Слайд 1Игра-драматизация и инсценировка как средство формирования художественно-речевой компетенции детей дошкольного возраста
Слайд 2План
Понятие игры-драматизации и инсценировки.
Значение игр-драматизаций, инсценировок для формирования художественно-речевой компетенции.
Задачи и
содержание работы по формированию театрально-игровой компетенции.
Разновидности игр-драматизаций.
Подготовка к игре-драматизации.
Общие рекомендации по руководству играми-драматизациями в разных возрастных группах.
Слайд 3Литература
Александрова О. Разыгрываем сказки. //Дошк.воспит. №12, 1997, с.26.
Артемова Л.А. Театрализованные игры
дошкольников. – М., 1991.
Барсукова Л. Поговорим об играх-драматизациях. //Дошк.воспит. №11, 1982.
Богуш А., Гавриш Н., Котик Т. Методика організації художньо-мовленнєвої діяльності у дошкільних навчальних закладах. – Київ.: Видавничий Дім “Слово”, 2006. – 304 с.
Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов. //Дошк.воспит. №3, 1994.
Гончарова Н. Театрализованные игры в коррекции заикания. //Дошк.воспит. - №3, 1998, с.82.
Гурович Л.М., Береговая Л.Б. Ребенок и книга. – М., 1992.
Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.
Игра дошкольника. /Под ред. С.Л.Новоселовой. – М., 1989.
Игры-драматизации. Эмоциональное развитие дошкольника. /Под ред. А.Д. Кошелевой – М., 1985.
Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольника. //Дошк.воспит. - №11, 1999, с.6.
Художественная самодеятельность детей 4-7 лет. /Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1979.
Слайд 4
Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская, Т.А.Маркова, Д.В.Менджерицкая, Л.П.Стрелкова определяют игру-драматизацию как разновидность сюжетно-ролевой игры
со своими особенностями.
По мнению Менджерицкой Д.В., эти игры-драмматизации представляют собой разыгрывание сказок и рассказов, синтез восприятия произведений и ролевой игры.
Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова, Л.С.Фурмина относят игру-драматизацию к театрализованным играм.
По мнению Фурминой Л.С., игры-драматизации являются играми-представлениями, где в лицах разыгрываются определенное литературное произведение.
Слайд 5Особенности игры-драмматизации
Игра-драматизация строится на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки
героев, их речь определена текстом произведения.
Игра-драматизация – деятельность, которая требует от ее участников необходимых способностей, умений и навыков. Ведь в тексте художественного произведения нет указаний на выполнение ролей, игровых действий. Эти действия детям нужно придумать, творчески воплотить в жизнь с помощью мимики, текстов, интонаций, движений.
Наличие заранее заданного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющими готовые правила. Это отличает ее от сюжетно-ролевых игр на темы литературных произведений, в которых связь с литературным произведением менее устойчива и определена, в ней возможно совмещение событий из разных литературных источников, введение новых действующих лиц, свободная передача содержания.
Слайд 6
Игра-драматизация является прежде всего игрой, которая должна удовлетворять основные, ведущие в
дошкольном возрасте потребности в игре, дети играют для себя, получая радость, удовольствие.
Инсценировка – это точное и последовательное воспроизведение авторского литературного текста. Дети инсценируют для зрителей, поэтому в отличии от игры-драматизации тут используют специальное заучивание текста, точное воспроизведение авторских слов.
Слайд 7Значение игры-драмматизации
Игра-драматизация является средством всестороннего воспитания ребенка дошкольного возраста
Игра-драматизация способствует развитию
психических процессов и различных качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения
Оказывает большое влияние на развитие речи
Ребенок в игре усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует выразительные интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли
Игра-драматизация способствует освоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса)
Содержание игр влияет на нравственное развитие, и в первую очередь на овладение своеобразным тренингом в усвоении этикета
Осмысливая содержание сказок разных народов в игре-драматизации, ребенок осознает, что сказка представляет особую ценность культурного наследия народа
Игра-драматизация развивает творчество детей
Игры-драматизации, инсценировки помогают решать задачи формирования художественно-речевой компетенции
Слайд 8
Содержательной стороной художественно-речевой деятельности является формирование разных видов компетенций. Таковыми являются:
художественно-речевая компетенция, когнитивно-речевая компетенция, выразительно-эмоциональная компетенция, поэтически-эмоциональная компетенция, оценивающе-этическая компетенция и театрально-игровая компетенция.
Слайд 9
Задачи и содержание работы по формированию театрально-игровой компетенции
В процессе формирования театрально-игровой
компетенции у детей формируются разнообразные нижеследующие умения и навыки.
1. Дети четвертого года жизни в игре-драматизации могут:
- произносить простые предложения и отрывки литературного текста от лица какого-либо персонажа;
- передавать простые движения, основанные на подражании движений животных, человека;
- вести диалог с одним персонажем (в игре одновременно взаимодействуют два героя);
- драматизировать сказки.
Дети 4-го года жизни драматизируют две сказки: "Репка", "Рукавичка".
Слайд 102. Дети пятого года жизни могут:
- интонационно выразительно произносить отрывки литературного
текста, модулируя голосом (говорить громко, тихо, высоким, низким голосом);
- имитировать движения различных животных, возрастные изменения в жизни человека;
- согласовать свою речь и действия с партнером по игре, вести диалоги, передавать простые взаимоотношения героев;
- помогать взрослому раскрашивать и рисовать элементы декораций, костюмов по предложению воспитателя;
- оформлять место действия отдельными атрибутами.
Дошкольники 5-го года жизни драматизируют сказки: "Снегурушка и лиса", "Кто сказал "мяу"?" В.Сутеева, "Кот и петух", "Сказка о глупом мышонке" С.Маршака, "Красная шапочка" Ш.Перро, "Умей обождать" К.Ушинского.
Слайд 11
- интонационно передавать эмоциональное состояние героев, самостоятельно подбирать интонацию в конкретном
отрывке литературного текста с учетом авторских ремарок;
- подбирать характерные движения персонажей;
- активно участвовать в оформлении места действия декорациями реквизитом, созданным совместно со взрослыми;
- располагать декорации по личному замыслу, с учетом особенностей происходящих событий.
Дошкольники 6-го года жизни драматизируют следующие тексты: Сутеев В. "Под грибом", "Три поросенка", Маршак С.Я. "Терем-теремок", Донченко О. "Петрусь и золотое яичко", Осеев В. "Сыновья", Михалков "А что у вас?", "Снегурочка".
Слайд 12
4. Для детей седьмого года жизни характерны следующие умения:
- умение разыгрывать
небольшие литературные произведения, самостоятельно организовывать игровой коллектив;
- находить речевую интонационную канву для передачи художественного образа, находить выразительные движения и взаимодействовать с другими детьми-актерами, проявлять инициативу при создании декораций и атрибутов, находить предметы для создания выразительного образа и организации игровой среды.
Для драматизации можно предложить детям произведения: Крылов И. "Стрекоза и Муравей", "Ворона и Лисица", Маршак С. "Двенадцать месяцев", Юсипов Н. "Голубь и пшеничное зерно", "Сивка-бурка" (русская народная сказка), "Хроменькая уточка" (украинская народная сказка), Пушкин А.С. "Сказка о рыбаке и рыбке", Одоевский В. "Мороз Иванович".
Слайд 13
Разновидности игр-драматизаций
1. Непосредственные игры-драматизации, роли выполняют дети.
2. Игры-драматизации с пальчиками.
3. Игры-драматизации
с куклами БИБАБО.
Слайд 14Этапы подготовки игры-драмматизации
Подготовка и руководство воспитателем игрой-драматизацией заключается в том, что
он прежде всего подбирает произведения, исходя из следующих требований к ним:
- имеют воспитательное значение;
- доступные, с легко запоминающимся сюжетом;
- есть четко противоположные персонажи;
- наличие большого диалога;
- важно наличие "сквозных" героев и диалогов;
- высокохудожественные с прекрасным языком;
I этап. Включает мероприятия, направленные на усвоение литературного произведения, которое драматизируется.
II этап. Реализуется в общей системе обучения и воспитания детей группы. Определяют свое отношение к происходящему, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создания декораций, костюмов, реквизита, упражняются в имитации движений, голоса, композиционном построении сцен.
III этап. Включает саму игру-драматизацию, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.
Слайд 15Общие рекомендации по руководству играми-драматизациями в разных возрастных группах
- Не следует
специально разучивать текст произведения (прекрасный язык, увлекательный текст, повторы в тексте, динамика развития действия);
- В игре-драматизации не надо показывать ребенку те или иные выразительные приемы. Играет большое значение в развитии игры-драматизации интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании.
- В драматизациях, поставленных в группе впервые, принимает участие и взрослый. Воспитатель может незаметно направить игру в нужное русло, включая в сказочные ситуации моменты из жизни детей, не нарушая тем самым общего развития сюжета игры.
Слайд 16
- Развитие творчества происходит на занятиях по обучению рассказыванию, а также
специальная работа по обучению кукловождению:
а) сначала с вождения объемных кукол настольного театра, плоскостных игрушек;
б) потом можно ввести пальчиковый театр;
в) петрушки, би-ба-бо, марионетки.
Слайд 17
Игры-драматизации проводятся во 2-ой младшей группе, средней группах на занятии, в
старшей, подготовительной группе – как развлечение во вторую половину дня.
Слайд 18
- В игре-драматзации одновременно могут участвовать несколько человек и педагог должен
сделать так, чтобы все дети поочередно были ее участниками.
- Воспитатель может принять участие в сговоре и подготовке игры.
- Декорации и костюмы должны быть очень простыми и выразительными. Лучше, если воспитатель будет готовить костюмы и декорации вместе с детьми.
- Распределение ролей. Объясняют, что сказку смогут сыграть несколько раз и поэтому в ней должно участвовать несколько человек. Самый ответственный момент в этом распределении – подбор артистов для исполнения противоположных ролей.
Слайд 19Распределение ролей:
1. Л.Стрелкова считает, что роль положительного персонажа желательно предоставить ребенку
с низким уровнем социальных эмоций, а роль отрицательного героя предложить дошкольнику, который отличается нравственным поведением (если ребенок отказывается, тогда воспитатель либо вызывает добровольцев, либо берет ее сам (особенно в первых играх-драматизациях).
Если ребенок пристрастно и эмоционально выполняет отрицательные роли, то воспитателю следует показать жестокость поступков отрицательного героя.
2. Артемова Л.В. считает, что роль отрицательного героя может выполнить кукла с отталкивающей внешностью.
Слайд 20
Во время игры не следует исправлять неудачные выражения, обращаться к детям
с вопросами о выразительности персонажа – это может нарушить ритм игры. Можно организовать несколько играющих групп. Роль ведущего первое время берет воспитатель, а затем передает детям.
Слайд 21Методы и приёмы по подготовке игр-драмматизаций. Младшая группа
Организуются игры на темы
литературных произведений. ("Игрушки" А.Барто, "Котик и козлик" Жуковского)
Можно также проводить игры, носящие характер упражнений: двум детям предлагается выбрать себе по любой игрушке, всем вместе придумать небольшой сюжет и затем обыграть его.
Используется метод чтения художественной литературы: "Маша и медведь", "Мой мишка" З.Александровой.
Рассматривание иллюстраций с детьми, диафильмы.
Беседа с детьми о поступках героев.
Показ движений, упражнений с одним ребенком или подгруппой.
Создаются различные ситуации для детей с целью реализации роли.
Игра"Паровоз". Воспитатель показывает, какими разнообразными могут быть интонации, мимика, жесты, походка, поза, движения.
Слайд 22Средняя группа
Происходит усложнение рассмотренных выше методов.
В игре "Паровоз" предложить детям вести
рассказ от первого лица, сопровождая слова движениями, представить себя кем-нибудь, рассказать о себе. Например, я – хитрая, пушистая лиса. Посмотрите, какая я красивая, какой у меня хвост, какие ушки.
Использование настольного театра. Рекомендуется менять состав участников.
Совместное изготовление атрибутов.
Сначала проводится драматизация отрывков произведения, если в нем есть повторы ("Лиса, заяц и петух"), затем игра-драматизация всей сказки
Слайд 23
Старшая группа
Специальные экскурсии, прогулки, наблюдения за окружающими (учить детей присматриваться
к поведению животных, особенности поведения людей, их интонации, движения).
Для развития воображения предлагаются детям разные задания, например: "Представьте себе море, песчаный берег, мы все лежим на теплом песке, загораем, у нас хорошее настроение, поболтали ногами, опустили их, разгребли теплый песок руками" и т.п.
Слайд 24
Мимические этюды – один ребенок рассказывает, другой показывает с помощью мимики
и жестов то, о чем говорится. Изобразить несколько персонажей сразу: "Щенок лежит на коврике, сладко спит. Вот он проснулся, потянулся, зевнул, посмотрел по сторонам, побежал на улицу, там встретил кошку и т.д."
Упражнения с воображаемыми предметами типа: "Представь себе мяч, возьми его". Показать какого-либо персонажа в движении сначала без слов, потом со словами, а все должны отгадать, кто это был. Показать, как просят игрушку заяц, лиса, волк. Представить, как обращается к колобку заяц (волк): если он голодный, сытый, злой и т.д.
Отражение сюжетов сказок в изодеятельности.
Слайд 25Подготовительная к школе группа
Прием нравственной лесенки.
Рассматривание иллюстраций, книг, анализ эмоциональных
состояний персонажей, изображенных на картинке. Разыгрывание различных сюжетов. Изменение конца в знакомой сказке. Из двух драматизаций сделать одну (способ морфологического анализа). Перевирание сказки (метод Джани Родари). Сказка по-новому. Сказка с открытым концом. Программы "Развитие", "Одаренный ребенок", предлагают решать задачу развития умения использовать условные обозначения при планировании игр-драматизаций. В подготовительной группе планируются в устном плане, самостоятельное распределение ролей.
Слайд 26Инсценировка
Инсценирование – это точное и последовательное воспроизведение авторского литературного произведения. Поэтому
в отличии от игры-драматизации тут используются специальной заучивание текста.
Инсценирование литературных произведений проводят лишь с детьми старших групп, в основном во время литературных утренников, концертов, праздников. Обязательно использовать декорации, костюмы, атрибуты.
В инсценировке, как правило, есть ведущий, который произносит слова от автора. Инсценировать можно также стихотворные произведения.
Слайд 27
С инсценировкой художественных литературных произведений дети могут познакомиться, слушая грамзапись инсценировки
в исполнении артистов художественного слова.
Дети могут инсценировать фрагменты того или другого литературного произведения при проведении праздника сказки литературной викторины, клуба веселых и находчивых, праздников устного народного творчества, литературных утренников, посвященных творчеству писателей и т.д.
Указанные виды работы способствуют литературному развитию детей, воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.