Слайд 1Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках литературы.
Слайд 2Социальный заказ
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика,
воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования)
Слайд 3
Выпускника школы необходимо снабдить умением находить и использовать новую
информацию, а не только набором фактов, понятий алгоритмов – тем, что мы называли предметными ЗУНами..
Слайд 4Виды результатов
Виды
образовательных
результатов
Личностные
Метапредметные
Предметные
Развитие личностных качеств
Универсальные способы действий
Разные виды результатов по предмету
Слайд 5
Виды универсальных учебных действий.
Личностные УУД
Познавательные
УУД
Регулятивные
УУД
Коммуникати-вные УУД
Универсальные учебные действия представляют собой целостную
систему, в которой генезис и развитие каждого
из видов УУД определяется его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного развития.
Слайд 6Выполняя любое задание, ученик получает реальные приращения:
В усвоении предметных знаний (знаю)
В
формировании метапредметных умений (могу, умею)
В развитии личностных качеств ученика (хочу).
Слайд 7
Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?
Слайд 8 Элементы новых технологий, ориентированных на системно-деятельностный подход: Технология критического
мышления, модульного обучения, проблемного обучения
Слайд 9Наиболее эффективные пути и способы развития УУД в контексте уроков русского
языка и литературы
Формирование универсальных учебных действий в процессе анализа художественного текста
Формирование универсальных учебных действий в процессе исследовательской и проектной деятельности
Учебное сотрудничество
Слайд 11Изучение поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Планирование изучения:
тестирование,
анализ выразительных средств языка,
отрывок
наизусть,
написание домашнего сочинения.
в начале изучения новый темы ребята знают какие диагностические работы их ожидают, и сами включаются в процесс планирования учебной деятельности.
Слайд 12Формирование универсальных учебных действий в процессе анализа художественного текста
Слайд 13И.Бунин «Лапти» 7 класс
прогнозирование, критическое мышление
Тема урока «Смерть ради жизни» уже
вызывает недоумение ребят.
Как вы думаете, о чем пойдет разговор на уроке?
Как вы понимаете выражение «Смерть ради жизни»?
Как вы думаете, будет связана тема урока с названием рассказа?
Слайд 14Цели на уроке
Постановка цели урока (сначала учениками, затем учителем)
Цель: проанализировать рассказ
и подумать над выражением «смерть ради жизни».
Слайд 15Жанр
Рассказ
Сюжет
Тяжело болен ребёнок. Мать бессильна помочь сыну: вьюга не позволяет позвать
доктора. Деревенский мужик Нефёд хочет выполнить странное желание мальчика - принести ему красные лапти. В пути Нефёд замерзает.
Тема
Самопожертвование ради спасения жизни ребенка
Идея
Необычайная доброта, готовность к самопожертвованию
Проблема
доброты, любви,
милосердия,
самопожертвования
Кластер
Слайд 16Синквейн
развивает регулятивные, коммуникативные и личностные УУД.
Человек
Обычный, решительный
Работает, сопереживает,
отправляется
Погибает ради спасения других
Герой
Слайд 17Домашнее задание по выбору
1) подготовить рассказ о творчестве И.А. Бунина; пересказ
рассказа «Лапти»;
2) составить характеристику Нефёда;
3 ) написать мини-сочинение на тему «В жизни всегда есть место подвигу».
Слайд 18Формирование универсальных учебных действий в процессе исследовательской и проектной деятельности
Слайд 19Сопоставление «Сказки о мертвой царевне» А. С. Пушкина и «Спящей царевны»
В. А. Жуковского
Слайд 20В сказках «Спящая царевна» В. А. Жуковского и «Сказке о мертвой
царевне» А. С. Пушкина больше различий, чем общего, и сказку А. С. Пушкина лучше знают дети и взрослые, так как она ближе к русским народным сказкам.
Гипотеза:
Слайд 21Задачи:
Прочитать сказки.
Сравнить сюжеты, композицию и героев сказок Пушкина А. С. И
Жуковского В. А.
Установить первоисточники сказок.
Выявить родство этих сказок с народными.
Установить сохранение традиций народных сказок в литературных.
Провести анкетирование обучающихся 9-11 классов и их родителей.
Обобщить результаты сравнения, сделать выводы.
Слайд 22Популярность сказок
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»
В.А. Жуковский «Спящая царевна»
Слайд 23Победителю-ученику от побежденного учителя
Слайд 24Таким образом, при подготовке к уроку следует помнить, что
задания должны
носить проблемный характер;
нацеливать ученика на поисковую и исследовательскую деятельность;
предполагать индивидуальную или групповую работу, то есть способствовать формированию универсальных учебных действий.
Слайд 25Однако главной задачей учителя, по моему мнению, остается позитивное общение с
детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимым и вежливым.
Не верно
верно
Слайд 26Список литературы
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
2. Коджаспирова
Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.
5. Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина. [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207
7. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
9. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
и др. источники.
Слайд 27Список литературы
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
2. Коджаспирова
Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.
5. Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина. [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207
7. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
9. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
и др. источники.