Художественно-эстетическое развитие ребенка в условиях ФГОС ДО презентация

Содержание

«С самых ранних лет ребенок, знакомясь с гармонией звуков и слов, выразительностью красок и форм, стремится применить их в жизни – в меру возрастных и индивидуальных возможностей. Художественная деятельность содействует развитию

Слайд 1 Художественно-эстетическое развитие ребенка в условиях ФГОС ДО
Верещагина Нина Григорьевна,
старший

преподаватель кафедры ППДиНО

Бийск - 2018


Слайд 2«С самых ранних лет ребенок, знакомясь с гармонией звуков и слов,

выразительностью красок и форм, стремится применить их в жизни – в меру возрастных и индивидуальных возможностей. Художественная деятельность содействует развитию вкуса, воображения и фантазии, таких важных качеств личности, как самостоятельность, наблюдательность, выдержка и др., столь необходимых для выработки активной жизненной позиции».

Наталья Алексеевна Ветлугина


Слайд 3Художественно-эстетическое развитие
— процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта

человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявление красоты в мире; становление и совершенствование эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности человека.
(А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева)

Слайд 4Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления

творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе,, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты.

Цель художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников – приобщение к художественной культуре, развитие детского творчества, формирование элементов эстетического отношения к окружающему миру.

Слайд 5Эстетическое отношение — особое отношение человека к действительности, в процессе которого человек

раскрывает и выявляет меру целостности предметов, явлений и ситуаций объективного мира, проявляет и переживает развитые в себе способности и возможности активной творческой деятельности, оценивает степень совершенства явлений действительности и степень гармонии человека и мира (Краткий словарь по эстетике).
Эстетическое сознание – это форма ценностного сознания, отражение действительности и ее оценка с позиций эстетического идеала.
Эстетический идеал (от греч. idea – идея, первообраз) - художественное представление о совершенстве, отраженное в произведении искусства: изображение прекрасного как должного; высший образец красоты, добра, истины, воплощенный в образе человека, а также в общественном устройстве. 

Слайд 6ФГОС ДО
2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей

детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.




Слайд 7ФГОС ДО
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства

(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).


Слайд 8Ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений искусства
Ценность – то, что человек особенно

ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.
Ценность произведения искусства человек сможет осознать, только если овладеет системой категорий и понятий.
Смысл – содержание, сущность, суть, значение чего-то.
Восприятие – целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. Процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.
Восприятие произведения искусства – это психический процесс его осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

Слайд 9Художественное творчество детей дошкольного возраста
– это создание ребенком субъективно нового (значимого

для ребенка прежде всего) продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком),
придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.,
применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы – на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.),
проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.
(Т.С. Комарова)

Под творчеством следует понимать и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации, в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной).


Слайд 10Творческая активность – это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении

как оригинальность, созидательность, новизна.

Творческая активность – это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую.

Виды активности в рамках детского творчества
(Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, А.А. Люблинская)
репродуктивная
продуктивная



Слайд 11Компоненты творческой активности
мотивационный
креативный
интеллектуальный (когнитивный)


Слайд 12Показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей:
отношения , интересы, способности

детей, проявляющиеся в художественном творчестве;

способы творческих действий;

качество детской продукции.


Слайд 13Показатели, характеризующие отношение детей к творчеству, их интересы и способности
искренность, правдивость,

непосредственность переживаний;
развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт, способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации;
увлеченность, захваченность деятельностью;
специальные художественные способности;
видоизменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами;
возникновение потребностей, интересов к творчеству.


Слайд 14Показатели качества способов творческих действий
дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала,

создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов; применение известного в новых ситуациях;
самостоятельные поиски наилучшего решения задания;
нахождение новых приемов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в их применении, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий;
быстрота реакций, находчивость в действиях.


Слайд 15Показатели качества продукции детского художественного творчества
нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств для

воплощения образа;
индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;
соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям (выразительность, грамотность, оригинальность).


Слайд 16Этапы творчества
I. Возникновение идеи, замысла
II. Вынашивание замысла
III. Реализация замысла
IV. Появление художественного

образа, окончательная оценка полученного результата и его доработка


Слайд 17Этапы творческой деятельности детей
I. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла
II. Процесс

создания изображения детьми
III. Анализ результатов


Слайд 18Условия развития художественной деятельности дошкольников
Объективные условия :
источники различной художественной информации, обогащающие

переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;
условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;
характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выражении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.
Субъективные условия :
художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;
побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми.


Слайд 19Условия развития изобразительного творчества дошкольников
Широкий подход к решению проблемы (Творчество -

стиль жизни!)
Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними
Общение с искусством
Создание атмосферы творчества
Обучение
Комплексное и системное использование методов и приемов
Мотивация задания
Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности
Учет индивидуальных особенностей ребенка
Материальное обеспечение

Слайд 20ФГОС ДО
II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и

ее объему
2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
2.4. Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
 на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.


Слайд 21
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира»
Е.И. Тихеева


Задача ДОУ – организация предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно реализовать себя в разных видах деятельности и формах взаимодействия с педагогом и другими детьми.




Слайд 22ФГОС ДО
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,

доступной и безопасной.


Слайд 231) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное

пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.



 


Слайд 242) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от

образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Слайд 25 5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с

ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.



Слайд 26Художественно–эстетическая направленность
гармоничного наполнения предметно–пространственной среды произведениями искусства;
организации на базе ДОУ мини–музея

искусств;
оборудования в ДОУ специальных дополнительных учебных помещений (творческих мастерских);
оборудования в групповых помещениях зон художественно–творческой деятельности;
приоритета художественно–эстетических видов деятельности в образовательном процессе;
увеличения числа досуговых мероприятий художественно-эстетической направленности;
максимального приобщения детей к «живому» искусству.


Слайд 27Развивающая направленность
разнообразие;
открытость;
мобильность;
ориентированность на творчество ;
ориентированность на зону ближайшего развития ребенка.


Слайд 28Личностно–ориентированная направленность
максимальная дифференциация и индивидуализация образовательного процесса;
предоставление ребенку возможности выбора;
поощрение и

стимулирование детских творческих начинаний и инициатив.


Слайд 29Здоровьесберегающая направленность
создание в учреждении атмосферы доброжелательности, эмоционального подъема, психологической свободы и

защищенности, внимания и заботы;
обеспечение ребенку возможности удовлетворения физиологических и личностных потребностей, желаний и интересов;
предоставление ребенку возможности самореализации в различных видах деятельности;
соблюдение санитарно–гигиенических норм и требований к организации воспитательно–образовательного процесса;
исключение эмоциональных, интеллектуальных и физических перегрузок ребенка;
координацию педагогических действий педагогов, медиков и родителей.


Слайд 30«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,

а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика