский1939)— советский педагог и писатель.
Коллектив является воспитателем личности;
Воспитание трудом
Игра.


Слайд 22Принципы А. Макаренко
Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима

в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: “Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему”.


Слайд 23Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего

четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.
Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко

Слайд 24Георг Кершенштейнер (1854 -1932)
Одна из ярких фигур немецкой педагогики конца

ХIХ-начала ХХ века. Находясь под сильным влиянием идей И.Г. Песталоцци, он стремился найти для обучения твёрдую почву в тесной связи с жизнью на основе трудового принципа. Делает попытку подойти к ученику со стороны его профессиональных интересов и гражданского воспитания.

Слайд 25Мария Монтессори
Монтессори (31.8.1870 — 6.5.1952), итальянский педагог. Разработала оригинальную систему сенсорного

развития детей в специальных дошкольных учреждениях (т. н. домах ребёнка, открывавшихся ею и её последователями) и начальной школе. В теоретических работах и практической деятельности проводила идеи свободного воспитания.
Природой человеку дается
драчливость, агрессивность,
жестокость, алчность. Наследственная обусловленность нравственности.

Слайд 26Мария Монтессори
Если проводить занятия по особой методике, то «из ста идиотов

двадцать пять становятся, по сути, нормальными людьми».
Истинное обучение – помочь, а не осуждать. 

Слайд 27Беррес Фредерик Скиннер
(1904—1990) — американский психолог, основоположник теории программированного обучения. 


Слайд 28Б. Ф. Скиннер
В основу технологии программированного обучения Б. Ф. Скиннер положил

два требования:
1) уйти от контроля и перейти к самоконтролю;
2) перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.



Слайд 29Б.Ф.Скиннер
Линейная программа как бы предполагает, что учащийся не сделает ошибки в

ответе. В 1954 г. Б.Ф.Скиннер проверил свою программу на студентах университета и получил отрицательный результат. Линейная программа успеха не принесла.


Слайд 30Но́рман А́ллисон Кро́удер  (1921(1921 —  1998)
Разработку разветвленной формы осуществлял другой представитель американской технологии программированного обучения —Но́рман

А́ллисон Кро́удер. В его схеме связи между стимулом, реакцией и продуктом осуществляются мыслительными операциями, он предполагал дифференцированный подход к обучаемым.

Слайд 31Петр Яковлевич Гальперин (1901 —1987)


Слайд 32Теория поэтапного формирования умственных действий 
1. Предварительное ознакомление с действием, с условиями его выполнения.
2. Формирование

действия в материальном виде с развертыванием всех входящих в него операций.
3. Формирование действия во внешней речи.
4. Формирование действия во внутренней речи.
5. Переход действия в глубокие свернутые процессы мышления.


Слайд 33ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических

и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях

Слайд 34 Винценты Оконь (1914 - 2011)
польский учёный-педагог известный своими работами

в области дидактики, истории образования и психологии обучения.  один из разработчиков нового направления в методике обучения, получившее название проблемного

Слайд 35МАХМУТОВ Мирза Исмаилович (р.1926)
Исследовал вопросы проблемного обучения, его роль в развитии

творческих способностей учащихся. Автор трудов по дидактике, теории и практике образования: "Проблемное обучение" (1975), "Современный урок: вопросы теории" (1981)
Основное в проблемном обучении — создание проблемной ситуации.

Слайд 36Проблемные ситуации
1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед обучающимися следует поставить такое

практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями


Слайд 372. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит

от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.
3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
4. Проблемными заданиями могут быть:
а) усвоение,
б) формулировка вопроса,
в) практические задания.


Слайд 38МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание

и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу.

Слайд 39Модульная программа строится на основе общих целей, общих научных идей курса.

В основе подхода к отбору учебного материала и его содержания лежит четкое определение целей познавательной деятельности обучающегося на каждом этапе обучения при планировании изучения той или иной темы нужно прорабатывать весь учебный материал.

Слайд 40Блок состоит из отдельных учебных элементов (УЭ), каждый из которых имеет

свою частную дидактическую цель. Совокупность решения этих целей и обеспечивает достижение комплексной дидактической цели.


Слайд 41Мотивация в модульном обучении
– мотивация на результат (ориентация обучающегося на получение

результата деятельности);
– мотивация на процесс (заинтересованность обучающегося в самом процессе деятельности);
– мотивация на оценку (заинтересованность обучающегося в получении хорошей оценки);
– мотивация на избежание неприятностей.


Слайд 42ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
это гуманистическая педагогика, неопрагматизм, экзистенциализм, неопедоцентризм (США, Европа,

70-е годы), педагогика сотрудничества (80-е годы, СССР), свободное воспитание (К. Роджерса, идея фацилитаторства) и др.
И.С.Якиманская

Слайд 43Карл Роджерс
Карл Рэ́нсом Ро́джерс (1902 —1987) — американский психолог».
Роджерс внёс

большой вклад в создание недирективной психотерапии Роджерс внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией».


Слайд 44Карл Роджерс – учитель гуманизма
«Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт.

Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека». Создание такой атмосферы К. Роджерс называет «облегчением» (англ. – facilitate), учителей – фацилитаторами. От них требуется одно – определенно подчеркнуть воспитаннику, что его любят, им интересуются, им занимаются.


Слайд 45Кто такие?
Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает

процесс индивидуального образования …
Коучинг (обучение, тренировки) — метод  тренинга; от классического тренинга отличается тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом.
фацилитатор

Слайд 46Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена
1. Развитие российского общества требует формирования

в человеке ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
2. Современные дети прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
3.Необходимость в гуманизации отношений детей и взрослых.


Слайд 47Шаталов В.Ф.: «Ученик должен учиться победно»
Что играет главную роль в достижении

высоких результатов?
1. Хорошая наследственность.
2.Благоприятная среда.
3.Воспитание в семье.
4.Правильно организованная познавательная деятельность.
5. Отношение к учебе.
6. Интерес к учебному предмету.
7. Личность педагога.

Слайд 48Советкин Дмитрий Константинович (1838 1912)
В 50-х гг. предложил наглядную систему

обучения "механическим искусствам", сочетавшую педагогические и технологические требования. Под различными названиями ("русская", "система МТУ" и др.) она получила известность во мн. странах.

Слайд 49Личностно-ориентированное обучение
Якиманская Ирина Сергеевна,
родилась в 1931 г.
Понимает концепцию образовательного

процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение и воспитание органически сливаются


Слайд 50Гастев Алексей Капитонович (1882 -1939)
Теоретик научной организации труда и руководитель Центрального института труда. Разработал и внедрил

в производство концепцию краткосрочной подготовки рабочих на установочных курсах и цехах Центрального института труда (ЦИТ)



Слайд 51 Сергей Яковлевич Батышев  (1915-2000) Один из основателей педагогики профессионально-технического образования в СССР. Автор

учебника «Профессиональная педагогика

Слайд 52Атутов Петр Родионович (1921-2001)
Основное направление научной деятельности П.Р. Атутова — проблемы

политехнического, технологического и профессионального образования учащихся. Им разработана концепция функциональной природы политехнических знаний, оказавшая влияние на теорию и практику политехнического образования в последние десятилетия.

Слайд 53 Скаткин Михаил Николаевич
М. Н. Скаткин одним из первых начал разработку теории конструирования

учебных программ. Автор ряда новых принципов дидактики, в том числе принципа научности обучения который он выделил, как самостоятельный впервые в отечественной дидактике в 1950 году.



11 августа 1900 — 7 августа — 7 августа 1991

Слайд 54Классификация методов по Лернеру и Скаткину
Информационно рецептивный метод. 
Репродуктивный метод. 
Метод проблемного изложения. 


Эвристический метод. 
Исследовательский метод. , мотивировка его результатов.



Слайд 55Цель воспитания - создание условий для развития личности учащегося

свободной, то есть способной

к самореализации;
гуманной, то есть способной на милосердие, доброту, сострадание;
духовной (испытывающей потребность в познании и самопознании; стремящейся к красоте и поиску смысла жизни);
творческой, то есть развивающая способности, интеллект; испытывающая потребность в знаниях;
практической (трудолюбивой, дисциплинированной, готовой к ответственной профессии железнодорожника, владеющей хорошими манерами; умеющей работать в коллективе, ведущей здоровый образ жизни и др.).


Слайд 56 ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ
Задачи:  1) формирование чувства ответственности, аккуратности, дисциплины, уважения

к людям труда; 2) воспитание личности трудолюбивой, дисциплинированной, готовой к ответственной профессии, умеющей работать в коллективе


Слайд 57 Мангеймская форма обучения Зиккингер  Йозеф Антон (1858 - 1930)

 немецкий педагог, осуществил реформу городских школ, исходя из принципов единой школы и необходимости соответствия учебной нагрузки и методов обучения индивидуальным возможностям детей

Слайд 58 Брунер Джером Сеймур ( род. 1915) американский психолог и

педагог, один из разработчиков нового направления в методике обучения, получившее название проблемного.

Слайд 59 БАБАНСКИЙ Юрий Константинович (1927 - 1987)   педагог, разработал теорию оптимизации обучения

как научно обоснованного выбора и осуществления варианта процесса обучения.   Сравнение методов обучения  

Слайд 60Спасибо за внимание!
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика